Статья:

Формирование корпоративной культуры организации

Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Карпикова М.О. Формирование корпоративной культуры организации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(13).pdf (дата обращения: 15.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование корпоративной культуры организации

Карпикова Мария Олеговна
студент, ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», РФ, г. Орел

 

В настоящее время наблюдается повышенная заинтересованность к понятию «корпоративная культура». Это объясняется её прямым воздействием на все производственные показатели компании, оказывая содействие и неоспоримую помощь в определении и решении круга проблем, которые регулярно возникают в организациях. Умелое управление корпоративной культурой способно стать серьезным конкурентоспособным преимуществом предприятия, повлиять на эффективность функционирования организации в целом. Корпоративная культура была описана в трудах западных ученых, которые первыми определили взаимное влияние составляющих культуры предприятия на его благополучное развитие.

Корпоративная культура - это совокупность правил, норм, процедур, предписаний самой деятельности, правил поведения, которая основана на существующей системе ценностей, традиций, принятая в компании, включая персонал и его руководство. Главное предназначение корпоративной культуры в том, чтобы согласовать интересы всех категорий персонала фирмы, достижение общего взаимопонимания и компромисса в определении эконо­мической стратегии организации, а также решения текущих производственных и организационных вопросов. Корпоративная культура должна, в том числе помогать и вырабатывать определённую линию поведения во внешней среде [1].

Представим основные элементы корпоративной культуры более обобщённо:

· поведенческие стереотипы. К ним относятся общий язык, который используется всеми членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определённых ситуациях;

· групповые нормы. Нормы свойственны группам, они определяют поведение всего персонала компании;

· провозглашаемые ценности. Ценности являются ядром корпоративной культуры и определяют важность и значимость окружающих объектов для человека. Это совокупность ориентиров, направляющих деятельность человека и определяющих к чему стоит стремиться, что плохо, а что хорошо для органи­зации и работников. На основе ценностей формируются нормы поведения людей в организации [7].

Помимо этого, существуют ценности, которые имеют установочный характер, эти ценности – цели. Среди них выделяют: экономические, социальные, политические, общечеловеческие, эстетические, религиозные ценности. Формируя культуру, ценности – цели являются основой миссии организации;

· философия организации. Общие политические и идеологические принципы, которыми руководствуются сотрудники и руководство компании по отношению к своим клиентам или посредникам;

· правила игры. Определённые правила поведения на работе в компании; традиции и ограничения, которые должны знать все новички, для того, чтобы стать полноценным участником и членом организации;

· организационный климат. Это чувство, которое определяется физическим составом группы и степенью взаимодействия персонала в компании друг с другом и внешней средой;

· существующий практический опыт. Здесь имеется в виду различные методы и приёмы, которые используются всеми категориями персонала компании для достижения краткосрочных и долгосрочных целей, возможность воплощать и реализовывать планы, стоящие перед менеджментом организации. Также немаловажным фактором является передача опыта новичкам от профес­сионалов, который передаётся и будет передаваться из поколения в поколение [7].

Мощная культура опосредует последовательность деятельности работников. Сотрудники четко осознают, какому поведению они обязаны следовать. Упорядоченность и последовательность работы на предприятии формируются посредством высокой формализации.

Методы, которые используются при формировании и развитии корпора­тивной культуры: эмпирический (наблюдение, сбор информации и т. д.); системный анализ, предполагающий использование синергетического подхода, теорий систем и общей теории организации; математическое и экономическое моделирование.

Формирование корпоративной культуры - длительный, сложный и трудоемкий процесс, который включает в себя следующие этапы:

· определение миссии организации;

· определение основных ценностей;

· формулирование правил и норм поведения сотрудников на основе данных ценностей;

· формирование традиций и разработка символики, отражающих все вышеперечисленное.

Компания, которая стремится к эффективности, обязана иметь определенную систему ценностей. При этом убеждения сотрудников должны быть максимально близкими к системе ценностей компании, что не провоцировать конфликтов. В противном случае, сотрудник будет разочарован и в результате не способен к эффективному труду. Важно отменить те ценности, на которых основывается идеальная корпоративная культура организации (ценности всего коллектива компании):

· осознание преимущества работа в этой организации

· сплоченный коллектив,

· осознание общего дела, сопричастность ему.

Ценности ближайшего окружения сотрудника [6]:

· уверенность в руководстве и уважение к нему,

· командная работа и вера в поддержку и помощь коллектива.

