ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
Конференция: CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
STATE SOCIAL ORDER IN THE FIELD OF PREVENTION AND COUNTERING THE SPREAD OF TERRORISM AND EXTREMISM
Angela Injigolyan
Student of the School of Applied Research Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor, Karaganda University after Buketov, KAU, Kazakhstan, Karaganda
Alexander Shatkovsky
Scientific supervisor, Mentor of the School of Applied Research, Kazakhstan, Karaganda
Аннотация. Исследование реализации государственного социального заказа в сфере профилактики и противодействия распространения терроризма и экстремизма в Казахстане подготовлено в рамках программы Школы прикладных исследований (PRS) под эгидой проекта Социальных инноваций в Центральной Азии (SICA), финансируемого USAID, и проводимого Фондом Евразия вместе с Партнерством по Открытым Контрактам (OCP)".
В последнее десятилетие, государство столкнулось с феноменами использования религии как инструмента политической манипуляции, воинствующей религиозностью, последствием воздействия деструктивных нетрадиционных религий на сознание наших граждан. Кроме непосредственно правовых и силовых методов контроля за распространением таких негативных явлений, государство использует и «мягкую силу» - выделяет большие средства на реализацию проектов по государственному социальному заказу институтами гражданского общества – общественными организациями.
Abstract. A study on the implementation of the state social order in the field of preventing and countering the spread of terrorism and extremism in Kazakhstan was prepared as part of the School of Applied Research (PRS) program under the auspices of the USAID-funded Social Innovation in Central Asia (SICA) project and conducted by the Eurasia Foundation together with the Open Source Partnership. Contracts (OCP)".
In the last decade, the state has faced the phenomena of using religion as an instrument of political manipulation, militant religiosity, a consequence of the impact of destructive non-traditional religions on the consciousness of our citizens. In addition to direct legal and coercive methods of controlling the spread of such negative phenomena, the state also uses "soft power" - it allocates large funds for the implementation of projects under the state social order by civil society institutions - public organizations.
Ключевые слова: государственный социальный заказ, государственные закупки, экстремизм, терроризм, критерии эффективности.
Keywords: state social order, public procurement, extremism, terrorism, efficiency criteria.
Цель, материалы, методы. Государственное управление и контроль в сфере религиозных отношений в Казахстане является одним из важных направлений государственной политики. На протяжении более чем 30 лет независимости в Казахстане на фоне полной реализации правового принципа свободы совести и вероисповедания развертывались как позитивные, так и негативные процессы религиозного ренессанса: повышения интереса и уровня религиозности населения, распространения нетрадиционных для Казахстана религий с агрессивной тактикой вербовки и вовлечения в свои адепты наших граждан.
Цель данной статьи - обзор государственного социального заказа (далее ГСЗ) выделенных на реализацию проектов в сфере борьбы и профилактики распространения терроризма и экстремизма. Анализ проведенных закупок на предмет сравнения суммы выделенных и реализованных государством средств, соответствия технических спецификаций в данной сфере законодательству о госакупках РК, изучение их содержания и качества, вопросы адекватной оценки эффективности выполнения заключенных с заказчиками договоров – задачи проведенного исследования. Объектом проведенного исследования являются данные за 2021 год. Источник данных - данные с портала государственных закупок, полученные через модуль Datanomix. Методы исследования – статистический анализ первичных данных, кейс-стади историй отдельных, наиболее показательных для реализации поставленной цели и задач исследования государственных закупок в изучаемой сфере.
Результаты. В 2021 году всего объявлено 174 лота по этой теме на сумму 393 636 686,00. Из них заключено 158 договор на сумму 301 835 214,00.
Из них 33 договора (или 17%) заключено из одного источника на сумму по факту 62 218 985,00.
В качестве заказчиков по данной тематике выступает достаточно большой круг КГУ. Всего по данной тематике в 2021 году заказчиками выступили 140 КГУ различного уровня - областные, городские и районные.
Среди них преимущественно можно выделить несколько больших групп - это такие структуры управления как Управления и отделы внутренней политики (112), Управления по делам религий (18), Центры изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений при Управлении по делам религий и акиматах (9) и Центр общественного развития г. Жанаозен (1).
По количеству заключенных и исполненных договоров государственный социального заказа лидирует Карагандинская область – 43 договора. На втором месте г. Шымкент – 20 договоров. На третьем - Костанайская область - 19 договоров. В аутсайдерах – Атырауская область и ВКО по 2 договора и г. Нур-Султан – 1 договор.
Сумма минимального договора составила 53 571,00 тенге - Заказчик ГУ Отдел внутренней политики, культуры, развития языков и спорта акимата Амангельдинского района на «Организацию мероприятий, направленных на повышение религиозной грамотности населения в Амангельдинском районе». Средняя цена за исполнение договора составляет 1 910 349,00.
Основная доля заключённых договор приходится на суммы до 1 миллиона тенге – 74 договора, то есть 46% всех договоров составили проекты стоимостью до 1 млн. тенге.
