Жилищные права осужденных к лишению свободы
Конференция: CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Жилищные права осужденных к лишению свободы
Приговор суда о назначении уголовного наказания в виде лишения свободы сам по себе не лишает осужденного права на пользование жилым помещениям. Однако он не может его осуществить фактически в полном объеме, каким пользовался до осуждения. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ― ЖК РФ) не отделяет осужденных к лишению свободы в отдельную категорию участников жилищных правоотношений. В ч. 3 ст. 1 ЖК РФ содержится норма в которой, допускается ограничение жилищных прав только на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обоспечение обороны страны и безопасности государства [1].
В сегодняшний день суды нашей страны при рассмотрении указанной категории дел руководствуются Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного Кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука» [2].
Положением к рассмотрению дела явилась неполнота изложенного вопроса, соответствует ли ч. 1 ст. 60 ЖК РСФСР Конституции РФ, предусматривающим, что жилье при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи сохраняется за ними в течение 6-ти месяцев, и п. 8 ст. 60 ЖК РФ, которым предусматривалось, что в случае осуждения лица к лишению свободы на срок свыше 6-ти месяцев жилое помещение за ним сохраняется до приведения приговора в исполнение.
Данный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и он установил, что ограничение прав и свобод человека и гражданина, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [3].
Одним из основных положений, является заключение Конституционного Суда РФ о том, что положение п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, фактически реализующее не предусмотренное уголовным законодательством дополнительное наказание в виде лишения жилищной площади, приводит к дискриминации в жилищных правах отдельных категорий граждан по признаку наличия у них судимости и в силу этого нарушает гарантируемый государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ).
Также положение данной статьи, по мнению Конституционного суда РФ, не соответствует Конституции РФ, так как временное отсутствия гражданина, также и в случае, если он отбывает наказание, не может служить в качестве основания лишения права пользования жилым помещением.
Анализ данного заключения Конституционного суда РФ приводит нас к мнению о том, что в современных реалиях осуждение лица к лишению свободы с точки зрения законодателя не является основанием для утраты прав на помещение. Также с точки зрения жилищного законодательства, отсутствие гражданина в связи с отбыванием наказания, должно рассматриваться как временное отсутствие.
Существует одна особенность лиц, осужденных к лишению свободы, такая как ограниченная возможность осуществления ими своих жилищных прав. Согласно положениям Жилищного кодекса и Конституции РФ гражданин не может быть лишен прав на помещение. Лицо не будет лишено прав, лицо будет ограничено на основании ст. 55 Конституции РФ в тех правах, осуществление которых в полном объеме противоречит смыслу и целям уголовного наказания в виде лишения свободы. Это положение подтверждается ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ): «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации».
Осужденный имеет право пользоваться помещением в определенных рамках. Согласно ч. 11 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицу будут доступны те жилищные права, которые не нарушают порядка и условий отбывания наказаний, а также не ущемляют права и законные интересы других лиц [4]. Спецификой является тот факт, что осужденный как субъект жилищных правоотношений, независимо от того, абсолютное или ограниченное субъективное право ему принадлежит, наличие судимости позволяет осужденному реализовать лишь правомочие распоряжения, либо пользования.
Подводя итого всему вышесказанному, надо отметить тот факт, что осужденные к лишению свободы, находясь в исправительных организациях, сохраняют всю полноту прав, предусмотренные ЖК РФ, вне зависимости от срока наказания. В местах лишения свободы лицо не теряет правомочия пользования и распоряжения своей недвижимостью с ограничениями, связанными с фактом изоляции от общества.