Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ

Конференция: CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Казакова М.С. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(167). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(167).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ

Казакова Мария Сергеевна
магистрант ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Шитова Татьяна Викторовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры ТГиП ФГБОУ ВО, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

Изучение вопросов перемещения беженцев в современных условиях развития международно-правовых отношений между многими странами становятся как никогда актуальны.

Подтвердить такой постулат сможет статистика, представленная Агентством ООН по делам беженцев в России, согласно которой на конец 2020 года было зарегистрировано лиц, имеющих статус «нуждаются во временном убежище» 10 тысяч 581 человек (19817 на 1 января 2021 года); граждан, имеющих статус беженца насчитывалось свыше 331 тысячи (455 на 1 января 2021 года); лиц, ищущих убежище – 540 тысяч и лиц без гражданства насчитывали свыше 178000 тысяч человек. К сожалению, с каждым днем количество лиц, приобретших статус «беженец» только увеличивается, что еще раз подтверждает наличие имеющихся проблем в этой сфере и необходимость принятия срочных решений по их устранению [4].

Общие основания на которых предоставляется статус беженца регламентированы Конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 года. Этот международный акт (отметим, что на апрель 2022 года в Конвенции участвуют 146 государств) запрещает какую-либо дискриминацию в отношении беженцев, определяет права данной категории лиц, а также допускает высылку беженца в интересах государственной безопасности, но запрещает их возвращение в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования. К сожалению, на сегодняшний день все чаще встречаются случаи, когда страны-участники неоднократно нарушают принципы защиты беженцев и запрещения их принудительного возвращения, с каждым днем растет количество случаев насильственных действий против беженцев, а границы между иммиграционной политикой и политикой в области беженцев вовсе исчезли. Ярким примером этому сможет послужить ситуация на Украине, в которой из-за нарушений основополагающих принципов и правил вышеупомянутого международного акта случился так называемый «кризис украинских беженцев», под которым понимают активный и масштабный европейский миграционный поток, вызванный исходом беженцев из страны по причине политических волнений, случившихся в начале 2022 года.

К примеру, через границы различных государств перемещается огромное количество потоков беженцев и мигрантов (особенно часто такие потоки встречаются при пересечении пустыни Сахара, Андаманского и Средиземного морей), людей, которые спасаются от международных конфликтов, преследования, нищеты, безработицы, нехватки квалифицированной занятости или просто стремятся к жизни в более благоприятных условиях в других странах. Уже на сегодняшний день свыше 82,4 миллиона человек во всем мире оказались вынужденно перемещенными в результате преследования, конфликтов, насилия, нарушений прав человека и гражданина или событий, подрывающих общественный порядок [2].

К сожалению, преодолевая большие расстояния, граждане того или иного государства часто подвергаются опасности, а тем, кому удается добраться до места назначения, в большинстве случаев становятся жертвами враждебного и нетерпимого к себе отношения. Все это связано с тем, что существующих проблем перемещений больших групп беженцев и мигрантов очень много. К ним можно отнести и вопросы, связанные с формированием их международно-правового статуса, и вопросы, возникающие с законодательным и политическим закреплением механизмов регулирования передвижения вынужденных переселенцев. Проблемы встречаются даже тогда, когда принимающие общины, которые стараются оказать беженцам помощь, зачастую не готовы к этой работе из-за избыточной нагрузки, обусловленной огромным количеством прибывающих. Часто возникают случаи, когда обязанности распределены недостаточно эффективно: на небольшое число стран и принимающих общин приходится непропорционально большой поток беженцев, просителей убежища и мигрантов [1].

Примером таких масштабных перемещений населения может послужить начало «специальной военной операции» на Украине в февраля 2022 года. Данное событие привело к огромным перемещением украинских граждан, как внутри самого государства, так и за его пределы.  Как отмечают СМИ, свои родные дома покинули более 10 миллиона жителей этой страны, примерено 6,5 млн. из них стали внутренне перемещенными лицами, другие же переселились в соседние страны (например, Россию и страны дальнего зарубежья). Как отмечается в пресс-релизе Международной организации по миграции: «Многие из перемещенных лиц относятся к особо уязвимым группам: это беременные и кормящие женщины, пожилые люди, инвалиды, люди с хроническими заболеваниями и лица, непосредственно пострадавшие от насилия».

