Статья:

КОГНИТИВНАЯ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ

Конференция: CLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Антонова Е.Н. КОГНИТИВНАЯ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(173). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(173).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОГНИТИВНАЯ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ

Антонова Елена Николаевна
магистрант, Дальневосточный Федеральный Университет, РФ, г. Владивосток
Левадняя Майя Олеговна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Дальневосточный Федеральный Университет, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. В период серьезных экономических и геополитических изменений, сопровождающихся высоким уровнем неопределенности, повышенными стрессовыми факторами, возрастающей конкуренцией за привлечение высококвалифицированных специалистов в некоторых отраслях, изучение вовлеченности персонала, как одного из факторов обеспечения отраслевого лидерства компаний, требует новых подходов в изучении. В статье рассматривается связь когнитивной флексибильности личности с феноменом вовлеченности персонала. Такой подход к изучению вовлеченности позволяет найти новые способы повышения вовлеченности персонала.

 

Ключевые слова: вовлеченность персонала; факторы вовлеченности; индекс вовлеченности; когнитивная флексибильность; оптимистический атрибутивный стиль.

 

Введение

В настоящее время все больший интерес научного сообщества привлекает многоаспектность и изменчивость процессов, характеризующих динамику развития личности профессионала. Это обусловлено повышенным уровнем неопределенности и высокими темпами социальных изменений. Актуальные критерии профессиональной успешности современной личности стимулируют развитие адаптивности, гибкости, когнитивных навыков, способности одновременно принимать во внимание все большое число факторов, определять альтернативные пути развития событий, готовности к принятию неопределенности и сохранения контроля над всеми аспектами текущей ситуации.  Помимо того, что профессионалу требуется постоянно развивать свои способности и навыки, еще необходимо обладать достаточными ресурсами личности.

Основная часть

Современные отечественные и зарубежные исследования вовлеченности представляют этот феномен как качественную особенность персонала, выражающуюся в положительном, уважительном и одобряющем отношении к организации и ее деятельности, руководителям, принятии и согласии с целями и миссией компании, понимании значимости своего вклада в деятельность и развитие организации, стремлении расти вместе с организацией посредством проявления инициативы и внесения инноваций. Зарубежные авторы рассматривают вовлеченность по аналогии с экономическими концептами: сотрудники инвестируют имеющиеся ресурсы, получая за это «дивиденды» в виде оплаты труда, удовлетворения материальных и не материальных потребностей, реализации имеющегося потенциала.

Изучая теоретический материал по теме вовлеченности, наблюдая проявления этого феномена в процессе практической деятельности в современных компаниях, мы пришли к выводу, что состояние вовлеченности способствует повышению ощущения субъективного благополучия, уверенности и укрепляет самооценку самих сотрудников. Мы констатируем, что сотрудники с высоким уровнем вовлеченности работают с энтузиазмом, более удовлетворены результатами своей работы, гордятся личными достижениями и могут максимально раскрыть и реализовать свой потенциал. Особое эмоциональное состояние, которое испытывают вовлеченные сотрудники, может включать в себя ощущение вдохновения. В научно-популярных материалах это называется «состоянием потока», понятием, введенным М. Чиксентмихайи [4]. Вдохновение — это появление мотивации, готовность действовать, важный аспект раскрытия творческого потенциала индивида, отличающийся высоким подъемом и концентрацией внутренних сил.

Помимо положительного эмоционального состояния вовлеченность удовлетворяет актуальные экзистенциальные потребности сотрудников в профессиональной самоидентификации и социальной идентичности.

Вовлеченность – многомерное понятие, отражающее с одной стороны активное приложение усилий, проактивное поведение сотрудника, направленное на достижение личных профессиональных целей и целей организации в процессе выполнения деятельности, с другой стороны – эмоциональные переживания, когнитивные, мотивационные и смысловые процессы, связанные с выполняемой деятельностью [2].

По данным исследования Н.В. Киселевой   структура вовлеченности представлена пятью компонентами: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, мотивационный и ценностный. Структура вовлеченности у испытуемых на разных этапах деятельности имеет уникальные особенности, характеризующиеся устойчивыми связями между компонентами [2].

Модель компонентов вовлеченности Н.В. Киселевой схематически представлена на Рис.1

 

Рисунок 1. Структура вовлеченности

 

Рассматривая профессионально значимые психологические характеристики, свойственные представителям различных профессий, с точки зрения вовлеченности, мы выделили несколько наиболее значимых: когнитивная флексибильность, интернальность, диспозиционный оптимизм и жизнестойкость. В данной статье феномен когнитивной флексибильности рассматривается в контексте связи с вовлеченностью персонала в современных исследованиях.

«Анализ современных исследований позволяет сделать вывод о том, что флексибильность является одним из ресурсов личности (Ionescu, 2014, Королева, 2014). При этом ресурсы и способности имеют общее феноменологическое поле (Колышко, 2004), где ресурсы являются потенциальным в личности, а способности актуализированным ресурсом (Хазова, 2013). Наиболее продуктивно проблема актуального и потенциального, характеризующая преобразование личности, рассматривается через призму субъектной парадигмы и взгляды
Л.И. Анцыферовой, Н.Е. Гришиной, С.Н. Костроминой» [3].

Согласно определению Е.Ю. Осаволюк, когнитивная флексибильность является ментальной способностью, характеризующей умение индивида преобразовывать когнитивные установки в ответ на изменяющиеся условия его жизнедеятельности, и при этом проявляется двойственно: как свойство когнитивных процессов в субъектном измерении и как способность личности.

