НОВЫЙ СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МСК2 «ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ»
Конференция: CLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НОВЫЙ СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МСК2 «ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ»
Новый стандарт управления качеством аудиторской деятельности МСК2 (ISQM 2) «Проверки качества выполнения заданий» утвержденный в сентябре 2020 года и опубликованный на русском языке на сайте Международной федерации бухгалтеров в 8 ноября 2021 года с 15 декабря 2022 года заменит вместе с МСК1 (ISQM 1) «Управление качеством в аудиторских организациях, которые проводят аудит или обзорные проверки финансовой отчетности или другие задания, обеспечивающие уверенность, или сопутствующие услуги» действующий стандарт МСКК1 (ISQC 1) «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих другие задания, обеспечивающие уверенность, и оказывающие сопутствующие услуги».
МСК2 это совершенно новый стандарт, посвященный проверкам качества выполнения заданий, который в значительной мере опирается на требования МСКК1 и МСА 220.
В настоящее время требования к проверкам качества выполнения задания содержатся в МСКК1 и МСА220, после вступления в силу МСК2 заменит существующие положения, касающиеся проверок качества выполнения заданий в МСКК1 и МСА 220. Кроме того, после вступления в силу МСК2 в ряде МСА будут внесены согласующиеся поправки.
МСК2 разработан как часть системы управления качеством фирмы, поэтому МСК1 и МСК2 организованы таким образом, чтобы обеспечить между собой связь. МСК1 указывает на объем заданий, которые подлежат проверке качества выполнения заданий, т.е. это то, что должно быть в системе управления качеством предусмотрено заранее, а МСК2 рассматривает особое требование к тому как выполнять эту проверку качества выполнения заданий, т.е. кто может быть назначен в качестве лица который проверяет качество, насколько это лицо соответствует критериям, как должна проходить проверка качества и какая документация должна быть оформлена в ходе проверки.
Согласно МСК2 задания, которые должны быть подвергнуты контрою качества делятся на 3 группы:
1 группа – группа, которая была определена ещё МСКК1 – это аудит финансовой отчетности листинговых компаний, т.е. организаций у которых акции или облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
2 группа – это задания, по которым проверка качества требуется в соответствии с законом или нормативно-правовым актом. На сегодняшний день в РФ такого рода задания не определены.
3 группа – это проведения аудита или выполнение других заданий, для которых аудиторская организация сама определила, что проверка качества выполнения задания является надлежащей мерой в ответ на риски, связанные с качеством. Например, это может быть аудит общественно значимых организаций либо новое задание, которое ранее аудиторская организация не выполняла.
Аудиторская организация должна самостоятельно установить к каким заданиям будут применяться мероприятия по проверке качества заданий.
Преимуществами МСК2 являются:
- сделан акцент на важности проверки качества выполнения задания, который приведет к более качественному выполнению заданий;
- повышена устойчивость требований к приемлемости специалистов по проверке качества задания, к выполнению и документированию проверки;
- обеспечен механизм более четкого разграничения ответственности фирмы и лица, проводящего проверку качества выполнения задания.
МСК2 фактически определяет обязанности двух сторон, т.е. с одной стороны это обязанности аудиторской организации, а с другой стороны это обязанности лица, который проверяет качество выполнения заданий. Именно поэтому цель стандарта сформулирована как цель всей аудиторской организации. Она заключается в том, чтобы посредством назначения лица, осуществляющего проверку качества задания и соответствующего критериям для его назначения в качестве такого лица, провести объективную оценку значимых суждений, сформированных группой по заданию, и выводом, сделанных на их основании. [1]
Что касается проведения самой проверки, здесь появились новые требования:
- Требование, касающееся ответственности лица, осуществляющего проверку качества задания, за выполнение процедур в надлежащие моменты времени в ходе выполнения задания, то есть фактически процедуры должны предусматривать распределение проверки по времени, по процессу выполнения заданий. Например, некоторые процедуры следует выполнить до формирования основных выводов.
- Требования в отношении проверки значимых суждений и важных вопросов на основе анализа выбранной документации по заданию.
- Требование к лицу, осуществляющему проверку качества задания, оценивать основу для значимых суждений аудиторской группы, в тои числе, когда применимо к типу задания, проявление профессионального скептицизма аудиторской группой.
МСК2 требует, чтобы специалист, проверяющий качество задания оценил:
- были ли выполнены соответствующие этические требования, касающиеся независимости, при аудите финансовой отчетности;
- проводились ли соответствующие консультации по сложным или спорным вопросам, или вопросам, связанным с различиями во мнениях, и выводами, вытекающими из этих консультаций для всех заданий.
Кроме того, появилось новое требование «stand-back», которое обязывает лицо проверяющее качество выполнения задания «сделать шаг назад» и «посмотреть со стороны» действительно ли были выполнены все требования МСК2 по отношению к выполнению проверки качества и завершена ли проверка качества. Если все требования выполнены и проверка завершена, проверяющий должен уведомить об этом руководителя задания и тогда руководитель задания может выпускать аудиторское заключение.
Кроме новых требований к проверке появились новые требования к документации:
- Специалист по проверке качества должен взять на себя ответственность за документацию по проверке качества задания и представить эту документацию вместе с документацией по заданию.
- Документация по проверке должна быть достаточной, чтобы дать возможность опытному практикующему специалисту, ранее не связанному с заданием, понять характер, сроки и объем выполненных процедур проверки качества задания. [2]
Таким образом, можно сказать, что новый стандарт качества высоко поднял планку качества аудита. После внедрения в практику он обеспечит гораздо большее доверие к рынкам капитала. К тому же новые требования стандарта объективно можно назвать более строгими по сравнению с действующими требованиями по управлению качеством аудита как на уровне аудиторской организации, так и на уровне аудиторской группы. [3]