Статья:

Анализ специфики зарубежного и российского опыта медиации в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Полянская Е.А. Анализ специфики зарубежного и российского опыта медиации в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ специфики зарубежного и российского опыта медиации в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Полянская Евгения Алексеевна
студент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск

 

Особенность применения медиации в зарубежных странах заключается в том, что данная процедура имеет четко выраженный юридический контекст. В определенных государствах, таких как Австрия, Германия, Финляндия, Польша, медиативные процедуры регулируются специальными законодательными актами в отношении ювенальной юстиции. В таком случае процесс медиации находится под руководством судьи или государственного прокурора и представляет собой альтернативу судебного разбирательства.

Так, например, в Норвегии процедура посредничества в отношении несовершеннолетних главным образом осуществляется по уголовным делам, направляемым в службы полицией или государственным прокурором [2]. В то же время другие социальные службы, школы или заинтересованные лица имеют возможность воспользоваться процедурой в муниципальной службе медиации.

В соответствии с моделью ювенальной юстиции Германии судья имеет право, не прибегая к уголовному наказанию, приступить к примирению несовершеннолетнего правонарушителя, несмотря на его желание, с потерпевшим, заставив собственными силами загладить случившееся преступление, попросить прощения у потерпевшего или приступить к другим мерам с тем, чтобы достигнуть соглашения. Во Франции начинать процедуру медиации, до возбуждения уголовного дела, прокурор имеет право только после согласия сторон на данный процесс [5].

Несмотря на наличие в различных зарубежных странах похожих форм осуществления медиативных процедур в уголовно-правовой области, имеются некоторые национальные особенности. Так, например, если говорить о Великобритании, то в данном государстве существует несколько форм медиации, которые способствуют разрешению конфликтной ситуации на любой стадии уголовного процесса. Вследствие этого в зависимости от стадии судопроизводства выделяют полицейскую и судебную медиации [3, с. 133]. Полицейская медиация проводится до возбуждения уголовного дела. В результате успешной примирительной процедуры и заключения соглашения полиция утверждает решение об отклонении возбуждения уголовного дела, которое в соответствии с особенностями данного государства не оформляется документально. Судебная медиация проводится после осуждения несовершеннолетнего. Суд, признав виновным лицо, не выносит окончательного решения о мере и сроке наказания в течении определенного времени, пока службой пробации осуществляется процедура медиации. При заключении участниками процесса соглашения о примирении и компенсации ущерба суд назначает осужденному смягченное наказание.

В зарубежных центрах медиации практикуются различные программы восстановительного правосудия в работе с подростками- правонарушителями.

В испанских службах примирения проводится «коллективная» медиация с подростками-правонарушителями. В роли «коллективного медиатора» выступает группа специалистов, которая включает в себя, как минимум, одного психолога, социального работника и педагога. Задача данных специалистов заключается в рассмотрении возможностей для примирения или компенсации ущерба, а также в информировании прокурора о том, какая работа по медиации была проделана или о возможных причинах неудачно проведенной процедуры.

В Италии практикуют проведение процедур медиации с несовершеннолетними правонарушителями в местах лишения свободы. Пенитенциарный судья организует встречу преступника с социальными работниками служб медиации, чтобы тем самым добиться принятия каких-либо мер для помощи потерпевшему. Но в то же время в данном государстве широко распространены такого рода альтернативные санкции, как общественные работы и домашний арест.

В России медиативная практика нашла свое отражение в форме служб медиации при учреждениях социальной защиты населения. Сеть служб примирения в учреждениях социального обслуживания населения в различных регионов нашей страны начала формироваться после принятия в 2012 году Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [7]. А также в результате принятия 2014 году Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности [4].

За довольно-таки небольшое время в России сформировалась эффективная система медиативной практики в отношении подростков, которая демонстрирует хорошие результаты. Рассмотрим наиболее интересный опыт регионов РФ по организации служб примирения на базе различных социальных учреждений.

В Волгоградской области с 2015 года практикуют медиативные технологии в рамках созданных школьных служб примирения в таких учреждениях для детей закрытого типа, как Октябрьская специальная общеобразовательная школа закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, Камышинская воспитательная колония и центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей [6, с. 181]. В данных учреждениях специалисты обучают учащихся методам разрешения конфликтных ситуаций мирным путем, тем самым предоставляя возможность не только урегулировать конфликты восстановительным способом, но и предупреждать их возникновение. В основу работы с несовершеннолетними правонарушителями лег метод осуществления программ челночной восстановительной медиации «Письмо обидчика потерпевшему о заглаживании вреда», новизна которого заключалась в участии в примирительном процессе специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В результате реализации программы челночной медиации практически все зарегистрированные конфликтные ситуации закончились примирением сторон. Сотрудники учреждений заметили положительные изменения как в состоянии подростков, так и в их поведении после осуществления с ними процедуры медиации.

Также можно наблюдать положительные изменения в статистике по правонарушениям несовершеннолетних после реализации медиативных технологий.

За первые 9 месяцев осуществления программ медиации в Волгоградской области было зафиксировано снижение общественно опасных деяний на 15 %, совершивших подрастающим поколением до достижения им возраста уголовной ответственности, а также на 75% сократилось число лиц, совершивших правонарушения повторно [8, с. 16].

