Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ

Конференция: CLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Тынгишева Н.М. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(157). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(157).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ

Тынгишева Назгуль Мухамедкалиевна
студент, Карагандинский университет им. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Инджиголян Анжела Алвановна
научный руководитель, канд. социол. наук, ассистент профессора, Карагандинский университет им. Букетова, Казахстан, г. Караганда

 

FORMATION OF INTERETHNIC MEDIATION IN KAZAKHSTAN

 

Nazgul Tingisheva

Student of the specialty «Sociology», Karaganda University after Buketov, Kazakhstan, Karaganda

Angela Injigolyan

Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor, Karaganda University after Buketov, Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. В статье изложен опыт исследования нового феномена и метода разрешения и профилактики разрешения конфликтов   в сфере межэтнических отношений – медиации.   Авторы приводят данные по истории, теории и практике использования медиации, ее методик и методологий для разрешения конфликтов, дают обзор опыта реализации проекта по популяризации медиации, реализующийся в Карагандинской области.

Abstract. The article describes the experience of researching a new phenomenon and the method of resolution and prevention of conflict in the field of interethnic relations - mediation. The authors present data on the history, theory and practice of using mediation, its methods and methodologies for conflict resolution, give a review of the experience of the project on the promotion of mediation, implemented in the Karaganda region.

 

Ключевые слова: медиация, нормы, ценности, толерантность, конфликты, методы, технологии.

Keywords: mediation, norms, values, tolerance, conflicts, methods, technologies.

 

Одним из альтернативных способов разрешения споров является медиация, с помощью которой находят продуктивное разрешение конфликтов и споров, опираясь на ценности, взгляды и потребности всех сторон конфликта.

Медиа́ция — одна из достаточно широко распространенных за рубежами нашей страны технологий альтернативного урегулирования конфликтов, споров, разногласий  (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием в качестве третьего лица, третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны, профессионального или общественного медиатора. 

Медиатор (посредник) — это может быть человек, несколько лиц или группа людей, которые, являясь третьей, посторонней, нейтральной, независимой стороной, которая никак не заинтересована в данном конфликте, и функционально призвана помочь конфликтующим разрешить имеющийся спор.

28 января 2011 года Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал Закон РК «О медиации». Цель принятия данного закона – создание альтернативного института по разрешению конфликтных и спорных ситуаций, что является определённым условием для вхождения Казахстана в тридцать цивилизованных и прогрессивных стран мира.

3 июля 2011 года Постановлением Правительства РК № 770, утверждены Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов.

Таким образом, была сформирована определенная нормативно-правовая основа для внедрения и развития института медиации в нашей стране.

В отличие от переговоров, которые могут происходить без каких-либо предварительных согласований и регламентаций, медиация – это более серьезная процедура, поскольку осуществляется с привлечением третьего лица.

Значимая роль в развитии механизма медиации отводится Ассамблее Народа Казахстана. Так как основная задача обеспечения общественного согласия, лежащая в основе деятельности АНК, напрямую связана с задачами медиации. [1, с.133].

Ассамблея народа Казахстана способствует сохранению и развитию взаимопонимания и уважения прав граждан независимо от их этнической принадлежности, важным фактором которой является обеспечение стабильности на территории всей страны. [1, с. 66].

Рассматривая вопросы государственной политики, необходимо иметь ввиду реальное наличие в любом обществе конфликтов, природа которых проистекает порою из межэтнических отношений и имеющихся в этой сфере проблем.

 В этой связи важно, прежде всего, знать причины межэтнических конфликтов, среди которых можно выделить территориальные споры, напряжённость в отношении между этносами на исторической почве, использование этнической принадлежности в целях собственной популярности.

С целью профилактических мер, Ассамблеей народа Казахстана Карагандинской области в 2020 году разработан проект «Комплекс мероприятий, направленный на развитие института медиации», который включает в себя не только популяризацию данного института,  его развития, но и направлен на исключение конфликтов, приводящих к межэтническим спорам.

В связи с чем, в работу проекта привлечены медиаторы, практикующие психологи, переговорщики, а также социологи, проводящие совместную комплексную работу, способствующую разностороннему разрешению конфликтов, начиная с теории и заканчивая практикой.

Помимо обучающих семинаров-тренингов, которые планово проводятся в течение года, проектом предусмотрены выездные встречи в отдельные регионы. Выездные встречи – это формат продуктивной работы, удобный для участников-жителей регионов. Такие  встречи состоялись в городах Жезказган, Сатпаев и Улытауском районе. Целевой аудиторией стали работники государственных структур, председатели этнокультурных объединений и непрофессиональные медиаторы.

С целью соблюдения карантинных мер, лекция Есета Есенгараева «Формирование казахстанской идентичности: предпосылки, проблемы и перспективы» в г. Сатпаев прошла в формате онлайн с интернет-подключением слушателей из города Жезказгана и Улытауского района.

Во всех обществах, где утвердилась модель современной идентичности, на их основе формировались люди, для которых важнейшей жизненной ценностью стала цель – стать образованным профессионалом.

При всей жесткости, возможно и жестокости, именно такая модель формирования человека исторически больше всего способствовала преодолению массовой косности и слабой мотивированности к устойчивому интенсивному труду, характерной для большинства традиционных людей.

Современная идентичность изнутри устойчиво побуждает человека концентрировать усилия не на воспроизводстве существующего, а на постоянном развитии себя через непрерывное образование и через совершенствование своих профессиональных способностей.»

Действительно, казахстанская модель межэтнического согласия явилась реакцией на кризисы идентичности, порожденные новыми социально-экономическими условиями, информационными и коммуникационными технологиями.

Логическим стержнем межэтнических отношений стала политика Первого Президента Республики Казахстан Елбасы Н.А.Назарбаева, направленная на общественное согласие.

 

Список литературы:
1. Дронзина Т. Медиация (учебно-методическое пособие) /Республиканское государственное управление «Қоғамдық келісім», Исследовательский институт «Общественное мнение», Астана, 2015г. 
2. Мурашева С.В. Этноконфликтология (теоретико-методологические аспекты), г. Орел, 2015 г.;