ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ
Конференция: CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ
Изучение вопросов перемещения беженцев в современных условиях развития международно-правовых отношений между многими странами становятся как никогда актуальны.
Подтвердить такой постулат сможет статистика, представленная Агентством ООН по делам беженцев в России, согласно которой на конец 2020 года было зарегистрировано лиц, имеющих статус «нуждаются во временном убежище» 10 тысяч 581 человек (19817 на 1 января 2021 года); граждан, имеющих статус беженца насчитывалось свыше 331 тысячи (455 на 1 января 2021 года); лиц, ищущих убежище – 540 тысяч и лиц без гражданства насчитывали свыше 178000 тысяч человек. К сожалению, с каждым днем количество лиц, приобретших статус «беженец» только увеличивается, что еще раз подтверждает наличие имеющихся проблем в этой сфере и необходимость принятия срочных решений по их устранению [4].
Общие основания на которых предоставляется статус беженца регламентированы Конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 года. Этот международный акт (отметим, что на апрель 2022 года в Конвенции участвуют 146 государств) запрещает какую-либо дискриминацию в отношении беженцев, определяет права данной категории лиц, а также допускает высылку беженца в интересах государственной безопасности, но запрещает их возвращение в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования. К сожалению, на сегодняшний день все чаще встречаются случаи, когда страны-участники неоднократно нарушают принципы защиты беженцев и запрещения их принудительного возвращения, с каждым днем растет количество случаев насильственных действий против беженцев, а границы между иммиграционной политикой и политикой в области беженцев вовсе исчезли. Ярким примером этому сможет послужить ситуация на Украине, в которой из-за нарушений основополагающих принципов и правил вышеупомянутого международного акта случился так называемый «кризис украинских беженцев», под которым понимают активный и масштабный европейский миграционный поток, вызванный исходом беженцев из страны по причине политических волнений, случившихся в начале 2022 года.
К примеру, через границы различных государств перемещается огромное количество потоков беженцев и мигрантов (особенно часто такие потоки встречаются при пересечении пустыни Сахара, Андаманского и Средиземного морей), людей, которые спасаются от международных конфликтов, преследования, нищеты, безработицы, нехватки квалифицированной занятости или просто стремятся к жизни в более благоприятных условиях в других странах. Уже на сегодняшний день свыше 82,4 миллиона человек во всем мире оказались вынужденно перемещенными в результате преследования, конфликтов, насилия, нарушений прав человека и гражданина или событий, подрывающих общественный порядок [2].
К сожалению, преодолевая большие расстояния, граждане того или иного государства часто подвергаются опасности, а тем, кому удается добраться до места назначения, в большинстве случаев становятся жертвами враждебного и нетерпимого к себе отношения. Все это связано с тем, что существующих проблем перемещений больших групп беженцев и мигрантов очень много. К ним можно отнести и вопросы, связанные с формированием их международно-правового статуса, и вопросы, возникающие с законодательным и политическим закреплением механизмов регулирования передвижения вынужденных переселенцев. Проблемы встречаются даже тогда, когда принимающие общины, которые стараются оказать беженцам помощь, зачастую не готовы к этой работе из-за избыточной нагрузки, обусловленной огромным количеством прибывающих. Часто возникают случаи, когда обязанности распределены недостаточно эффективно: на небольшое число стран и принимающих общин приходится непропорционально большой поток беженцев, просителей убежища и мигрантов [1].
Примером таких масштабных перемещений населения может послужить начало «специальной военной операции» на Украине в февраля 2022 года. Данное событие привело к огромным перемещением украинских граждан, как внутри самого государства, так и за его пределы. Как отмечают СМИ, свои родные дома покинули более 10 миллиона жителей этой страны, примерено 6,5 млн. из них стали внутренне перемещенными лицами, другие же переселились в соседние страны (например, Россию и страны дальнего зарубежья). Как отмечается в пресс-релизе Международной организации по миграции: «Многие из перемещенных лиц относятся к особо уязвимым группам: это беременные и кормящие женщины, пожилые люди, инвалиды, люди с хроническими заболеваниями и лица, непосредственно пострадавшие от насилия».
Из 6,5 млн. внутренних беженцев примерно 13,5% пришлось перемещаться уже второй раз, более 53% внутренних вынужденных переселенцев составляют женщины, пожилые люди и дети, которые нуждаются в особом внимании со стороны государства, в котором они проживали. Все перемещенные граждане Украины сегодня нуждаются в финансовой поддержке, многие в лекарствах и медицинской помощи, в связи с ухудшением ситуации в Украине вынужденные переселенцы внутри страны нуждаются в срочной гуманитарной помощи, поскольку многие из них не могут выбраться из опасных зон, где проходят боевые действия. Несмотря на наличие организационных сложностей и проблем с безопасностью, многие страны все-таки пытаются оказывать необходимую помощь гражданам Украины, на украинские склады каждый день поступают новые гуманитарные грузы, дополнительные поставки координируются на муниципальном и областном уровнях, а также со все большем числом партнеров других стран.
Масштабные смешанные потоки беженцев и мигрантов затрагивают все страны мира и для решения этой проблемы практически все государства стараются наладить более тесное сотрудничество и более эффективное разделение ответственности. В качестве ответной меры ГА ООН в рамках одного из своих окончательных решений 19 сентября 2016 года провело заседание высокого уровня для решения проблемы перемещения больших групп беженцев и мигрантов и обратилась к Генеральному секретарю ООН с просьбой подготовить доклад с рекомендациями по этому вопросу [3].
В целях привлечения внимания к этому вопросу осуществляется ряд мероприятий в различных странах к принятию попытки устранить данную проблему мира. Например, в Лондоне доноры пообещали выделить рекордную сумму (в размере 10 млрд. долл.) для беженцев из Сирии, в Стамбуле рассматривают способы обеспечения «глобального подхода к регулированию вынужденного перемещения, уделяя особое внимание сохранению надежды и достоинства беженцев или внутренне перемещенных лиц и поддержке со стороны принимающих стран и общин, Саммит лидеров по вопросам беженцев в рамках последнего своего заседания обязались взять на себя новые значительные обязательства в отношении беженцев [5].
Важно упомянуть, что непосредственная помощь беженцам осуществляется через каналы УВКБ, в главе которого стоит Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, бывший Генеральный Комиссар БАПОР. Главная цель УВКБ заключается в обеспечении прав и благополучия беженцев, сама организация стремится обеспечить возможность каждому осуществить свое право на получение убежища и найти безопасное место в другом государстве с возможностью добровольного возвращения домой, интеграции на местном уровне или переселения в третью страну. УВКБ ведет базу данных информации о беженцах, которая была создана еще в 1990-х гг., сегодня эта система содержит данные о более чем 11 миллионах беженцев, или около 11% всех перемещенных лиц в мире. Для выполнения своего мандата УВКБ осуществляет деятельность как в странах, представляющих интерес, так и в странах, имеющих доноров, например, УВКБ проводит экспертные круглые столы для обсуждения вопросов, представляющих интерес для международного сообщества беженцев.
Надеемся, что данные мероприятия, а также совместные усилия всех государств, которые нацелены на искоренение всех имеющихся проблем в этой сфере, а также борьбу с неравенством, связанным с изменением «политического климата» в вопросах миграции и беженцев позволят устранить хотя бы часть некоторых проблем.