Проблематика романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
Конференция: CXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Культурология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблематика романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблемы, выявленные в романе «Над пропастью во ржи» не утратили в современном мире своей роли и влияния.
Целью данной работы является выделение проблемы в романе «Над пропастью во ржи».
Задачей данного исследования является:
– указать и обосновать проблемы романа.
Методы исследования: В работе был использован историко-биографический сравнительно-сопоставительный метод.
На сегодняшний день романы Дж. Сэлинджера пользуются большой популярностью. Самым знаменитым романом является «Над пропастью во ржи», получивший колоссальный успех в творчестве Джерома Сэлинджера и во всем мире в целом. Данное произведение было переведено на все языки мира. Кинематограф прошлого времени по нынешнее, не отказались бы снять экранизацию на данный роман, но Джером Сэлинджер завещал будущему поколению «не экранизировать книгу, не под каким предлогом». После смерти писателя запрет на экранизацию так и не был снят. Но в 2017 году на экраны вышел фильм «За пропастью во ржи». Фильм повествует о Джероме Сэлинджере, о его популярности получившую после выхода романа «Над пропастью во ржи».
Повествование о себе всегда было интересно подросткам, особенно если оно приближено к их современной реальности, так как позволяет им находить ответы на насущные вопросы, сравнивать себя, свое поведение, мысли, чувства с совместно персонажами.
Сравнение жизни автора и судьбы героя позволяет говорить об автобиографии данного произведения. Как и герой романа, Джером плохо учился и часто менял образовательные учреждения, не получив высшего образования. В результате, у Сэлинджера были натянутые отношения с родителями и произошла серьезная ссора с отцом. Герой Холден Колфилд также не может наладить отношения с родителями. Он мечтал об одинокой жизни и эту мечту осуществил сам Джером Сэлинджер после публикации своего романа.
Самое начало повествования содержит отсылку к традициям автобиографического и воспитательного романа, где рассказчик будто бы отказывается: ему «неохота … копаться» в «давидкопперфилдовской мути» [1]. Тем не менее, упоминание романа Чарльза Диккенса не случайно и на авторском уровне актуализирует англоязычную литературную традицию, с которой роман Сэлинджера взаимосвязывает не только в части повествовательной стратегии, но и системы художественного времени и пространства.
Семантика сюжетного времени романа было обращено вниманием профессора Чикагского университета Дж. Миллером-младшим, автором монографии «Дж. Д. Сэлинджер» (1965): канун рождества символизирует «смерть и воскресение» [3]. И в самом деле, мотивная пара «смерти-воскресения», синонимичная уходу и возвращению, исчезновению и появлению, забвению и воспоминанию [4], прослеживается в повествовании. Уже в завязке, разговаривая с учителем [5] накануне отъезда из очередной школы, герой с неприязнью реагирует на нравоучительную реплику: «Зачем он так говорил – будто я уже умер? Ужасно неприятно»
Холден Колфилд настоятельно желает выйти из лживого социального мира (потому что герой считает, что во всех его «престижных» школах и колледжах всё является ложью и лицемерием) и желает жить в одиночестве, и только лишь на Рождество и Пасху принимая своих брата и сестру. Три дня главный герой проводит время в лечебнице «суббота, воскресенье и понедельник». Каждый день наполнен определенной символикой: суббота – день наполненный воспоминаниями прошлого. Воскресенье – он исповедуется перед сестрой Фиби. Понедельник – воспринят им как новый этап жизни: именно в понедельник он хочет уехать подальше от всех и начать новую жизнь. Интересный факт, имя «Холден» означает «живущий в глубокой долине».
Лечебница не изменила сознание Холдена, который чрезвычайно мучительно воспринимал несправедливость и разные черные полосы в жизни. Но написание письма оказало помощь к изменению взгляда к окружающим. Именно оно помогло главному герою преодолеть отсутствие понимания и доверия к людям.
Вывод. Холден не только нашел себя в письме, но и понял всю ценность отношений с людьми. К примеру, завершающие строчки произведения: «мне не хватает тех, о ком я рассказывал. Иногда кажется, что этого подлеца Мориса и то не хватает. Забавная штука. И вы лучше тоже никому ничего не рассказывайте. А то расскажете про всех – и вам без них станет скучно». Написание письма и погружение в прошлое помогло подростку найти себя.