Статья:

ОБРАЗ А.К. ЖУБАНОВА В СИМФОНИИ № 1 «ЖИГЕР» Г. ЖУБАНОВОЙ

Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Жумакан Д.Е. ОБРАЗ А.К. ЖУБАНОВА В СИМФОНИИ № 1 «ЖИГЕР» Г. ЖУБАНОВОЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(165). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(165).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗ А.К. ЖУБАНОВА В СИМФОНИИ № 1 «ЖИГЕР» Г. ЖУБАНОВОЙ

Жумакан Даурен Ерикович
магистрант Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. Велика роль Ахмета Жубанова в становлении личности выдающегося казахского композитора Газизы Жубановой. Симфония «Жигер» – яркий эмоциональный отклик-воспоминание Г. Жубановой об отце. Симфония по сути олицетворяет жизненный отрезок композитора в период потери близкого человека. Образы утраты и одновременно глубокое философское осмысление его жизненного пути человека, его предназначения составляют ее основное содержание. Этот образный строй произведения воплощен в музыкальном тематизме, выборе оркестровых средств и в целом драматургии произведения. Тончайшая детализация фактуры глубоко и масштабно раскрывает духовные порывы творца. В данной статье основное внимание уделено образу А. К. Жубанова в драматургической линии 4 части симфонии. Для решения этой задачи не обойтись без опоры на психоэмоциональный анализ симфонии. Данная часть условно может быть разделена на 5 разделов, отражающие разные душевные состояния автора. Таким образом находим подтверждение особой связи композитора с ее отцом Ахметом Жубановым, о которой не раз высказывалась Г. Жубанова в своих воспоминаниях.

 

Ключевые слова: Ахмет Жубанов, Газиза Жубанова, симфония Жигер, музыкальная драматургия.

 

Сочинять музыку Газиза Жубанова мечтала с детства. Она часто вспоминала один эпизод: как-то в седьмом классе дети получили задание – написать сочинение на тему «Кем я хочу быть». И Газиза вывела аккуратным почерком – буду композитором. Тогда, она оказалась единственным ребенком, чья мечта была – сочинять музыку. Когда папы, известного композитора Ахмета Жубанова не было дома, она надевала его пижаму, в которой сразу же утопала, садилась за отцовский рояль и сочиняла. Как говорит Газиза Жубанова: - «Отцовскую пижаму она долго хранила, а ее композиторские опыты Ахмет Куанович всегда поощрял. [1]

«Папа часто брал меня с собой не только на спектакли, но и на репетиции. Так, я много раз побывала на репетициях оперы "Абай", видела корифеев оперного театра... Но самым удивительным было то, что именно эти репетиции укрепили во мне мысль стать композитором и в своих фантазиях я уже представляла сцены из своих будущих опер...» [1]

Симфония «Жигер» написанная в 1971 году стала переломным произведением в творчестве Газизы Ахметовны, открывший пору расцвета ее творчества. Вместе с последующими симфониями, она сыграла особую роль в формировании симфонического жанра в музыкальной культуре Казахстана того периода. Перед написанием данной симфонии автор многое пережила; изменились ее взгляды на жизнь. Осенью 1968 года она пережила уход из жизни двух близких ему людей: смерть отца А. К. Жубанова и матери Науат Жубановой. Мысль композитора в это время, как и в последующие годы часто обращена к «вечным вопросам бытия».

Газиза Ахметовна вспоминает: «Отец неизлечимо заболел и ушел из жизни 30 мая 1968 года… Первое время я долго не могла прийти в себя, даже как-то растерялась… Человека, с которым я всегда была рядом, который был моим первым советчиком во всех делах, будь то события жизненные или творческие, нет рядом и я должна отныне все самостоятельно решать… [1]

Развитие симфонии в целом направлено от более камерных звучностей, с обилием сольных эпизодов, к более мощным и насыщенным звучаниям и от эмоциональной сдержанности к открытой экспрессивности. Содержание ее не вмещается в установленные некоторыми критиками автобиографические рамки. Об этом говорит широта драматургической концепции, богатство образов, вызывающих яркие и многогранные жизненные ассоциации, жанровая характерность важнейших эпизодов, придающая симфонии черты объективного повествования.

