Статья:

Понятие доказательства. Виды доказательств

Конференция: CXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Казакевич А.Р., Сушкова Д.В. Понятие доказательства. Виды доказательств // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(129). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(129).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие доказательства. Виды доказательств

Казакевич Август Русланович
студент Тверского Филиала РАНХиГС, РФ, г. Тверь
Сушкова Дарья Владимировна
студент Тверского Филиала РАНХиГС, РФ, г. Тверь
Гусев Алексей Алексеевич
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент кафедры государственной политики и управления, Тверского Филиала РАНХиГС, РФ, г. Тверь

 

Ключевые слова: доказательство, аргумент, тезис, виды доказательств, контраргумент.

 

Данное понятие люди постоянно используют в повседневной жизни. В бытовых ситуациях, когда доказываем, что не ты разбил стакан, в разговоре с друзьями, доказывая, что в тебя не попали, когда играли в «войнушку», в школе, когда мы отвечаем доклад, в суде, когда доказываем свою невиновность. Доказательство - это неотъемлемая часть жизни любого человека. Рассмотрим данное понятие с точки зрения науки логики, разберем его основные виды.

Не стоит отождествлять понятия доказательство и убеждение. Не смотря на их кажущуюся взаимосвязь это разные понятия. При доказательстве мы используем научные знания, практические научно-исторические знания, то есть опираемся на проверенные и достоверные факты и события. При убеждении человек может использовать для основы предубеждения, предрассутки, пользоваться недостаточной просвещенностью в той или иной сфере, может прикрываться видимостью доказательств и так далее.

Тезис – это утверждение, истину которого нужно доказать. Для доказательства истинности тезиса используют аргументы. Аргумент – это истинное суждение, которое необходимо для того, чтобы доказать истинность тезиса. [2]

Например: высказывание (то есть тезис) «государственный служащий – это работник, который должен выполнять те или иные обязанности в соответствии, в соответствии с занимаемой должностью» легко доказать с использованием двух аргументов, в истинности которых мы уверены: 1 – «государственный служащий является работником» и 2 – «все работники должны выполнять обязанности, связанные с профессией».

Для аргументации того или иного тезиса могут использоваться уже доказанные законы и теории фундаментальных наук, например, математика, физика, химия и так далее. Так же во время доказательства тезиса можно использовать сразу несколько аргументов.

Заключительным компонентом доказательства является демонстрация. Демонстрация – это структурный элемент доказательства, который обеспечивает выведение истинности/ложности тезиса из приведенных аргументов. Другими словами - это элемент, который помогает связать тезис с аргументами. [3]

Доказательные рассуждения различаются по отношению к выдвинутому тезису. Из этого следует, что тезис можно либо подтверждать то, что он является истинным, либо опровергать то, что он является ложным, приводя для этого нужные аргументы.

Таким образом, выделяют 2 вида доказательств: [3]

  • Подтверждение тезиса
  • Опровержение тезиса

В свою очередь «подтверждение» делится на следующие виды: [4]

  • Обуславливающее подтверждение тезиса – получение тезиса из истинных аргументов.

Например: тезис «Выпускник направления ГиМУ готов работать на государственной службе» можно получить из следующих истинных высказываний: «Если студент закончил ВУЗ по направлению ГиМУ, усердно учился, то он готов работать на государственной службе»

  • Соединительное подтверждение тезиса – заключается в oбобщении схожих факторов, при которых тезис будет истинный.

Например: тезис «Команда скалолазов, которая состоит из 10 человек,  подготовлена к восхождению на гору только в том случае, если каждый участник восхождения подготовлен к этому». В данном примере в качестве аргументов, которые подтвердят тезис, могут быть следующие 10 высказываний: «Первый участник подготовлен», «второй участник подготовлен», «третий участник подготовлен» и так далее.

  • Отводящее подтверждение тезиса – способен выводить тезис из ложности противоположного тезиса.

Например: для подтверждения истины тезиса «Из точки, которая не лежит на прямой, можно провести исключительно 1 перпендикулярную прямую к исходной прямой» выдвигаем противоположный тезис «Из точки, которая не лежит на прямой, можно провести 2, 3, 4 перпендикулярные прямые к исходной прямой». После этого доказываем, что противоположный тезис ложный, следствием чего будет, что исходный тезис истинный.

  • Разделительное подтверждение тезиса – представляет собой отметание всех возможных альтернативных вариантов кроме того, который будет доказываемым тезисом.

Например: у нас не имеются прямые доказательства тезиса «государственная награда вручена служащему У.». Нам известно, что данная награда могла быть вручена или У., или Н., или А. Но если доказано, что награда не вручена Н. и А., то можно сделать вывод, что награда вручена У. Таким образом мы отметаем все возможные вариант и остается только исходный тезис.

Что касается «опровержения», то оно делится на следующие виды: [4]

  • Опровержение тезиса путем «сведения к абсурду» - выводит следствия, вытекающие из тезиса, который мы опровергаем, устанавливает их неистинность и дает заключение касательно ложности тезиса.

Например: для опровержения тезиса «государственный служащий А. привлечен к административной ответственности» нам необходимо вывести следствие него «если государственный служащий А. привлечен к административной ответственности, следовательно, он совершил правонарушение». Если можно с уверенностью сказать, что государственный служащий А. не совершал правонарушения, то тезис, в котором говорится привлечь его к административной ответственности, будет ложным. Таким образом, из ложности следствия вытекает ложность тезиса.

  • Отводящее опровержение тезиса – позволяет вывести ложность из истинного противоположного тезиса.

Например: для того, чтобы тезис «все студенты ГиМУ изучали конституционное право» был опровергнут, необходимо выдвинуть противоположный тезис «определенные студенты не изучали конституционное право». После того как мы сформулировали противоположный тезис, установим его истинность. Для этого укажем всего лишь на 1 студента, который не изучал конституционное право, чтобы сделать противоположный тезис верным. Если же он истинный, то тезис будет ложным.

  • Разделительное опровержение тезиса – заключается в том, чтобы утвердить 1 альтернативный вариант из всех возможных и исключить оставшиеся, среди которых существует опровергаемый тезис. Из установленной истинности 1 альтернативного варианта вытекает ложность остальных, в том числе, – ложность тезиса.

Таким образом, раскрыв основные моменты, касающиеся «доказательства», мы рассматривали, как строится поэтапное доказательство при наличии уже сформулированного положения с оцениванием тезиса в качестве истинного и ложного суждения. Главная задача для человек, который выступает с доказательством чего-либо является подбор наиболее удачных и эффективных аргументов для логического выведения тезиса.

Можно сделать вывод, что «доказательство» используется не только в естественных науках, но и в общественных. В общественных науках доказательство занимает более важное место нежели в естественных науках. В естественных науках для обоснования чего-либо в основном эксперименты, химические реакции, математические и физические расчеты. В общественных науках вышеперечисленные методы должна заменить логическая убедительность доказательства.

 

Список литературы:
1. Гетманова А.Д. Учебник по логике - М.: Владос, 1994.
2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить - М.: Просвещение, 1990.
3. Коваль С. От развлечения к знаниям /Пер. О. Унгурян - Варшава: Начно-техническое изд-во, 1972.
4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра - М.: Наука, 1976.
5. Хоменко Е.А. Логика. Учебное пособие. М.,1976