Статья:

Пример обработки и визуализации статистических данных на основе программы Excel

Конференция: XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Антонова В.М. Пример обработки и визуализации статистических данных на основе программы Excel // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/9(38).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Пример обработки и визуализации статистических данных на основе программы Excel

Антонова Вера Михайловна
студент педиатрического факультета, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, РФ, г.Саратов
Щербакова Ирина Викторовна
научный руководитель, старший преподаватель, кафедра медбиофизики им. профессора В.Д.Зернова, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, РФ, г.Саратов

 

В работе на примере одной задачи рассмотрены различные виды статистических распределений и графического представления данных с помощью редактора электронных таблиц Excel. Показано, как формируется статистический ряд, простой и расширенный вариационные ряды, описана последовательность действий по построению графиков распределения частот, гистограммы, кумуляты, огивы.

В различных сферах практической деятельности специалисты сталкиваются с необходимостью анализировать большой поток информации, полученной в результате каких-либо наблюдений или измерений [5, с, 1270–1271]. Грамотно сформулировать выводы на основании этих данных и оценить надежность полученных результатов позволяют методы математической статистики. Конечно, в эпоху компьютеризации обработка информации должна производиться автоматизировано [2, с. 39–46]. Одной из общедоступных программ, позволяющих осуществлять анализ и визуализацию статистических данных, является Excel стандартного пакета Microsoft Office. В данной работе пошагово рассматривается процесс обработки медицинской информации на примере конкретной статистической задачи.

Условие задачи: На основании анализа историй болезней получены следующие значения сроков лечения заболевания (n = 50 пациентов): 16, 14, 17, 15, 20, 16, 17, 18, 15, 13, 18, 16, 14, 17, 12, 19, 16, 15, 17, 18, 14, 19, 16, 18, 15, 17, 13, 16, 20, 15, 21, 17, 15, 16, 13, 16, 19, 18, 14, 15, 15, 16, 17, 14, 16, 19, 21, 15, 17, 18. Построить полигон распределения частот, гистограмму, кумуляту, огиву [3, с. 108].

Решение задачи разобьем на отдельные шаги [4, с. 1264–1269].

I шаг: построим статистический ряд для первичной обработки результатов исследования. Для этого построим статистический ряд (табл. 1), в 1-й строке располагая значение i – порядковый номер проводимого наблюдения (i - дискретная величина, принимающая значение от 1 до 50 включительно согласно условию задачи), во 2-й строке – соответствующее значение Хi (16, 14, 17, …).

Таблица 1.

Статистический ряд

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Хi

16

14

17

15

20

16

17

18

15

13

18

16

14

17

12

19

16

15

17

18

14

19

16

18

15

i

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Хi

17

13

16

20

15

21

17

15

16

13

16

19

18

14

15

15

16

17

14

16

19

21

15

17

18

 

II шаг: для того чтобы сделать определенные выводы о полученных результатах, построим простой вариационный ряд (табл. 2), указывая в 1-й строке значения Хi в порядке их количественного увеличения, во 2-й строке числа, указывающие, сколько раз было получено данное значение результата наблюдения. Очевидно, что для заполнения 1-й строки следует выделить неповторяющиеся значения результатов исследования и расположить их в порядке возрастания; при заполнении 2-й строки необходимо подсчитать, сколько раз встречается один и тот же результат наблюдения например, число 12 встречается 1 раз, число 13–3 раза, число 14–5 раз и т.д.).

Таблица 2.

Простой вариационный ряд

Хi

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

mi

1

3

5

9

10

8

6

4

2

2

 

 

III шаг: для анализа полученных данных найдем относительную частоту каждого результата и построим расширенный вариационный ряд (табл. 3), отмечая в 1-й строке Хi , во 2-й строке – mi , в 3-й строке – vi , относительную частоту каждого результата, вычисляемую на основании данных 2-й строки табл.2, по формуле

vi = mi / n                                                               (1)

Например: vi (12) = mi (12) / n = 1 / 50 = 0,02 полученное значение заносим во 2-й столбец 3-й строки табл. 3; аналогично вычисляем частоты встречаемости для остальных значений Хi.

Таблица 3.

Расширенный вариационный ряд

Хi

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

mi

1

3

5

9

10

8

6

4

2

2

vi

0,02

0,06

0,1

0,18

0,2

0,16

0,12

0,08

0,04

0,04

 

IV шаг: наглядно представим закономерность распределения результатов наблюдений [1, с. 460]. Для этого построим полигон распределения частот на основе расширенного вариационного ряда (табл. 3). При этом по оси абсцисс будем откладывать значения результатов наблюдений Хi, по оси ординат – относительные частоты встречаемости vi каждого результата; полученные точки соединим ломаной линией (рис. 1).