Симфонизм Жубановой – масштабное явление казахской культуры. В ней воплощено необычайно острое ощущение современности, ее напряженного пульса, ее небывало резких контрастов, конфликтов, огромных масштабов трагедии и героики, ее тревог и надежд. Вместе с отражением стремительного темпа современной жизни, полной неожиданных поворотов и подчас калейдоскопической смены событий, симфонии Газизы Ахметовны содержат глубокое осмысление явлений действительности, нравственных идеалов с позиций высокого художника-гуманиста. Чтобы убедительно передать столь значительное содержание в соответствии с исторически сложившимся объективными закономерностями жанра симфонии, необходимо было решать сложные творческие задачи, а это под силу лишь художнику огромного дарования и мастерства, каким является Газиза Ахметовна.

Образный строй симфонии отличается необычайной динамичностью и контрастностью, но в то же время следует строгой логике развития музыкальной формы. При этом большое внимание уделяется тембровой палитре сочинения, вызывающей яркие эмоционально-образные ассоциации. В конкретизации драматургического замысла особую роль играют и тембральные ресурсы инструментов. Таким образом можно говорить о широком использовании сонорных технических средств в реализации художественного замысла. Жубанова отводит ей место почти равное другим средствам выразительности – мелодики, гармонии, приемам полифонии.

О симфонии «Жигер» отзываются как о «произведении глубокой мысли и сильного чувства», в ней отмечались «глубокое философское содержание», «серьезность в постановке большой темы о человеке, о человеческих переживаниях. В воплощении этой идеи композитор шла по пути, проложенному ее великими предшественниками. Но, усвоив наиболее прочное, устоявшееся в симфонических традициях, Г.Жубанова, в тех случаях, когда это было продиктовано замыслом, смело, творчески убедительно обновляет классические приемы композиции.

Обратимся к 4 части симфонии.  Она по-существу представляет собой трагическую чакону. Ее широкий эмоционально-психологический диапазон подводит к главной кульминационной зоне, которая распадается на два раздела: один туттийный, драматически взвинченный, напряженный, производящий впечатление страшной и неминуемой катастрофы, то другой — философски сосредоточенный, заставляющий углубиться в долгое раздумье под аккомпанемент отрешенно солирующего органа. Это тяжелые воспоминания композитора об отце, о бессмертии его духа.

Четвертая часть "Салық өлген" – это трагическая кульминация всего пятичастного цикла, глубокое размышление о жизни и смерти. Она олицетворяет жизненный отрезок композитора в период потери близкого человек.

Форма части – сложная трехчастная с остинатными приемами изложения в крайних разделах. Первый этап – «отрицание» представлена поступенными секундовыми мотивами с длительными повторами, хроматизмами с нарастающей фактурой и динамикой. Если провести параллель с психоэмоциональным состоянием человека, то можно определить, как стадию внутреннего психологического отрицания потери: интонации вопроса, страха и не принятия произошедшего. Следующий эпизод начинается двойным соло английского рожка и скрипки, на фоне продолжения начальной темы у виолончели вступает скрипка с лейттемой из 1 части. Совместное их звучание образует жанровый, диалог контрастных интонаций – коротких прерывного дыхания хроматизированной мелодической линии рожка и   диатонического характера, активное развертывание фраз с непрерывными волнообразными подъемами и спусками в мелодии у скрипки соло. Развитие темы основано на течении мелодически самостоятельных голосов. Сочетание напряженности со сдерживающей размеренностью медленного степенного движения – одна из основ выразительности этой части.

Второй этап – «гнев» излагается ярким вступлением ударной группы, короткими мотивами струнных инструментов сфорцандо и экспрессивное проведение духовых. Звучная выразительная лирика внезапно обретает характерные оттенки драматизма – начинается новый раздел: появление обостренных ритмов, резких нисходящих интервалов и всплески ударных инструментов.  По образному содержанию эпизод несет в себе гневный протест человека. Внезапные эмоциональные всплески изображены ударной группой.

Новый эпизод открывается темой деревянных духовых на фортиссимо. Секундовое нисходящее движение звучит гимнически на фоне проведения мелодии у тромбона и струнной группы, в которой заметно присутствуют интонационно ритмические сходства с предыдущей частью. Гармоническая ткань обогащается за счет контрастных фоновых интонаций, хроматических движений и полифонических линий. Далее звучит кульминационный фрагмент – развёрнутое изложение образно-тематического ядра симфонии, по характеру представляющее собой философское размышление. Также можно услышать философские казахские интонации, наполненные страданиями и переживаниями. Все темы здесь подвергаются глубоким преобразованиям. Происходит постоянное переплетение мелодических и ритмических элементов, приводящих к слиянию образных линий, что отличает данную часть в общей канве развития.

