Статья:

Анализ последствий дорожно - транспортных происшествий на территории Вологодской области

Конференция: CVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Патракеев А.В. Анализ последствий дорожно - транспортных происшествий на территории Вологодской области // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(108). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(108).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ последствий дорожно - транспортных происшествий на территории Вологодской области

Патракеев Андрей Владимирович
магистрант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, РФ, г. Санкт-Петербург
Тарабин Иван Алексеевич
научный руководитель, старший преподаватель, Вологодский государственный университет, РФ, г. Вологда

 

В современных условиях большое внимание уделяется вопросам организации безопасности дорожного движения. Это обусловлено тем, что речь, в первую очередь, идет о здоровье и жизни людей. Цель исследования – оценить эффективность выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013- 2020 гг.», которая была разработана Министерством внутренних дел Российской Федерации в 2013 году и в настоящее время реализуется на территории РФ, в том числе и Вологодской области. Основополагающим документом для реализации стало Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864. Цель данной программы – сокращение смертности от дорожно - транспортных происшествий к 2020 году на 8000 человек (28,82%). [2] Исходя из всего вышеизложенного, тему исследования следует считать актуальной.

Задачи исследования – проанализировать итоги дорожного травматизма на федеральных автодорогах, дорогах регионального значения и населенных пунктов Вологодской области в 2015 и 2019 годах. Объекты исследования – последствия дорожно-транспортных происшествий.

Дорожно – транспортное происшествие (далее ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. [1]

Причинами ДТП являются нарушение правил дорожного движения, в том числе неадекватное поведение других участников движения, внезапный выход пешеходов в неположенном месте; управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; управление транспортным средством гражданами, не имеющими водительских прав; управление транспортными средствами несовершеннолетними. Также причинами могут быть некачественное дорожное покрытие; погодные условия; стихийные бедствия; неисправность транспортных средств; перебои в работе светофоров; несоответствие дорожных знаков и разметки; выход животных на трассу.

Основной причиной, все же, надо выделить «человеческий фактор». Водитель ежесекундно должен помнить о том, что он управляет источником повышенной опасности и, что «все правила дорожного движения написаны кровью». Пешеходы не должны забывать, что их жизнь и здоровье, в первую очередь, находятся в их руках, и машина не остановится в ту секунду, когда они перед ней возникнут. Пешеходы переходят дорогу в неустановленных местах, в капюшонах, в наушниках. Забывают простое правило: «Внимательно посмотреть налево, затем направо. Убедиться, что транспортное средство остановилось, и Вас пропускают».

Последствия ДТП разнообразны: причинение ущерба своему имуществу, имуществу государства и третьих лиц; причинение вреда здоровью; смерть.

В ходе исследования были проанализированы последствия ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. Эти годы были взяты потому, что оба они – итоговые в целевой программе. Исходными данными для проведения анализа явились сводки о дорожно – транспортных происшествиях на указанной территории за определенный период времени. В процессе исследования применялись методы сравнения, базисных и цепных подстановок.

Результаты исследования приведены в таблицах 1 – 4. 

В таблице 1 приведены результаты исследования в виде итоговых данных абсолютных отклонений показателей последствий ДТП по годам. За базу принят 2015 год.

Таблица 1.

Абсолютные отклонения показателей последствий ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. (отношение к 2015 году)

 

Показатели

Абсолютное отклонение по годам

2016 к 2015

2017 к 2015

2018 к 2015

2019 к 2015

ДТП с пострадавшими

-57

-159

-100

-144

Погибло

-17

-8

+4

-11

Пострадало

+71

-247

-155

-214

ДТП с мат. ущербом

-1512

-4999

-10283

-12100

 

В таблице 2 приведены результаты исследования в виде итоговых данных абсолютных отклонений показателей последствий ДТП по годам. За базу принят год предыдущий.

  Таблица 2.

Абсолютные отклонения показателей последствий ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. (отношение к предыдущему году)

 

Показатели

Абсолютное отклонение по годам

2016 к 2015

2017 к 2016

2018 к 2017

2019 к 2018

ДТП с пострадавшими

-57

-102

+59

-44

Погибло

-17

+9

+12

-15

Пострадало

+71

-318

+92

-59

ДТП с мат. ущербом

-1512

-3488

-5284

-1817

 

В таблице 3 приведены результаты исследования в виде итоговых данных относительных отклонений показателей последствий ДТП по годам. За базу принят 2015 год.

Таблица 3.

Относительные отклонения показателей последствий ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г.  (использование базисных индексов)

 

Соотношение лет

Относительное отклонение, %

ДТП с пострадавшими

Погибло

Пострадало

ДТП с мат. ущербом

2016 к 2015

-4

-13

+3

-5

2017 к 2015

-10

-6

-12

-17

2018 к 2015

-10

+3

-8

-35

2019 к 2015

-9

-8

-11

-42

 

В таблице 4 приведены результаты исследования в виде итоговых данных относительных отклонений показателей последствий ДТП по годам. За базу принят год предыдущий.

