ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ
Конференция: CLXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ
FORMATION OF MOTOR ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AT A PHYSICAL EDUCATION LESSON IN A PLAYFUL WAY
Elvira Mayusupova
Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Yuri Bobrik
Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. Формирование двигательной активности у младших школьников посредством игровой формы является важной психолого-педагогической задачей. Данная задача преследует под собой развитие мотивов и заинтересованности детей в обучении двигательным действиям. Учитывая нозологические особенности детей с ЗПР необходимо подобрать такие методы и средства, которые создавали бы определенное мотивационное поле ребенка.
Игровая форма как метод развития двигательной активности в этом случае служит верным путем коррекции. В данной статье речь пойдет о формировании двигательной активности у детей с ЗПР на уроках физической культуры.
Abstract. The formation of motor activity in younger schoolchildren through a game form is an important psychological and pedagogical task. This task pursues the development of motives and interest of children in learning motor actions. Taking into account the nosological features of children with ASD, it is necessary to choose such methods and means that would create a certain motivational field of the child.
The game form as a method of developing motor activity in this case serves as the right way of correction. This article will focus on the formation of motor activity in children with ASD in physical education lessons.
Ключевые слова: активность, двигательная активность, ЗПР, процесс, методы, приемы, развитие, действия, работа, физкультура, оздоровление, дети, воспитание
Keywords: activity, motor activity, ZPR, process, methods, techniques, development, actions, work, physical education, health improvement, children, education
Игровая форма как средство обучения имеет уникальную технологическую базу. Педагогическая игра имеет четкую цель, задачи на выполнение и достигаемый в процессе результат. По мнению Максимовой С.Ю основным видом деятельности младших школьников с ЗПР на уроке физкультурно-оздоровительного плана является игра. Педагогическая игра в процессе урока физкультуры используется для достижения следующих целей:
- Развитие крупной моторики;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие двигательной активности;
- Развитие волевых качеств;
- Развитие ловкости, быстроты:
- Развитие интуитивных качеств;
- Развитие ВПФ
Игры на уроках, по мнению Дудьева, выступают средством оптимизации головного мозга, обеспечивают пробуждение, стимулирование познавательной активности. Подвижные игры – это эффективный способ воздействия на ребенка. Подвижные игры обеспечивают заинтересованность, любовь к предмету, создают положительные мотивы [1, c. 160].
Используя игровые технологии на уроках физкультурно-оздоровительного плана необходимо учитывать этимологию и патогенез протекания задержки психического развития у детей младшего школьного возраста в психомоторной деятельности. Это является необходимым условием для построения грамотного коррекционно-развивающего маршрута.
Максимова С.Ю указывает на то, что состояние психомоторной деятельности у детей с ЗПР резко отличается от детей с нормой. Характерной особенностью является состояние центральной нервной системы. У детей данной категории отмечаются отклонения в психическом и физическом развитии. Основной проблемой в развитии является снижение тонуса коры головного мозга. Это ведет к усилению познотипических рефлексов, что приводит к неверному распределению силы тонуса мышц и распределению нагрузки [2, c. 180].
У детей данной нозологической группы, отмечает Скрябина И.Д, наблюдается:
- Скованность, стертость движений;
- Слабый мышечный тонус;
- Нарушение мелкой и крупной моторики;
- Проблемы в координации движений:
- Проблемы пространственной ориентировки;
- Недостаточно развитое внимание приводит к невозможности быстрого реагирования;
- Неавтоматизированность движений.
Перечисленные трудности ведут к проблемам в освоении физической подготовки, поэтому игра как форма является необходимым способом решения проблем коррекции [3, c. 61].
Содержательность игр на уроках физической культуры для развития двигательной активности заключается в следующем:
1). Для развития силовых усилий используются игры на подобие «Гонка мяча».
2). С целью развития быстроты используются игры требующие ответного действия на внешний раздражитель (свисток), например, «Займи стул», «Третий лишний»
3). С целью развития ловкости используется игра «Вышибалы», «Охотники и утки»
Перечисленные игровые комбинации развивают психомоторные, познавательные функции детей, способствуют активизации мышления, внимания у детей с ЗПР. Также педагогические игры вызывают заинтересованность, любовь к предмету и желание обучаться, поддерживают положительный эмоциональный настрой [4, c. 110].
Таким образом, развитие двигательной активности посредством игры положительно сказываются на психомоторном развитии младших школьников с ЗПР.