Из 6,5 млн. внутренних беженцев примерно 13,5% пришлось перемещаться уже второй раз, более 53% внутренних вынужденных переселенцев составляют женщины, пожилые люди и дети, которые нуждаются в особом внимании со стороны государства, в котором они проживали. Все перемещенные граждане Украины сегодня нуждаются в финансовой поддержке, многие в лекарствах и медицинской помощи, в связи с ухудшением ситуации в Украине вынужденные переселенцы внутри страны нуждаются в срочной гуманитарной помощи, поскольку многие из них не могут выбраться из опасных зон, где проходят боевые действия. Несмотря на наличие организационных сложностей и проблем с безопасностью, многие страны все-таки пытаются оказывать необходимую помощь гражданам Украины, на украинские склады каждый день поступают новые гуманитарные грузы, дополнительные поставки координируются на муниципальном и областном уровнях, а также со все большем числом партнеров других стран.

Масштабные смешанные потоки беженцев и мигрантов затрагивают все страны мира и для решения этой проблемы практически все государства стараются наладить более тесное сотрудничество и более эффективное разделение ответственности. В качестве ответной меры ГА ООН в рамках одного из своих окончательных решений 19 сентября 2016 года провело заседание высокого уровня для решения проблемы перемещения больших групп беженцев и мигрантов и обратилась к Генеральному секретарю ООН с просьбой подготовить доклад с рекомендациями по этому вопросу [3].

В целях привлечения внимания к этому вопросу осуществляется ряд мероприятий в различных странах к принятию попытки устранить данную проблему мира. Например, в Лондоне доноры пообещали выделить рекордную сумму (в размере 10 млрд. долл.) для беженцев из Сирии, в Стамбуле рассматривают способы обеспечения «глобального подхода к регулированию вынужденного перемещения, уделяя особое внимание сохранению надежды и достоинства беженцев или внутренне перемещенных лиц и поддержке со стороны принимающих стран и общин, Саммит лидеров по вопросам беженцев в рамках последнего своего заседания обязались взять на себя новые значительные обязательства в отношении беженцев [5].

Важно упомянуть, что непосредственная помощь беженцам осуществляется через каналы УВКБ, в главе которого стоит Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, бывший Генеральный Комиссар БАПОР. Главная цель УВКБ заключается в обеспечении прав и благополучия беженцев, сама организация стремится обеспечить возможность каждому осуществить свое право на получение убежища и найти безопасное место в другом государстве с возможностью добровольного возвращения домой, интеграции на местном уровне или переселения в третью страну. УВКБ ведет базу данных информации о беженцах, которая была создана еще в 1990-х гг., сегодня эта система содержит данные о более чем 11 миллионах беженцев, или около 11% всех перемещенных лиц в мире. Для выполнения своего мандата УВКБ осуществляет деятельность как в странах, представляющих интерес, так и в странах, имеющих доноров, например, УВКБ проводит экспертные круглые столы для обсуждения вопросов, представляющих интерес для международного сообщества беженцев.

Надеемся, что данные мероприятия, а также совместные усилия всех государств, которые нацелены на искоренение всех имеющихся проблем в этой сфере, а также борьбу с неравенством, связанным с изменением «политического климата» в вопросах миграции и беженцев позволят устранить хотя бы часть некоторых проблем.

 

Список литературы:
1. Доклад Генерального секретаря «В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов», Генеральная Ассамблея ООН, Семидесятая сессия Пункты 15 и 116 повестки дня // 16-06455 (R) 040516 060516. 
2. УВКБ: проблемы беженцев не должны быть предметом политического торга // Газета Новости ООН: Глобальный взгляд Человеческие судьбы, эл. ресурс: https://news.un.org/ru/story/2021/07/1407142.
3. Данченко Н.А. Проблемы правового регулирования вынужденной миграции // НИУ «БелГУ». Белгород, 2017.
4. UNHCR Russia статистика, 2021 г. URL:  https://www.unhcr.org/ru/stats
5. Щеголева Н. А., Волков А. В. О необходимости совершенствования понятия «Беженец»» в российском законодательстве // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-sovershenstvovaniya-ponyatiya-bezhenets-v-rossiyskom-zakonodatelstve (дата обращения: 02.04.2022).