Особенности безработицы в России и государственная политика в области занятости
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности безработицы в России и государственная политика в области занятости
Аннотация. В работе дан анализ уровня безработицы в Росси, представлен механизм реализации государственной политики занятости населения, выделены особенности и причины роста безработицы. Намечены методы борьбы с безработицей.
Ключевые слова: безработица, занятость, механизм, рынок труда, особенности безработицы.
Безработица – одна из важнейших социальных проблем современной рыночной экономики. Для большинства безработных отсутствие постоянного места работы и зарплаты ведет к снижению уровня жизни, и низкие пособия, для получения которых нужно пройти множество бюрократических процедур, не решают эту проблему.
В настоящее время безработицы – это одна из основных задач государственной политики, а занятость – это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником дохода, а повышение дохода означает увеличение совокупного спроса, что повлечет за собой повышение национального дохода Регулирование занятости представляет собой органическое сочетание механизмов рыночной саморегуляции и государственного регулирования.
В последние годы безработица в России снижается. В декабре 2009 года был максимальный уровень безработицы - 8,3 %, но потом уровень начал падать. В декабре 2014 года был минимальный уровень безработиц, он составлял 5,2%. К концу 2016 года по анализу данных Росстата были представлены следующие показатели, характеризующие уровень безработицы в России: безработных - 4,1 млн. человек или 5,4 %; работающих - 72,6 млн. человек или 94,6%; экономическое активное население - 76,7 млн. человек или 52% от общей численности населения страны.
Одной из особенности, характеризующую Россию в 2016 году-это циклическая и структурная безработица. Прежде всего это связано со структурными изменениями в экономике, где накладываются еще действующие двухсторонние санкции со стороны других государств. По данным Росстата в России в 2016 году вырос процент граждан, которые ищут дополнительную работу. Среди положительных моментов в 2016 г. можно отметить, что экономика направлена на создание новых рабочих мест посредством открытия заводов и производств.
Согласно данным Росстата безработица на январь 2018 года составила 5.1 % или 3,9 млн. человек, работающих - 76,5 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,6 млн. человек были заняты в экономике и 3,9 млн. человек не имели занятия, но активно его искали
Другая особенность заключается в сильной дифференциации уровня безработицы по всем регионам страны. К 2018 году на первом месте по уровеню безработицы составлял для Ингушетии 29%, вторыми по уровню безработицы являются Севастополь, Забайкальский край, Кавказские республики (примерно 10%). Но интересно то, что безработица не характерна для центральных регионов России- Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города имеют самый низкий уровень безработицы - меньше 3%.
Среди наиболее типичных причин роста безработицы в нашей стране можно выделить следующие:
· отсутствие рабочих мест по причине малого количества вакансий со стороны отечественного производства (фирм, фабрик, заводов);
· вытеснение труда основным капиталом в эпоху научно-технической революции (т. е. по причине роста автоматизации производства и др.);
· низкий уровень платежеспособного спроса (отсутствие спроса на продукцию и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд имеет производственный характер, в результате чего появляется безработица);
· демографический спад;
· неблагоприятный экономический цикл
В условиях трансформации роли государств и регионов в разработке и реализации политики активного содействия и поддержки занятости возникает необходимость в более четком разграничении функций, выполняемых их органами. В связи с этим к федеральному уровню регулирования занятости отнесены следующие функции:
· международное сотрудничество по решению проблем занятости и внешней трудовой миграции;
· развитие системы трипартизма при разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения, контроль за их исполнением;
· координация деятельности по вопросам занятости с мерами по другим направлениям социальной и экономической политики;
· принятие правовых актов и законов, определяющих общие принципы государственной политики в области занятости, обязанности и права граждан в этой сфере, обязательные и минимальные нормы экономической и социальной защищенности граждан от вынужденной незанятости, государственные гарантии их соблюдения;
· определение основных направлений государственной политики занятости; разработка федеральных целевых программ содействия занятости, создания и сохранения рабочих мест, развития персонала, организации общественных работ и др.
Существует четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
· программы, принимаемые правительством по социальному страхованию безработицы;
· программы, содействия найму рабочей силы;
· программы, направленные на переподготовку и подготовку кадров;
· программа по увеличению числа рабочих мест в государственном секторе и стимулированию роста занятости.
· активная – преодоление безработицы путем переобучения и обучения работников, создание новых рабочих мест;
· пассивная – выплата пособий.
Основные меры проведения активной политики занятости:
· организация общественных работ;
· создание рабочих мест в государственном секторе (строительство, медицинские услуги, сфера образования);
· международное сотрудничество в решении вопросов занятости; – в случае необходимости, содействие в перемене места жительства для получения работы;
· государственное стимулирование (законодательными и налоговыми мерами) предоставления рабочих мест работодателями, определенным группам населения – инвалидам, молодежи;
· содействие малому предпринимательству;
· развитие бирж труда, служб занятости;
· организация переквалификации и переобучения;
· стимулирование государством инвестиций в экономику.
Существуют разные подходы для разных регионов РФ в соответствии со своими особенностями развития экономики, рынка и рынка труда.
Например:
1. Для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов необходимо:
· совершенствовать профессиональную переподготовку высвобождаемых работников;
· рекомендуется создавать новые рабочие места, поддерживать и оказывать помощь в развитии процессов самозанятости;
· поощрять миграцию населения;
· диверсифицировать источники средств финансирования региональных мероприятий по занятости.
2. Для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов необходимо:
· оценивать перспективы занятости в базовых отраслях регионов;
· поддерживать диверсификацию производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;
· поддерживать традиционные виды занятости коренного населения;
· расширять спектр профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
· образовательно и финансово содействовать развитию самозанятости и мелкому бизнесу.
3. Для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов необходимо:
· углублять агропромышленный профиль подготовки и переподготовки работников;
· содействовать развитию самозанятости населения;
· активно содействовать усилению агропромышленной специализации регионов;
· создавать новые рабочие места, особенно в сфере услуг.