Анализ последствий дорожно - транспортных происшествий на территории Вологодской области
Конференция: CVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ последствий дорожно - транспортных происшествий на территории Вологодской области
В современных условиях большое внимание уделяется вопросам организации безопасности дорожного движения. Это обусловлено тем, что речь, в первую очередь, идет о здоровье и жизни людей. Цель исследования – оценить эффективность выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013- 2020 гг.», которая была разработана Министерством внутренних дел Российской Федерации в 2013 году и в настоящее время реализуется на территории РФ, в том числе и Вологодской области. Основополагающим документом для реализации стало Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864. Цель данной программы – сокращение смертности от дорожно - транспортных происшествий к 2020 году на 8000 человек (28,82%). [2] Исходя из всего вышеизложенного, тему исследования следует считать актуальной.
Задачи исследования – проанализировать итоги дорожного травматизма на федеральных автодорогах, дорогах регионального значения и населенных пунктов Вологодской области в 2015 и 2019 годах. Объекты исследования – последствия дорожно-транспортных происшествий.
Дорожно – транспортное происшествие (далее ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. [1]
Причинами ДТП являются нарушение правил дорожного движения, в том числе неадекватное поведение других участников движения, внезапный выход пешеходов в неположенном месте; управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; управление транспортным средством гражданами, не имеющими водительских прав; управление транспортными средствами несовершеннолетними. Также причинами могут быть некачественное дорожное покрытие; погодные условия; стихийные бедствия; неисправность транспортных средств; перебои в работе светофоров; несоответствие дорожных знаков и разметки; выход животных на трассу.
Основной причиной, все же, надо выделить «человеческий фактор». Водитель ежесекундно должен помнить о том, что он управляет источником повышенной опасности и, что «все правила дорожного движения написаны кровью». Пешеходы не должны забывать, что их жизнь и здоровье, в первую очередь, находятся в их руках, и машина не остановится в ту секунду, когда они перед ней возникнут. Пешеходы переходят дорогу в неустановленных местах, в капюшонах, в наушниках. Забывают простое правило: «Внимательно посмотреть налево, затем направо. Убедиться, что транспортное средство остановилось, и Вас пропускают».
Последствия ДТП разнообразны: причинение ущерба своему имуществу, имуществу государства и третьих лиц; причинение вреда здоровью; смерть.
В ходе исследования были проанализированы последствия ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. Эти годы были взяты потому, что оба они – итоговые в целевой программе. Исходными данными для проведения анализа явились сводки о дорожно – транспортных происшествиях на указанной территории за определенный период времени. В процессе исследования применялись методы сравнения, базисных и цепных подстановок.
Результаты исследования приведены в таблицах 1 – 4.
В таблице 1 приведены результаты исследования в виде итоговых данных абсолютных отклонений показателей последствий ДТП по годам. За базу принят 2015 год.
Таблица 1.
Абсолютные отклонения показателей последствий ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. (отношение к 2015 году)
Показатели |
Абсолютное отклонение по годам |
|||
2016 к 2015 |
2017 к 2015 |
2018 к 2015 |
2019 к 2015 |
|
ДТП с пострадавшими |
-57 |
-159 |
-100 |
-144 |
Погибло |
-17 |
-8 |
+4 |
-11 |
Пострадало |
+71 |
-247 |
-155 |
-214 |
ДТП с мат. ущербом |
-1512 |
-4999 |
-10283 |
-12100 |
В таблице 2 приведены результаты исследования в виде итоговых данных абсолютных отклонений показателей последствий ДТП по годам. За базу принят год предыдущий.
Таблица 2.
Абсолютные отклонения показателей последствий ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. (отношение к предыдущему году)
Показатели |
Абсолютное отклонение по годам |
|||
2016 к 2015 |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
2019 к 2018 |
|
ДТП с пострадавшими |
-57 |
-102 |
+59 |
-44 |
Погибло |
-17 |
+9 |
+12 |
-15 |
Пострадало |
+71 |
-318 |
+92 |
-59 |
ДТП с мат. ущербом |
-1512 |
-3488 |
-5284 |
-1817 |
В таблице 3 приведены результаты исследования в виде итоговых данных относительных отклонений показателей последствий ДТП по годам. За базу принят 2015 год.
Таблица 3.
Относительные отклонения показателей последствий ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. (использование базисных индексов)
Соотношение лет |
Относительное отклонение, % |
|||
ДТП с пострадавшими |
Погибло |
Пострадало |
ДТП с мат. ущербом |
|
2016 к 2015 |
-4 |
-13 |
+3 |
-5 |
2017 к 2015 |
-10 |
-6 |
-12 |
-17 |
2018 к 2015 |
-10 |
+3 |
-8 |
-35 |
2019 к 2015 |
-9 |
-8 |
-11 |
-42 |
В таблице 4 приведены результаты исследования в виде итоговых данных относительных отклонений показателей последствий ДТП по годам. За базу принят год предыдущий.
Таблица 4.