С 2016 года в Ивановской области на базе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Тейково функционирует экспериментальная площадка «Использование медиативных технологий в процессе восстановительного правосудия», которая позволяет на этапе предварительного расследования случившегося противозаконного дела проводить с малолетними преступниками коррекционную работу [8, с. 22-23].

В Красноярском крае также сформирована эффективная система медиативной практики в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В настоящий момент на базе организаций социального обслуживания семьи и детей края действуют 15 служб примирения, в восстановительных процедурах которых с 2015 года приняло участие уже 628 несовершеннолетних [8, с. 43]. Медиаторами в этих учреждениях осуществляются такие формы работы, как медиация, семейный конференции, круги правосудия, письмо жертве.

Одним из учреждений Красноярского края, которое показывает хорошие результаты в области медиации, является ФКУ «Канская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю». С 2015 года в данном учреждении действует проект «Службы профилактики», который и внедрил в практику восстановительные технологии в отношении несовершеннолетних правонарушителей [1, с. 13-14]. Данный проект ориентирован на профилактику повторных преступлений со стороны подрастающего поколения, которые уже совершили противоправные деяния, и на возвращение их к нормальному законопослушному образу жизни.

Изучив и проанализировав зарубежный и российский опыт медиации в отношении подростков-правонарушителей, можно сделать следующие выводы.

Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, подтверждают, что применение медиативных процедур в уголовно-правовой области в различных странах значительно отличается как на уровне юридического регулирования, так и по методам их осуществления. Медиация в зарубежных странах в первую очередь является юридической технологией, которая может быть реализована, и как разновидность восстановительного правосудия, и как часть уголовного процесса. В странах Запада восстановительное правосудие включает в себя область юстиции по делам несовершеннолетних правонарушителей и систему социальных служб, которая практикует различные методики примирительных процедур и общественные работы.

По сравнению с зарубежной практикой в России службы примирения начали функционировать в структуре социальных учреждений в отношении подростков не так давно. Действующая организационная модель восстановительных практик в субъектах РФ в виде территориальных медиативных служб главной задачей ставит не только профилактику общественно опасных деяний среди несовершеннолетних, но и их социальное сопровождение для восстановления взаимоотношений между участниками конфликтной ситуации. Анализ отечественного опыта регионов показал, что для эффективной деятельности службы необходимо прежде всего межведомственное взаимодействие всех профилактических структур, которое создаст определенный порядок действий для успешного разрешения дела. В целом, проведенный анализ зарубежного и российского опыта медиации в отношении несовершеннолетних правонарушителей позволил убедиться в том, что медиация – это универсальная и результативная технология, она действительно способствует снижению уровня конфликтности среди подростков, а также профилактике возникновения повторных преступлений.

 

Список литературы:
1. Дети в конфликте с законом: профилактика, социальная интеграция, защиты прав. Региональный опыт: Красноярский край [Электронный ресурс]. – М. – 2017. – 32 с. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: https://cdn.penalreform.org/wp-content/uploads/2017/10/Дети-в-конфликте-с-законом_Красноярск_Макет-Krasnoyarsk.pdf. (дата обращения: 31.05.2018).
2. Ельчанинов А. П. Зарубежный опыт реализации процедур медиации в уголовно-правовой сфере [Электронный ресурс] / А. П. Ельчанинов // Центр специальных исслед. и экспертиз : сайт. – URL: https://www.psy-expert.ru/index/0-1108. (дата обращения: 31.05.2018).
3. Ковязин А. В. Становление и развитие восстановительных процедур российского и зарубежного уголовного судопроизводства [Электронный ресурс] / А. В. Ковязин // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2017. – № 3(17). – С. 132-135. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30711065_87464272.pdf. (дата обращения: 31.05.2018).
4. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/41d4f737efc862673fa1.pdf. (дата обращения: 31.05.2018).
5. Кувалдина Ю. В. Предпоссылки и перспективы развития компромиссных способов разрешения уголовно-правовых конфликтов в России : дис. … канд. юрид. наук [Электронный ресурс] / Ю. В. Кувалдина ; СамГу. – Самара, 2011. – 272 с. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/kuvaldina_2011/2-3.html. (дата обращения: 31.05.2018).
6. Маловичко И. С. Письмо обидчика пострадавшему о заглаживании вреда. Методика проведения программ челночной восстановительной медиации между несовершеннолетними правонарушителями, находящимися в закрытых учреждениях, и пострадавшими от их действий [Электронный ресурс] / И. С. Маловичко, О. А. Голустьянц, Л. П. Шефатова // Вестн. восстановительной юстиции. – 2017. – № 14. – С. 181-189. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа:  https://elibrary.ru/download/elibrary_23741415_29217507.pdf. (дата обращения: 31.05.2018).
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/. (дата обращения: 31.05.2018).
8. О применении в отношении несовершеннолетних медиативных технологий и работе служб медиации : сб. материалов по результатам III Всероссийского совещ. по вопр. орг. деятельности комис. по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уфа, 8-9 нояб. 2016 г. [Электронный ресурс] / ред. кол.: Е. В. Ильгова и др. – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Сарат. гос. юр. акад.», 2016. – 184 с. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2016/11/СБОРНИК.-МАКЕТ-docx.pdf . (дата обращения: 31.05.2018).