Следующий этап начинается с видоизменённой темы «Карлыгаш», возвращая к истокам детства, и навевая теплые воспоминания об отце. Однако проведение у духовых инструментов своей мелодической линии звучит как вопрос на фоне остинато ударной группы.  Проведением тем во всех группах оркестра композитор наглядно изображает эмоциональные метания. Кульминацией данной части является тема "Жигер", которая приобретает здесь очертания песни "Карлыгаш" А.Жубанова в тональности ми-бемоль минор. Мелодическая линия темы проводится в дублировке деревянных духовых и струнной группе. Однако кульминация на этом не заканчивается – далее, на нервно-пульсирующем фоне всего оркестра, валторны проводят на ffff тему, которая основана на преобразованом проведении основного ядра темы «Жигер» из 1 части. Партия валторн интонационно приближенно к данному тематическому пласту. Остинатный характер движения группе ударных инструментов как бы непроизвольно задает пульсацию для звучания всего оркестра. Схожее описание мы находим в статье Федяниной: «Кинематографичность общего плана дополняется «зри­мыми» приемами тематических связей. Таково, например, вплетение в лейттему песни Ахмета Жубанова — цифра [7] партитуры — в четвертой части симфонии, ее драматичес­кой кульминации. Именно в этот момент с наибольшей силой проявляется формульный характер тематизма «Жигер», способность тем- «формул» образовывать неожидан­ные связи, порождающие по закону лирики контекстное значение.» [3].

Четвертый этап – «отчаяние». Долго сдерживаемые чувства скорби прорываются в данном эпизоде – в кульминационной зоне – с огромным напряжением и драматической силой. Далее следуют триольные удары тутти всего состава, словно подвешенное состояние. Чувство боли внезапно застывает на триольных нотах в очередной, раз не соглашаясь с судьбой. Общая кульминация произведения строится из нескольких этапов динамичного и эмоционального развития, в каждом из которых есть свои характерные особенности. Большое значение имеет основная тема кюя «Жигер» встречающаяся практически у всех групп инструментов оркестра и подвергающаяся самым различным преобразованиям. Интонации кюя можно наблюдать в большинстве возникающих мотивах. Далее, музыкальный фрагмент отображает депрессивное состояние творца, которое наглядно прослеживается тутти со смещением акцента еще больше потрясая и погружая слушателя. Медные духовые инструменты проводят лейтмотив «рока» также сравнимый с образом отца, ярко звучащим на фоне оркестра. Данный раздел богат повторениями ранее звучащих мотивов, а также сосредотачивает в себе наиболее яркую кульминационную вершину.

«Действительно, в «Жигер» имеет месте цепочка состо­яний, принадлежащих одному корню. «Лирический субъект» осознаёт себя через событие чрезвычайной важ­ности — через смерть близкого человек. Сама беско­нечность этого переживания разрушительна: лейттема в своих метаморфозах доходит порой до самоотрицания, вос­принимается как «антитема» [2].

Пятый этап заключает в себе наиболее важный период принятия. Подход композитора к данному эпизоду исключителен, так как она выбирает орган, как главенствующий инструмент. Органная импровизация основана на кюе "Топан». Неожиданно и резко наступает реприза, в которой возвращается основная тема части: тематический материал видоизменяется за счет пауз, нюансов и состава. Тема звучит менее утверждающе, словно воспоминание. В данном этапе можно проследить эмоции принятия и протеста. Паузы символизируют раздумье, определенное отстранение от реальности.

В заключении дует флейты и фагота тихо напоминает мелодию, уже звучавшую ранее у английского рожка. Таким образом стоит отметить тесную связь между композитором и отцом А.Жубановым, выраженную глубокими переживаниями в 4 части симфонии. Симфония «Жигер» является одним из наиболее значительных сочинений в казахской симфонической литературе. Её отличает эмоциональная насыщенность, масштабность замысла и особая напряжённость развития драматургических линий. Композитор воплотила свои мысли о смысле человеческого бытия.

 

Список литературы:
1. Жубанова Г.А. Мир мой – музыка. Статьи, очерки, воспоминания. Т.I.
2. Федянина Л. Д. Современная музыка Казахстана: основы антономичности (на примере симфонии «Жигер» Г. Жубановой) // Жизнь в искусстве: Композитор Газиза Жубанова. – Алматы: «Өнер», 2003. – С.125-142.
3. Жубанова Г.А. Мир мой – музыка. Статьи, очерки, воспоминания. Т.II.
4. Кетегенова Н. С. О жизни и творческой деятельности Г. А. Жубановой// Жизнь в искусстве: Композитор Газиза Жубанова. – Алматы: «Өнер», 2003. – С10-70.