Таблица 4.

Относительные отклонения показателей последствий ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. (использование цепных индексов)

 

Соотношение лет

Относительное отклонение, %

ДТП с пострадавшими

Погибло

Пострадало

ДТП с мат. ущербом

2016 к 2015

-4

-13

+3

-5

2017 к 2016

-7

+7

-14

-13

2018 к 2017

+3

+9

+5

-22

2019 к 2018

-25

-11

-3

-10

 

Анализируя полученную информацию можно сделать вывод, что уменьшается количество ДТП с пострадавшими, единственное увеличение на 3% только в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Также, в 2018 году выше показатель смертности по сравнению с предыдущим годом и 2015 годом на 9% и 3% соответственно, и количество пострадавших по сравнению с 2017 годом на 5%. В 2017 году показатель смертности выше на 7%, чем в 2016 году, а в 2016 году пострадавших на 3% больше, чем в 2015 году. Но, несмотря на это, имеет место положительная динамика, прослеживается тенденция к снижению аварийности. Устойчиво сохраняется снижение количества ДТП с материальным ущербом.

Отдельно было проведено исследование показателей сезонности, а именно сравнивались данные о последствиях происшествий в зимний и летний период. Исходными данными также послужили сводки о ДТП на территории Вологодской области за 2015-2019 г.г. Была проанализирована информация по декабрю, январю, февралю, а также июню, июлю и августу каждого года.

В таблицах 5 и 6 приведены результаты исследования в виде итоговых данных абсолютных и относительных отклонений исследуемых показателей. Рассматривалось отношение зимнего периода к летнему.

Таблица 5.

Абсолютные отклонения показателей последствий ДТП по сезонам в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г.

 

Показатели

Абсолютное отклонение

2015

2016

2017

2018

2019

ДТП с пострадавшими

-100

-98

-71

-107

8

Погибло

-17

2

2

4

-7

Пострадало

-137

-71

-70

-149

35

ДТП с мат. ущербом

1761

2123

1524

2107

912

 

Таблица 6.

Относительные отклонения показателей последствий ДТП по сезонам в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г.

 

Годы

Относительное отклонение, %

ДТП с пострадавшими

Погибло

Пострадало

ДТП с мат. ущербом

2015

-21

-35

-22

+27

2016

-22

+5

-12

+36

2017

-12

+6

-14

+27

2018

-25

+11

-26

+54

2019

+2

-12

+7

+23

 

Анализируя полученную информацию можно сделать вывод о том, что в зимний период увеличивается количество ДТП с материальным ущербом, в частности, зимой 2018 года на 54% больше таких происшествий, чем летом. Вероятно, аварийность связана с некачественным дорожным покрытием, неблагоприятными погодными условиями, неумением водителей верно оценивать сложившеюся ситуацию, также не всегда водители меняют летние шины на зимние. Но при этом зимой, как правило, снижается количество ДТП с пострадавшими и число самих пострадавших. Увеличение этого показателя в летний период может быть связано с тем, что летом становится больше участников дорожного движения, на дорогах появляются транспортные средства, простоявшие всю зиму в гаражах, многие владельцы автомобилей путешествуют, в том числе едут по незнакомой местности. Причиной может быть то, что это период каникул, и зачастую дети предоставлены сами себе. Они страдают не только как пешеходы, но и как «водители». На сегодняшний день стало «модно» управлять транспортным средством, и по статистике, подростки часто угоняют машины, в том числе и у родителей, чтобы «просто покататься».

Показатели смертности выше зимой. Это говорит о тяжести зимних аварий. Причиной тому гололед и значительное сокращение светового дня. Достаточно часто встречается информация о лобовых столкновениях в связи с обгоном на обледеневшей или занесенной снегом трассе. Также не следует забывать о пешеходах, которые в зимнее время менее заметны.

С целью снижения аварийности необходимо осуществлять ряд мероприятий и со стороны государства и со стороны должностных лиц и со стороны граждан:  ужесточить наказание за нарушение правил дорожного движения; отладить процедуру прохождения технического осмотра; проводить профилактическую работу в детских садах, учебных заведениях, на социально-культурных объектах; откорректировать процедуру сдачи экзамена на получение водительского удостоверения; качественно и вовремя ремонтировать дорожное покрытие; вовремя проводить уборку и обработку дорог; устанавливать ограждения, которые будут препятствовать выходу животных;  качественно устанавливать знаки и наносить разметку; строго соблюдать правила дорожного движения и водителям и пешеходам. Подводя итог делаем вывод, что федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 гг.» на дорогах Вологодской области работает эффективно, хотя имеются колебания показателей последствий ДТП.

 

Список литературы:
1. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс].  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения 09.12.2020)
2. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864. – [Электронный ресурс]. URL : https://base.garant.ru/70467076/#friends (дата обращения 09.12.2020)