Внутренняя утечка мозгов в России
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Внутренняя утечка мозгов в России
О проблеме утечке мозгов из России говорили уже не раз. Не одно десятилетие талантливые ученые и молодые многообещающие специалисты покидают родину в поисках более привлекательных возможностей за рубежом. Причины тому также известны:
1) низкий уровень оплаты труда научным сотрудникам;
2) неудовлетворительная материально-техническая и приборная база;
продуктивного труда;
4) большая ценность европейского и американского диплома.
Однако в данной статье я хотел бы рассмотреть проблему утечки мозгов под несколько другим углом. Дело в том, что помимо внешней утечки выделяют и внутреннюю – многие перспективные учёные предпочитают научной деятельности карьеру в крупных компаниях или создание собственных бизнес проектов, зачастую несвязанных напрямую с их компетенцией и не носящих инновационный характер.
Важно определить, что же мешает людям сосредотачиваться на карьере и вносить свой вклад в развитие науки России. Данный вопрос невозможно рассматривать с одной позиции – он носит комплексный характер. С одной стороны, существует ряд препятствий для работы молодых специалистов по своему профилю и в тоже время есть определенные причины, по которым так много людей начинают собственный бизнес или пробуют себя на незнакомых должностях.
Общая перспектива развития научного сектора в нашей стране на ближайшие несколько лет не слишком позитивна. Государственная бюджетная программа на 2014-2020 гг. предусматривала следующую структуру расходов на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России.
Рисунок 1. Затраты на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России, млрд
Источник: постановление от 21 мая 2013 г. n 426 о федеральной целевой программе «исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса россии на 2014 - 2020 годы».
Как видно на графике, данная программа на момент утверждения, 21 мая 2013, предполагала последовательно растущий процесс развития научного сектора в РФ. Однако, учитывая редакцию от 26.12.2016 N 1497, выясняется, что Правительство сократит расходы на программу развития научно-технологического комплекса на 25 млрд руб. На 19 млрд меньше будет выделено на научные исследования. Такие изменения не внушают больших надежд на последовательное и прогрессивное развитие научной сферы деятельности в России, а соответственно, и благоприятных условий для работников. Другой причиной для подобных выводов служит соотношение инвестиций в научный сектор страны к её ВВП. Сравнивая объёмы инвестиции в РФ с другими странами, анализирующий не заметит проблемы – 9ое место и 40,2 млрд долларов инвестиций*, но стоит только соотнести это число с ВВП, как сразу получается ужасающе малый показатель – 1,13%. Лидеры — Южная Корея (4,29%), Израиль (4,11%), Япония (3,59%). В рейтинге США — 11-е (2,74%), Китай — 17-й (2,05%).
Рисунок 2. Объёмы инвестиций
Из всего вышесказанного можно сделать лишь один вывод – научному сектору в России уделяют недостаточное внимание и инвестируют относительно незначительные средства. Несомненно, это является главным отталкивающим фактором для работы в сфере науки и инновационных разработок, поскольку он порождает все прочие недостатки, о которых уже говорилось ранее.
Еще одним непрямым фактором, который в свою очередь тоже приводит многих из научного сектора в бизнес, является плохо налаженная связь между наукой и образованием. Студент пишет научную работу, проводит исследования, защищает её, а потом откладывает в сторону. Затем ещё одну точно также. А потом снова. И так рано или поздно человек осознает, что со своими проектами и исследованиями может добиться намного больших результатов самостоятельно, не ожидая поддержки. Он может найти инвесторов, или взять кредит, или своими силами начать реализацию проектов постепенно.
Остаётся нераскрытым вопрос - почему же все талантливые и перспективные научные деятели предпочитают начать собственное дело и зарабатывать в нишах, порой никак не связанных с научными разработками. Ответ кроется в специфике малого предпринимательства в России.
Рисунок 3. Таблица МСП
Как видно из таблицы, подавляющую часть сектора МСП в РФ составляют индивидуальные предпринимательства и микро-предприятия – 94,5% всех категорий. Логично, что в этих двух случаях самые низкие условия входа и потому так многие регистрируют свою компанию и начинают пробовать себя в роли предпринимателя. Действительно, Россия постепенно двигается вверх в рейтинге Doing Business и на первый взгляд картина в стране может показаться яркой и позитивной. Однако методика не учитывает такие самые болезненные для бизнеса индикаторы, как уровень коррупции и доступ к финансовому рынку и кредитам. Неудивительно, что также велика доля закрывающихся компаний. По статистике ФНС лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.
“Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.”
– Элвин Тоффлер –
Люди, которые способны учиться, изучать, открывать, изобретать, как-то проявлять себя в научной деятельности, обладают преимуществом перед другими предпринимателями. Они умеют смотреть на вещи под разными углами, умеют генерировать новые идеи, разрабатывать новый продукт, анализировать и делать множество тех вещей, которыми большинство новичков бизнеса пренебрегает. Все эти навыки, безусловно, помогают им и при построении карьеры в уже существующей компании.
Так или иначе, для обеспечения более благоприятных условий работникам научного сектора в России представляются возможными следующие мероприятия:
1) Создание и популяризация открытой базы проектов и работ молодых ученых для поиска инвесторов и венчурных компаний.
2) Подготовка программы поддержки молодых ученых после защиты ими кандидатских и докторских диссертаций.
3) Корректировка государственной политики поддержки научных предприятий и увеличение доли инвестиций. Распределение средств в предприятия, несвязанные с добычей и продажей полезных ископаемых.
4) Улучшение условий труда (повышение зарплаты и системы нематериальной мотивации) для учёных и создание дополнительных рабочих мест, предполагающих научную и инновационную деятельность.
5) Стимулирование МСП вести научную деятельность и разработку инновационных продуктов за счет изменения программы поддержки малого бизнеса в России.
6) Создание российской версии кикстартера, чтобы инновационные идеи и продукты реализовывались в России и при поддержке её граждан.