Тематики, по которым осуществляется государственный социальный заказ в сфере профилактики и противодействия распространения терроризма и экстремизма можно разбить на несколько основных направлений:
- проведения мероприятий – семинары, конференции, тренинги (целевые группы – преподавателя, священнослужители, государственные служащие, молодежь, работники ДУИС, жамагат);
- адресная работа с представителями ДРТ, в том числе и в учреждениях ДУИС;
- работа по информационному сопровождению профилактической работы (ролики, публикации в газетах, журналах, передачи на телевидении, листовки, билборды);
- социологические исследования (религиозной ситуации и т .п.).
В качестве примера проблемы разработки четких и понятных технических спецификации по ГСЗ, рассмотрим два лота, объявленных в 2021 году КГУ Центр исследования проблем религий акимата Жамбылской области, связанных с реализацией государственных задач в сфере профилактики и противодействия распространения терроризма и экстремизма.
Первый лот - ссылка на закупку https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/12271438, номер объявления 5373802-1, дата опубликования объявления 2021-01-28, статус о статус объявления исполнен, общая плановая сумма закупки - 5 652 678.57, наименование лота – «Организации мероприятия, направленного на профилактику радикальных религиозных идей среди осужденных в исправительных учреждениях Жамбылского областного ДУИС». По результатам конкурса лот выиграл поставщик - Центр развития молодежи «Тиек» из Карагандинской области, итоговая сумма договора – 4522142,86. Срок исполнения договора – 8 месяцев со дня подписания.
Приведем отрывок из технической спецификации этого лота.
«Провести 2 раза в неделю групповые и индивидуальные встречи с осужденными. В рамках проекта необходимо адаптировать к обществу 6 человек лишенных свободы. (Согласовать с заказчиком). - Привлечь не менее 10 специалистов теологов, религиоведов и историков, к работе с осужденными - приверженцами деструктивных религиозных течений (Привлечь специалистов, по утвержденному плану). - Организовать встречи в 4-х тюрьмах, не менее 5-и раз в рамках проекта среди сотрудников ДУИС и осужденных - приверженцев деструктивных религиозных течений. - Привлечь к работе с осужденными в учреждениях ДУИС не менее 5-и лекторов республиканского значения религиоведов, историков и психологов с высшим образованием».
Анализ вышеизложенного фрагмента технической спецификации по этому лоту выявил несколько проблем.
Во-первых, это неясность изложения, отсутствие точного количества запланированных мероприятий - сколько всего необходимо провести разъяснительных встреч, какой длительности, с какой именно адресной группой (в технической спецификации их две – осужденные и работники ДУИС). Срок исполнения договора согласно документации – 8 месяцев, простой математический расчет показывает, что по «2 раза в неделю групповые и индивидуальные встречи с осужденными» в течении 8 месяцев дает цифру - 64. Однако, в процессе подписания графика проведения работ и сметы, выяснилось, что сотрудники КГУ трактуют техническую спецификацию иначе - 2 раза в неделю в течении 8 месяцев в каждой из 4 тюрем – итого 256.
Во-вторых, неясность вопроса по оплате работы теологов и имамов. Как правило, ни в одной технической спецификации по таким лотам не указывается конкретная квалификация, необходимых опыт работы теолога, религиоведа, нет четкой формулировки о объёме, работ который, он должен выполнить (в часах, например) и, хотя бы примерной сетки оплаты. Например, в лоте ГУ Управление по делам религии города Шымкент https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/13438652 объявленного в 2021 году – «в целях обеспечения стабильности в религиозной сфере» предполагается «организовать общие, индивидуальные встречи с отбывающими наказание в исправительных учреждениях» в количестве 320 встреч «с отбывающими наказание в исправительных учреждениях на территории города Шымкента» на сумму 2 600 000,00 тенге, а в лоте того же ГУ «Организация психологической поддержки пострадавших от деструктивных религиозных течений» https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/13587415 за 999 999,00 тенге должны были организовать 60 встреч, в лоте КГУ Отдел внутренней политики и развития языков Иртышского района Павлодарской области https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/13033728 требовалось «провести 12 разноформатных мероприятий с охватом не менее 40 человек» с привлечением религиоведов и теологов на сумму 310 000,00 тенге. Как видно из требований технических заданий и сумм лотов, неясно сколько конкретно стоит проведения 1 мероприятия или одной встречи, а объём работ и сума лотов часто не поддаёте логическому объяснению.
В сфере оплаты услуг теологов господствует субъективизм, дефицит квалифицированных кадров влечет за собой высокие и никем не контролируемые расценки за услуги данной категории лиц. Часто в качестве теологов выступают люди без опыта проведения информационно-разъяснительной работы, без права «читать лекции», то есть при отсутствии опыта преподавательской деятельности и научной степени. Так, например ГУ Управление по делам религий Алматинской области разместило в 2021 году лот «Организация и проведение обучающего курса для имамов, по повышению навыков проведения информационной-разъяснительной работы в сфере контрпропаганды идеологии деструктивных религиозных течений и формированию антикоррупционной культуры у населения области» https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/12400684 в технической спецификации по поводу квалификации лекторов изложены следующие требования «В качестве лекторов должны быть приглашены специалисты имеющие, соответствующее образование, научные степени и опыт проведения таких мероприятий».
