Статья:

Особенности безработицы в России и государственная политика в области занятости

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кудюрова А.В. Особенности безработицы в России и государственная политика в области занятости // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(12).pdf (дата обращения: 25.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности безработицы в России и государственная политика в области занятости

Кудюрова Александра Валерьевна
студент Ульяновского государственного университета РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. В работе дан анализ уровня безработицы в Росси, представлен механизм реализации государственной политики занятости населения, выделены особенности и причины роста безработицы. Намечены методы борьбы с безработицей.

Ключевые слова: безработица, занятость, механизм, рынок труда, особенности безработицы.

 

Безработица – одна из важнейших социальных проблем современной рыночной экономики. Для большинства безработных отсутствие постоянного места работы и зарплаты ведет к снижению уровня жизни, и низкие пособия, для получения которых нужно пройти множество бюрократических процедур, не решают эту проблему.

В настоящее время безработицы – это одна из основных задач государственной политики, а занятость – это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником дохода, а повышение дохода означает увеличение совокупного спроса, что повлечет за собой повышение национального дохода Регулирование занятости представляет собой органическое сочетание механизмов рыночной саморегуляции и государственного регулирования.

В последние годы безработица в России снижается. В декабре 2009 года был максимальный уровень безработицы - 8,3 %, но потом уровень начал падать. В декабре 2014 года был минимальный уровень безработиц, он составлял 5,2%. К концу 2016 года по анализу данных Росстата были представлены следующие показатели, характеризующие уровень безработицы в России: безработных - 4,1 млн. человек или 5,4 %; работающих - 72,6 млн. человек или 94,6%; экономическое активное население - 76,7 млн. человек или 52% от общей численности населения страны.

Одной из особенности, характеризующую Россию в 2016 году-это циклическая и структурная безработица. Прежде всего это связано со структурными изменениями в экономике, где накладываются еще действующие двухсторонние санкции со стороны других государств. По данным Росстата в России в 2016 году вырос процент граждан, которые ищут дополнительную работу. Среди положительных моментов в 2016 г. можно отметить, что экономика направлена на создание новых рабочих мест посредством открытия заводов и производств.

Согласно данным Росстата безработица на январь 2018 года составила 5.1 % или 3,9 млн. человек, работающих - 76,5 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,6 млн. человек были заняты в экономике и 3,9 млн. человек не имели занятия, но активно его искали

Другая особенность заключается в сильной дифференциации уровня безработицы по всем регионам страны. К 2018 году на первом месте по уровеню безработицы составлял для Ингушетии 29%, вторыми по уровню безработицы являются Севастополь, Забайкальский край, Кавказские республики (примерно 10%). Но интересно то, что безработица не характерна для центральных регионов России- Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города имеют самый низкий уровень безработицы - меньше 3%.

Среди наиболее типичных причин роста безработицы в нашей стране можно выделить следующие:

· отсутствие рабочих мест по причине малого количества вакансий со стороны отечественного производства (фирм, фабрик, заводов);

· вытеснение труда основным капиталом в эпоху научно-технической революции (т. е. по причине роста автоматизации производства и др.);

· низкий уровень платежеспособного спроса (отсутствие спроса на продукцию и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд имеет производственный характер, в результате чего появляется безработица);

· демографический спад;

· неблагоприятный экономический цикл

В условиях трансформации роли государств и регионов в разработке и реализации политики активного содействия и поддержки занятости возникает необходимость в более четком разграничении функций, выполняемых их органами. В связи с этим к федеральному уровню регулирования занятости отнесены следующие функции:

· международное сотрудничество по решению проблем занятости и внешней трудовой миграции;

· развитие системы трипартизма при разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения, контроль за их исполнением;

· координация деятельности по вопросам занятости с мерами по другим направлениям социальной и экономической политики;

· принятие правовых актов и законов, определяющих общие принципы государственной политики в области занятости, обязанности и права граждан в этой сфере, обязательные и минимальные нормы экономической и социальной защищенности граждан от вынужденной незанятости, государственные гарантии их соблюдения;

· определение основных направлений государственной политики занятости; разработка федеральных целевых программ содействия занятости, создания и сохранения рабочих мест, развития персонала, организации общественных работ и др.

Существует четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

·     программы, принимаемые правительством по социальному страхованию безработицы;

·     программы, содействия найму рабочей силы;

·     программы, направленные на переподготовку и подготовку кадров;

·     программа по увеличению числа рабочих мест в государственном секторе и стимулированию роста занятости.

·     активная – преодоление безработицы путем переобучения и обучения работников, создание новых рабочих мест;

·     пассивная – выплата пособий.

Основные меры проведения активной политики занятости:

·     организация общественных работ;

·     создание рабочих мест в государственном секторе (строительство, медицинские услуги, сфера образования);

·     международное сотрудничество в решении вопросов занятости; – в случае необходимости, содействие в перемене места жительства для получения работы;

·     государственное стимулирование (законодательными и налоговыми мерами) предоставления рабочих мест работодателями, определенным группам населения – инвалидам, молодежи;

·     содействие малому предпринимательству;

·     развитие бирж труда, служб занятости;

·     организация переквалификации и переобучения;

·     стимулирование государством инвестиций в экономику.

Существуют разные подходы для разных регионов РФ в соответствии со своими особенностями развития экономики, рынка и рынка труда.

Например:

1.  Для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов необходимо:

·     совершенствовать профессиональную переподготовку высвобождаемых работников;

·     рекомендуется создавать новые рабочие места, поддерживать и оказывать помощь в развитии процессов самозанятости;

·     поощрять миграцию населения;

·     диверсифицировать источники средств финансирования региональных мероприятий по занятости.

2.  Для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов необходимо:

·     оценивать перспективы занятости в базовых отраслях регионов;

·     поддерживать диверсификацию производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;

·     поддерживать традиционные виды занятости коренного населения;

·     расширять спектр профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;

·     образовательно и финансово содействовать развитию самозанятости и мелкому бизнесу.

3.  Для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов необходимо:

·     углублять агропромышленный профиль подготовки и переподготовки работников;

·     содействовать развитию самозанятости населения;

·      активно содействовать усилению агропромышленной специализации регионов;

·     создавать новые рабочие места, особенно в сфере услуг.

 

Список литературы:
1. Матвеева Т.Ю. Курс лекций для экономистов. – М.: Приор, 2015. 
2. Товкайло М. Русские качели - ВВП падает, безработица растет. – 2016. – 
№ 61. – С. 11.
3. Ткач А. Особенно опасна скрытая безработица. – 2012. – № 19. – С. 13. 4. А.С. Булатова Экономика: учебник. – М.: Юрист, 2013.