 

Рисунок 1. Полигон распределения частот

 

V шаг: в продолжение наглядного представления закономерности распределения результатов наблюдений составим интервальный вариационный ряд, объединяя имеющиеся значения Хi в несколько групп, называемых классами. Величина интервала, в пределах которого будут располагаться результаты исследования, относящиеся к одному и тому же классу, определяется по формуле

Х = (Xmax - Xmin) / (1 + 3,32 ∙ lg n)                                   (2)

Получаем значение Х = (21 – 12) / (1 + 3,32 ∙ lg 50) = 1,36

Учитывая, что исходные данные в задаче – дискретные величины, округляем величину интервала до целого значения: Х ≈ 2. Далее необходимо определить нижнюю границу первого интервала по формуле Стерджесса:

X1 = Xmin- Х / 2                                                         (3)

т.е. в нашей задаче X1 = 12 - 2 / 2 = 11 это значение, с которого начинается первый интервал. Следующий, второй интервал начнется со значения X2 = X1 + Х = 11 + +2 = 13, третий интервал начнется со значения X3= X2+ Х = 13 + 2 = 15 и т.д.

Далее нужно определить, сколько результатов исследования попадает в каждый из классов, суммируя данные соответствующих столбцов 2-й строки табл. 3. Также для построения интервального вариационного ряда потребуется относительная частота попадания результатов измерений в i-й класс (группу), вычисляемая по формуле (1): например, для первого интервала v1 = m1 / n = 4 / 50 = 0,08. Аналогичный расчет проводится для других интервалов (табл. 4).

Таблица 4.

Интервальный вариационный ряд

Х

11–13

13–15

15–17

17–19

19–21

mi

4

14

18

10

4

vi

0,08

0,28

0,36

0,2

0,08

 

VI шаг: представим результаты исследования на гистограмме (столбчатой диаграмме), откладывая по оси абсцисс границы интервалов (данные 1-й строки табл. 4), по оси ординат – значения относительных частот попадания результатов измерений в i-й класс; полученные точки соединим (рис. 2).

 

Рисунок 2. Гистограмма

 

Полигон распределений и гистограмма наглядно показывают, как часто встречаются те или иные значения исследуемого параметра, те или иные значения результатов опытов или измерений.

VII шаг: для наглядного представления статистических данных составим таблицу накопленных частот, откладывая в 1-й строке срединные значения классовых интервалов, во 2-й строке – значения накопленных частот, представляющие собой суммы частот предыдущих классов, начиная с первого. Пользуясь величинами, внесенными во 2-ю строку табл. 4, определим значения накопленных частот:

для первого интервала 0,08;

для второго интервала 0,08 + 0,28 = 0,36;

для третьего интервала 0,08 + 0,28 + 0,36 = 0,72;

для четвертого интервала 0,08 + 0,28 + 0,36 + 0,2 = 0,98;

для пятого интервала 0,08 + 0,28 + 0,36 + 0,2 + 0,08 = 1,0.

Эти значения заносятся во 2-ю строку таблицы накопленных частот (табл. 5).

Таблица 5.

Накопленные частоты

Хi

12

14

16

18

20

vi

0,08

0,36

0,72

0,92

1,0

 

VIII шаг: на основании таблицы накопленных частот построим кумуляту, откладывая по оси абсцисс срединные значения классовых интервалов, а по оси ординат значения накопленных частот (рис. 3).

 

Рисунок 3. Кумулята

 

IX шаг: построим огиву (рис. 4), меняя оси местами по сравнению с кумулятой. При этом по оси абсцисс окажутся значения накопленных частот (данные 2-й строки табл. 5), по оси ординат - срединные значения классовых интервалов (данные 1-й строки табл. 5).

 

Рисунок 4. Огива

 

Особенность данной кривой в том, что она позволяет сравнивать между собой несколько статистических распределений разного объема для данной выборки [2].

На примере одной задачи нами рассмотрены различные виды статистических распределений и графического представления данных с помощью редактора электронных таблиц Excel. Показано, как формируется статистический ряд, простой и расширенный вариационные ряды, описана последовательность действий по построению графиков распределения частот, гистограммы, кумуляты, огивы.

Надеемся, что материалы статьи окажутся полезными для студентов медицинских ВУЗов, а также практикующих медработников при проведении статистической обработки данных. Представители иных сфер деятельности могут обрабатывать свои данные согласно приведенному образцу по аналогии.

 

Список литературы:
1. Гланц С. Медико‐биологическая статистика. Практика. – Москва, 1999. 
2. Какорина Е.П., Огрызко Е.В. Некоторые проблемы медицинской статистики в Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. 2012. № 6. 
3. Козлов Г.А., Луньков А.Е., Дворкин Б.А., Трубецкова С.В. Биометрия. Издательство СГМУ. – Саратов, 2012. 
4. Курышова В.А., Щербакова И.В. Статистический анализ данных: просто или сложно? (точка зрения студента) // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4, № 11.
5. Магомедов А.М., Щербакова И.В. Использование статистических методов в медицинских исследованиях // Бюллетень медицинских интернет‐конференций. 2015. Т. 4, № 11.