Статья:

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ УНИВЕРБАЦИИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Конференция: CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Греф А.Е. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ УНИВЕРБАЦИИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(172). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(172).pdf (дата обращения: 14.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ УНИВЕРБАЦИИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Греф Анастасия Евгеньевна
студент, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Введение

Современная языковая картина мира является результатом изменений, появившихся в российском обществе в конце двадцатого века.

Среди преобразований, влиявших на актуальные процессы словообразования, можно выделить социально-экономические и политические причины. Они проявляются в таких процессах, как резкое увеличение словарного состава языка путем калькирования англоязычных слов, активизация непродуктивных аффиксов, а с ним ослабление нормативных правил образования и употребления языковых единиц, процесс аббревиации, субстантивации.

Для исследователей актуальных словообразовательных моделей интересен «отпечаток движения мысли, которое имело место в момент возникновения слова» [1].

Но главным процессов, на взгляд многих ученых, является ускорение прохождения информации по каналам связи, вследствие чего, наблюдается стремление к речевой экономии.

Упрощение языковых процессов является процессом запуска такой словообразовательной модели, как универбация.

На основе всего вышесказанного определяется актуальность исследования, а гипотезу можно сформулировать следующим выражением : универбация - это языковая и речевая реализация универсальной тенденции к экономии языковых средств.

Объект исследования – особенности словообразования слов универбатов.

При анализе языкового материала были использованы следующие методы: метод анализа словарных дефиниций, метод словообразовательного анализа и количественный метод.

Исследование процесса универбации имеет многолетнюю историю. Отечественные филологи по-разному подходят к номинации данного словообразовательного явления.

В нашем исследовании мы используем терминологию Е.А. Земской, ставшую наиболее используемой в русском языке. Также, существуют и другие мнения по этому поводу. Так, Л.В. Сахарный в качестве терминологического обозначения использует понятие универбизация, а Н.А. Янко-Триницкая – включение.

Кроме того, существуют определение синтетическое сжатие, используемое  В.В. Лопатиным, и семантическое сжатие, используемое В.В. Виноградовым. Отличные названия этого явления от вышеперечисленных предложил Т.Г. Винокур – эллипсис и элиптизация.

На первый взгляд, может показаться, что универбация, универбизация и универбализация являются взаимозаменяемыми терминами, однако это не так, по отношению к функционированию единиц языка в речи более целесообразно использование термина универбализация [2].

Тогда, как универбация, термин восходящий к латинскому языку (от unum verbum, букв. — «одно слово»), это непосредственно сам процесс словообразования. Продолжая разговор о терминологии стоит упомянуть само словообразовательное средство, участвующее в процессе, в лингвистике оно называется универбом, семантически эквивалентным является понятие универбант.

Универбация, как компрессивное словообразование восходит к образованию слова на базе словосочетания, которому оно синонимично.

Таким образом, процесс замены словосочетания словом является не путем поиска новой номинации для того или иного предмета, а как совершенствования старой, с той точки зрения, что язык стремиться к экономии лексических средств.

Так, вместо громоздкого словосочетания появляется лаконичное наименование, например, маршрутка – маршрутное такси, зачетка -  зачетная книжка, домашка – домашняя работа.

При узком, упрощенном понимании, универбацию в словообразовании можно свести к суффиксальному способу образования.

Именно таким способом чаще всего образовываются существительные данным путем. Важно отметить, что при универбации всегда образовывается именно эта часть речи, по этой причине многие ученые проводят параллель данного способа словообразования с неморфологическим – субстантивацией, у этих явлений есть много точек соприкосновения.

Модель словообразования данного явления восходит к следующим типам : «прилагательное + существительное» (удаленка- удаленная работа) и «существительное + существительное» (Ленинка – библиотека им.Ленина). Наиболее продуктивный тип основывается на присоединении суффиксов к основе имени прилагательного + имени существительного. Разберем популярные типы:

  • Основа прил. + -к(а) – овсянКа – овсяная каша, социалКа – социальная стипендия, керосинКа – керосиновая лампа.
  • Основа прил.  + -ик – мобильнИК – мобильный телефон, сольнИК – сольный альбом, военнИК – военный билет, обходнИК – обходной лист.
  • Основа прил.  + -ушк(а) – однУШКа – однокомнатная квартира, легковУШКа – легковой автомобиль.
  • Основа прил.  + -ак (-як) – общАК- общий план, товарнЯК – товарный поезд
  • Основа прил.  + -ач – курсАЧ – курсовая работа
  • Основа прил.  + -ух(а) – кольцевУХа – кольцевая дорога
  • Основа прил.  + иц(а) – роговИЦа – роговая оболочка

Важно отметить такие словообразовательные особенности этого явления, как перетяжка ударениия, когда усекается часть, на которую падало ударение, тогда оно сдвигается влево (однокОмнатная квартира – однУшка). Так же, слова- универбаты со временем теряют свою экспрессивную окраску и начинает входить в нормативный язык (роговица). Другое интересное замечание – это изменение рода.

В большинстве случаев, независимо от того к какому роду восходило мотивирующее слово, универбат будет женского рода (искл. курсач, частник, научник, духовник). Это объясняется тем, что большинство универбатов восходит к модели «основа прил. + -к», а данный суффикс употребляется с женским родом. Так, по аналогии с другими существительными с суффиксом –к универбаты чаще всего бывают женского рода. (электричка (ж.р) – электрический поезд (м.р.)).

Такое свертывание многословных наименований в одно емкое слово является яркой иллюстрацией тенденции языковой экономики. Многие ученые-исследователи русского языка отмечают универбацию, как самый продуктивный словообразовательный тип на современном этапе развития языка.

 

Список литературы:
1. Потебня 1999: 91, 156
2. Теркулов 2010: 138
3. Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования / Учебное пособие. Л.: Ленинградский университет, 1985. 97 с.
4. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. М.: Индрик, 2001. 504 с.
5. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). 2-е изд. М.: «Языки русской культуры», 2000. С. 90-141.
6. Осипова Л. И. Активные процессы в современном русском словообразовании (суффиксальная универбация, усечение): дис.  доктора филол. наук. М., 1999. 506 с