Еще одна «слабая» сторона взаимодействий между поставщиками и теологами – форма оплаты – как правило, речь идет о безналичных расчетах по настоянию последних, хотя часто наряду творческим отчетам по таким проектам требуют финансовый отчет, со всеми подтверждающими проведенными выплатами.
В-третьих, нет четких требований в оценке результатов.
Приведем отрывок из технической спецификации из лота «Организация мероприятия, направленного на профилактику радикальных религиозных идей среди осужденных в исправительных учреждениях Жамбылского областного ДУИС».
«После окончания проекта, Заказчиком, до подписания акта оказанных услуг, проводится оценка результатов государственного социального заказа. Оценка осуществляется экспертом за счет Поставщика. По этому случаю, извещаем вас о том, что Акт оказанных услуг подписывается Заказчиком, после публикации отчетов о завершении публичного обсуждения, предварительной оценки результатов государственного социального заказа по социальному проекту и (или) социальной программе».
На практике, экспертиза оказывается, как на безвозмездной основе, так и на основе оплаты по ГПХ, но условия проведения экспертизы экспертами (какой пакет документом, в каком объёме и за какой срок до окончания договора), как и форма оплаты и ее денежное выражение не оговариваются и варьируются весьма значительно.
В оценке результатов реализации проектов доминирует количественный и формальный подход. Так, например, ГУ Отдел внутренней политики акимата Карасуского района Костанайской области в 2021 году разместило на портале лот «Проведение мероприятий, направленных на профилактику религиозного экстремизма и терроризма, в том числе среди молодежи» на сумму 264 000,00 тенге в технической спецификации содержаться следующие показатели выполнения проекта «Количество бенефициариев: прямой охват не менее 200 человек (онлайн охват),косвенный охват – не менее 1000 человек; соблюдение требований санитарно-эпидемиологических норм; освещение всех мероприятий проводимых в рамках проекта в СМИ или социальных сетях (5 публикаций, 40 фотографий); уведомлять Заказчика о любых мероприятиях, не менее, чем за 5 рабочих дней до момента их проведения».
Выводы и рекомендации.
Обобщая приведённые примеры и данные, можно отметить, что неточности, а порой и ошибки в технических спецификациях значительно осложняют работу НПО в сфере реализации госсоцзаказа, снижают эффективность реализации проектов, минимизируют их социальный эффект.
В процессе анализа распределения госзаказом в этой сфере по регионам, возникает вопрос, почему в одних из них, казалось бы, не самых «опасных» с точки распространения деструктивных течений и направленный, выделяются огромные средства (Карагандинская область), а в других – Западный Казахстан – незначительные.
Дополнительным препятствием эффективного мониторинга госсоцзаказа в этой сфере так же является закрытость и секретность характера работы (например, с осужденными в ДУИС или по линии реабилитации с репатриантами программы «Жусан», «Русафа»).
Итак, целью данной статьи является обзор ГСЗ сфере профилактики и противодействия распространения терроризма и экстремизма.
Всего в 2021 году было заключено 158 договоров, среднее стоимость одного проекта 1 910 349,00, 46% проектов стоимостью менее 1 млн тенге. Основные выводы, которые можно сделать из доступных данных и выборочного анализа технических спецификаций:
- Неравномерность количества проектов по регионам и невозможность определить взаимосвязи по приоритетам, почему каждый регион реализует то или иное количество проектов и как связано это с религиозной ситуацией в регионе.
- Неясные ТЗ и технических спецификаций в отношении:
- Квалификационных требований к лекторам
- Объёма выполняемых теологами работ и условий их оплаты
- Отсутствие четких требований в оценке результатов
- Доминирование количественного и формального подхода в оценке результатов реализации проектов
- Ошибки в переводах технических спецификаций
На основе проведенного исследования можно рекомендовать в целях более эффективного и рационального расходования средств и повышения качества выполняемых работ в этой сфере госсоц заказа следующие мероприятия:
- Во-первых, необходимо создать диалоговую площадку между заказчиками и поставщиками, с целью выработки оптимального подхода к изложениям единых требований в технических спецификациям в этой сфере. Выявление сильных и слабых сторон в реализации такого рода проектов, разработки единых стандартов в оценке эффективности результатов проведенной работы поставщиками услуг.
- Во-вторых, провести повышение квалификации работников государственных органов, ответственных за выполнение работ в сфере составление технических спецификаций и процесса управления и контроля за реализацией проектов в этой сфере.
- Унифицировать требования к квалификации всех участников реализации проектов в данной сфере (религиоведов, теологов и т.д.), определить сетку оплаты труда в зависимости от квалификации и объема выполненных работ.
- В-третьих, усовершенствовать практику оценки реализации и результатов проектов независимыми комиссиями с привлечением квалифицированных в этой сфере независимых специалистов.