«Исходя из обзоров современных исследований и методического инструментария, структура когнитивной флексибильности представлена двумя аспектами. Первый аспект – «Альтернативы» – связан со способностью выдвигать различные варианты решения проблемы, моделировать несколько путей развития и сравнивать их гипотетические результаты. Второй аспект – «Контроль» – связан с умением личности доминировать при взаимодействии с ситуацией, воспринимать текущие события из позиции управляющего этой ситуацией» [3].

Когнитивная флексибильность помогает воспринимать сложные ситуации в профессиональной деятельности, как контролируемые, и генерировать нескольких альтернативных вариантов решений в сложных ситуациях. Это позволяет адаптироваться к динамично меняющейся ситуации, сохранять позитивный настрой и быть более продуктивным в решении рабочих задач.

Анализируя концепт когнитивной флексибильности с точки зрения структуры вовлеченности, мы предположили, что способность индивида преобразовывать когнитивные установки в ответ на изменяющиеся условия его жизнедеятельности, связана с каждым из пяти компонентов вовлеченности.

Когнитивный компонент можно отнести к самой сути понятия когнитивной флексибильности, в широком смысле отражающего когнитивное функционирование личности, в узком смысле проявляющегося в ментальной способности индивида преобразовывать когнитивные установки в ответ на изменяющиеся условия жизнедеятельности. Проявляется это в способности пересматривать и актуализировать свои представления, убеждения, оценки с учетом изменений, адаптировать их посредством осознания того, что сложные ситуации можно контролировать; оценивать альтернативы в контексте жизненных событий и поведения людей; находить альтернативные решения в сложных обстоятельствах.

Е.Ю. Осаволюк в своём исследовании подтверждает, что «…лица с высоким уровнем когнитивной флексибильности менее депрессивны и тревожны. Когнитивная флексибильность связана с характеристиками отношения к себе как процесса: лица с высоким уровнем когнитивной флексибильности менее восприимчивы к ситуации» [3]. Это можно отнести к эмоциональному компоненту вовлеченности. Многие отечественные и зарубежные исследователи связывают когнитивную флексибильность с креативностью. Чикова О.А. утверждает, что когнитивная флексибильность не является единым конструктом: различают реактивную флексибильность (RF) и спонтанную флексибильность (SF). В частности, выявлена связь между SF и творческими способностями, обнаружена положительная корреляция с дивергентным мышлением и академической, социальной и эмоциональной самоэффективностью (успешностью) школьников. Показано, что когнитивная флексибильность обеспечивает положительные эмоции людей при творческих достижениях, но отрицательно связана с сопротивлением организационным изменениям в производственном коллективе [4].

На поведенческом уровне когнитивная флексибильность проявляется в адаптивном поведении. «В работах зарубежных ученых КФ определяется в качестве признака адаптивного поведения индивида, проявляющегося в умении менять свое поведение в соответствии с изменениями внешних условий…Интегральный показатель «Когнитивная флексибильность» сильнее всего положительно связан с уровнем материального благосостояния респондентов, их активностью в профессиональном саморазвитии, он выше у возрастных людей» [4].

Мотивационный и ценностный компоненты структуры вовлеченности не столь очевидно связаны с концептом когнитивной флексибильности. Тем не менее, есть материалы о способах эффективной активации когнитивной флексибильности путем решения задач, предполагающих дивергентно-креативное решение. При этом формируются навыки моделирования эффективных способов достижения цели, выбора наиболее оптимальной из альтернатив. Повышается мотивация к личностно-профессиональному развитию [1]. Решение таких задач в профессиональной деятельности позволяет преодолевать инерционную индуктивность мышления, что сопровождается активацией латентного интеллектуального потенциала. Мотивация к личностному и профессиональному развитию является одной из характеристик вовлеченного сотрудника. Успешное решение нетривиальных задач в процессе трудовой деятельности формирует и укрепляет профессиональную идентичность сотрудника, а также повышает ценность для профессионала организации, предоставляющей возможности для развития, и осознание профессионалом собственной ценности для организации и для отрасли.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что для повышения вовлеченности персонала в актуальных условиях серьезных геополитических и экономических изменений, повышенной неопределенности, конкуренции за человеческие ресурсы современным компаниям необходимо создавать условия для развития когнитивной флексибильности сотрудников. Рабочие задачи и тренировочные кейсы, предполагающие креативное решение, вдохновляют профессионалов, повышают уверенность, удовлетворенность собой, вовлеченность в рабочий процесс и в конечном итоге позволяют сотруднику раскрыть весь свой потенциал, а компании – повысить эффективность персонала и достичь финансово-экономических целей.

 

Список литературы:
1. Елканова, Т. М. Дивергентно-креативный анализ задач / Т. М. Елканова, Л. В. Сергеева // Образовательный вестник Сознание. – 2020. – Т. 22. – № 8. – С. 27-31. – DOI 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-8-27-31. – EDN CCYQHQ.
2. Киселева, Надежда Владимировна. Социально-психологические характеристики вовлеченности в непрерывное образование: автореферат диссертации кандидата психологических наук: 19.00.05 / Киселева Надежда Владимировна; [Место защиты: ФГКОУ ВО Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации. – Москва, 2019. – 26 с.
3. Осаволюк, Е. Ю. Когнитивная флексибильность личностей с различным типом отношения к себе: специальность 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии": диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е. Ю. Осаволюк. – Москва, 2021. – 221 с. – EDN HSVRHY.
4. Чиксентмихайи, М. Поток: Психология оптимального переживания / Ч. Михай. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. – 324 с. – ISBN 978-5-9614-5367-6. – EDN XMYMSF.
5. Чикова, О. А. Особенности когнитивной флексибильности участников рынка труда Г. Новосибирска / О. А. Чикова, Е. В. Расахацкая, И. В. Сартаков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2021. – № 4(47). – С. 40-48. – DOI 10.18323/2221-5662-2021-4-40-48. – EDN LQRHDL.