Ценности работника:

· возможность самореализации,

· уверенность в завтрашнем дне,

· защищенность интересов и прав работника, исполнение обязанностей на высшем, ответственность за свои действия, уверенность в своих силах.

Именно ценности организации являются основой ее корпоративной культуры. Ценности задают стиль поведения работников, их отношения к работе и клиентам компании. В понятии корпоративная культура отражаются не только ее внешние детали, такие как традиции компании, обряды, фирменный стиль в одежде, а отражается вся организация со всеми ее принципами и ценностями.

Носителями корпоративной культуры являются руководство организации и топ-менеджеры, которые доносят элементы корпоративной культуры до всех членов организации.

Основные этапы процесса формирования корпоративной культуры:

1. Анализ существующей культуры, осуществляемый по следующим базовым направлениям: основные ценности, традиции и символика; стандарты поведения; лидеры организации; восприятие бренда.

2. Разработка корпоративного кодекса, в котором буду определены миссия, стратегические перспективы и основные направления развития компании; определение общих правил и норм корпоративного поведения, традиций и символики.

3. Определение методов работы с работниками организации.

4. Реализация проектов.

5. Анализ изменений [4].

Анализ динамики становления корпоративной культуры организации проводится по критериям общности интересов (большая часть сотрудников и руководителей компании разделяют общие ценности и методы ведения бизнеса), адаптивности культуры (способность быть катализатором изменений). От адаптивности культуры напрямую зависит восприимчивость организации к изменениям во внешней среде и способность эффективной работы в долгосрочной перспективе. Один из основных показателей успешной работы по формированию корпоративной культуры организации - это приверженность сотрудников. Она выражается в стремлении сотрудника работать и развиваться в своей организации, способствовать ее развитию, а также в отождествлении себя со своей компанией [5].

Существуют следующие методы поддержания корпоративной культуры в организации:

1. Принятые в организации документы: миссия, цели, правила и нормы поведения в компании.

2. Стиль и способ общения руководства с сотрудниками организации.

3. Внешняя атрибутика: система поощрения, статусные символы, награды и привилегии.

4. Истории, мифы, обряды и легенды, связанные с появлением компании, а также об ее основателях или выдающихся членах.

5. Какие показатели, задачи и функции являются предметом постоянного внимания менеджмента.

6. Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях.

7. Кадровая политика организации, включающая весь цикл работы с персоналом: принятие на работу, продвижение и увольнение работников является одним из основных способов поддержания культуры в организации [3].

Таким образом, корпоративная культура всегда создается и реализуется согласно законам проявления культуры общества. Как видно, корпоративная культура - это процесс, который широко используется в современном менеджменте и является одновременно «ценностным стержнем» жизнедеятель­ности любой организации. Культура организации обладает сложной структурой. Корпоративная культура представляет собой сложный многоуровневый феномен, который возникает на стыке различных областей общественной жизни - экономической, социальной, духовно-нравственной, религиозной и др.

Элементы и нормы корпоративной культуры находят свое отражение во всей деятельности организации, оказывают влияние, как на качество предоставляемых услуг, так и на конечный продукт. Корпоративная культура содействует сплочению коллектива и объединению компании в одно целое, что играет немаловажную роль в укреплении своих позиций перед конкурентами, а также способствует стабильному положению в условиях кризиса и сложного положения в стране.

 

Список литературы: 
1. Балашов А.П. Организационная культура. Анализ, эффективность, управление [Текст] / А.П. Балашов. – М.: Lap Lambert, 2017. – 201 с. 
2. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка [Текст]: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова. - М.: Инфра-М, 2017. – 152 с. 
3. Карякина В.Ю. Новая жизнь компании. Внедрение новой корпоративной культуры в организацию [Текст] / В.Ю. Карякина // Управление корпоративной культурой. – 2016. – № 1. – С. 70-76.
4. Машницкая Г.В. Как повысить эффективность корпоративной культуры и сделать ее инструментом достижения целей компании [Текст] / Г.В. Машницкая // Менеджмент сегодня. – 2016. - № 1. – С. 48-52.
5. Митясова Е.А. Внутренний PR как метод управления культурой организации [Текст] / Митясова Е.А. // Менеджмент сегодня. – 2013. – № 4. – С. 246–249.
6. Оберемко В.А. Корпоративная культура как ключевой фактор эффективности. Особенности российской практики [Текст] / В.А. Оберемко // Менеджмент качества. – 2016. – № 1. – С. 66-72.
7. Шевченко И.Л. Корпоративная культура в практике корпоративного управления российских компаний [Текст] / И.Л. Шевченко // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 12. - С. 1395-1406.