Относительные отклонения показателей последствий ДТП в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г. (использование цепных индексов)
Соотношение лет |
Относительное отклонение, % |
|||
ДТП с пострадавшими |
Погибло |
Пострадало |
ДТП с мат. ущербом |
|
2016 к 2015 |
-4 |
-13 |
+3 |
-5 |
2017 к 2016 |
-7 |
+7 |
-14 |
-13 |
2018 к 2017 |
+3 |
+9 |
+5 |
-22 |
2019 к 2018 |
-25 |
-11 |
-3 |
-10 |
Анализируя полученную информацию можно сделать вывод, что уменьшается количество ДТП с пострадавшими, единственное увеличение на 3% только в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Также, в 2018 году выше показатель смертности по сравнению с предыдущим годом и 2015 годом на 9% и 3% соответственно, и количество пострадавших по сравнению с 2017 годом на 5%. В 2017 году показатель смертности выше на 7%, чем в 2016 году, а в 2016 году пострадавших на 3% больше, чем в 2015 году. Но, несмотря на это, имеет место положительная динамика, прослеживается тенденция к снижению аварийности. Устойчиво сохраняется снижение количества ДТП с материальным ущербом.
Отдельно было проведено исследование показателей сезонности, а именно сравнивались данные о последствиях происшествий в зимний и летний период. Исходными данными также послужили сводки о ДТП на территории Вологодской области за 2015-2019 г.г. Была проанализирована информация по декабрю, январю, февралю, а также июню, июлю и августу каждого года.
В таблицах 5 и 6 приведены результаты исследования в виде итоговых данных абсолютных и относительных отклонений исследуемых показателей. Рассматривалось отношение зимнего периода к летнему.
Таблица 5.
Абсолютные отклонения показателей последствий ДТП по сезонам в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г.
Показатели |
Абсолютное отклонение |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ДТП с пострадавшими |
-100 |
-98 |
-71 |
-107 |
8 |
Погибло |
-17 |
2 |
2 |
4 |
-7 |
Пострадало |
-137 |
-71 |
-70 |
-149 |
35 |
ДТП с мат. ущербом |
1761 |
2123 |
1524 |
2107 |
912 |
Таблица 6.
Относительные отклонения показателей последствий ДТП по сезонам в Вологодской области за период с 2015 по 2019 г.г.
Годы |
Относительное отклонение, % |
|||
ДТП с пострадавшими |
Погибло |
Пострадало |
ДТП с мат. ущербом |
|
2015 |
-21 |
-35 |
-22 |
+27 |
2016 |
-22 |
+5 |
-12 |
+36 |
2017 |
-12 |
+6 |
-14 |
+27 |
2018 |
-25 |
+11 |
-26 |
+54 |
2019 |
+2 |
-12 |
+7 |
+23 |
Анализируя полученную информацию можно сделать вывод о том, что в зимний период увеличивается количество ДТП с материальным ущербом, в частности, зимой 2018 года на 54% больше таких происшествий, чем летом. Вероятно, аварийность связана с некачественным дорожным покрытием, неблагоприятными погодными условиями, неумением водителей верно оценивать сложившеюся ситуацию, также не всегда водители меняют летние шины на зимние. Но при этом зимой, как правило, снижается количество ДТП с пострадавшими и число самих пострадавших. Увеличение этого показателя в летний период может быть связано с тем, что летом становится больше участников дорожного движения, на дорогах появляются транспортные средства, простоявшие всю зиму в гаражах, многие владельцы автомобилей путешествуют, в том числе едут по незнакомой местности. Причиной может быть то, что это период каникул, и зачастую дети предоставлены сами себе. Они страдают не только как пешеходы, но и как «водители». На сегодняшний день стало «модно» управлять транспортным средством, и по статистике, подростки часто угоняют машины, в том числе и у родителей, чтобы «просто покататься».
Показатели смертности выше зимой. Это говорит о тяжести зимних аварий. Причиной тому гололед и значительное сокращение светового дня. Достаточно часто встречается информация о лобовых столкновениях в связи с обгоном на обледеневшей или занесенной снегом трассе. Также не следует забывать о пешеходах, которые в зимнее время менее заметны.
С целью снижения аварийности необходимо осуществлять ряд мероприятий и со стороны государства и со стороны должностных лиц и со стороны граждан: ужесточить наказание за нарушение правил дорожного движения; отладить процедуру прохождения технического осмотра; проводить профилактическую работу в детских садах, учебных заведениях, на социально-культурных объектах; откорректировать процедуру сдачи экзамена на получение водительского удостоверения; качественно и вовремя ремонтировать дорожное покрытие; вовремя проводить уборку и обработку дорог; устанавливать ограждения, которые будут препятствовать выходу животных; качественно устанавливать знаки и наносить разметку; строго соблюдать правила дорожного движения и водителям и пешеходам. Подводя итог делаем вывод, что федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 гг.» на дорогах Вологодской области работает эффективно, хотя имеются колебания показателей последствий ДТП.