Статья:

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГА НА ЗЕМЛЮ

Конференция: CLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Сидельников Л.С. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГА НА ЗЕМЛЮ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(173). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(173).pdf (дата обращения: 21.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГА НА ЗЕМЛЮ

Сидельников Леонид Сергеевич
студент, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE LAND TAX

 

Leonid Sidelnikov

Student, Saint-Petersburg State Forest Technical University, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. Статья посвящена изучению характеристики земельного налога. Авторы рассматривают описание налогоплательщиков и объекта налогообложения. В статье делается акцент на проблемы, с которыми сталкиваются при порядке расчета налога и сроки его уплаты.

Abstract. The article is devoted to the study of the characteristics of the land tax.  The authors consider the description of taxpayers and the object of taxation. The article focuses on the problems faced in the order of calculating the tax and the timing of its payment.

 

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Взимание налогов – это древнейшая функция, а также одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом (НК) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. [2]

Плательщики налога - юридические лица, в том числе иностранные, а также индивидуальные предприниматели и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненно наследуемого владения. Субъекты малого бизнеса, переведенные на уплату единого налога или на патент, не освобождаются от уплаты земельного налога. Основанием для признания лица налогоплательщиком является государственная регистрация права на земельный участок. [1]

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Освобождаются от налогообложения:

  1. учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
  2. организации, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  3. религиозные организации;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов);
  5. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
  6. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;
  7. организации народных художественных промыслов;
  8. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;
  9. организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением судостроительных организаций;
  10. организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре «Сколково»;
  11. судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;
  12. организации - участники свободной экономической зоны;
  13. организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [2]

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.[2]

Согласно п.2 ст. 389 НК РФ не признаются объектами налога на землю участки:

  • изъятые      из      оборота      или   ограниченные     в обороте в соответствии с законодательством РФ:
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;
  • объектами, включенными в Список всемирного наследия, историкокультурными заповедниками и объектами;
  • из состава земель лесного фонда;
  • занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. [1]

С 01.01.2013 года из данного списка исключены земли, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. [2]

Налоговая  база  определяется в  отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.[2]

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.[2]

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.[2]

Налоговые ставки устанавливаются правовыми актами представленных органов муниципальных образований (законами гг.. Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя) и не могут превышать:

  1. 0,3 % в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ или предоставленных для жилищного строительства
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  1. 1,5 % в отношении прочих земельных участков. [1]

Допускается дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельных участков. Налоговый Кодекс РФ предусматривает повышающие коэффициенты налога на землю, приобретенную для ведения жилищного строительства [1]. Пункт 15 ст. 396 НК РФ предусматривает исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации на построенный объект недвижимости по земельным участкам, приобретенным в собственность физическими или юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства (ИЖС). [2]

В случае превышения 3-летнего срока суммы налога исчисляются с коэффициентом 4, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

С 01.01.2010 года повышающие коэффициенты применяются в отношении земельных участков, приобретенных организациями или индивидуальными предпринимателями для индивидуального строительства, если право собственности на землю зарегистрировано начиная с 01.01.2010 года. [1]

В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. [2]

Земельный рынок, как рынок факторов производства, будет востребован всегда. Земля в силу своей ограниченности будет всегда приносить своему владельцу прибыль. Поскольку то или иное свойство ее всегда будет необходимо во всех сферах жизни человека.

Система землепользования в России является платным и облагается земельным налогом, закрепленным в 31 главе Налогового кодекса РФ. Налог является местным, и все средства полностью поступают в бюджет муниципальных районов. В земельном налогообложении есть ряд льгот, позволяющих не уплачивать налог вовсе или же применять пониженную ставку. Сумма налога определяется соответственно кадастровой оценки земли, что породило ряд серьезных проблем при непосредственном сборе налога: кадастровая стоимость не соответствует рыночной, налоговая база в течение года не изменяется и определяется на 1 января, ряд земельных участков не зарегистрированы и не имеют учетной стоимости в реестре, что в совокупности приводит к непоступлению части денежных средств, положенных по закону.

Налоговые органы вправе регулярно проверять расчеты предприятия с бюджетом в том числе и по выплатам земельного налога. Проводятся камеральные и выездные проверки, сверки расчетов, а также применяется наказания различной степени тяжести.

 

Список литературы:
1. Мандрощенко О. В., Пинская М. Р. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебное пособие/ Под общей редакцией профессора Л. И. Гончаренко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2008 - 344 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, №6-ФЗ (ред. от 17.02.2021) [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (02.04.21)
3. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт. 2014. 
4. Полисюк, Г. Б. Гражданско-правовая защита налогоплательщика / Г. Б. Полисюк, Г. И. Сухачева. Москва: Палеотип, 2005. 96 с. 
5. Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В. Ф. Тарасова, М. В. Владыка, Т. В. Сапрыкина, Л. Н. Семыкина. Москва: КноРус, 2012. 485 с.