Статья:

Реализация проекта "Бережливая поликлиника" в Оренбургской области

Конференция: XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Султанова Р.А., Кушнер К.И. Реализация проекта "Бережливая поликлиника" в Оренбургской области // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(19).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 28 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация проекта "Бережливая поликлиника" в Оренбургской области

Султанова Ралия Айдаровна
студент Оренбургский государственный медицинский университет РФ, г. Оренбург
Кушнер Кристина Игоревна
студент Оренбургский государственный медицинский университет РФ, г. Оренбург
Ефимова Светлана Викторовна
научный руководитель, старший преподаватель, канд. мед. наук, Оренбургский государственный медицинский университет РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В ноябре 2016 года в РФ во многих медицинских учреждениях начал вести апробацию пилотный проект «Бережливая поликлиника». Результатом проведенных преобразований стало улучшение оказания медицинской помощи населению, повышение ее доступности, качества.

Ключевые слова: бережливая поликлиника,  совершенствование работы медицинских организаций, федеральный проект о создании новой модели, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

 

Мы посещаем поликлинику, чтобы улучшить свое здоровье, но препятствия начинаются уже с «порога». Ожидание в длинной очереди перед регистратурой, врачебным кабинетом, а также длительные сроки прохождения диспансеризации отнимают много времени и сил и не являются гарантией того, что мы попадем на прием. А что делать, если мы не болеем и пришли просто за справкой или на прививку? Пребывание в общей очереди вместе с «больными» создает угрозу здоровью.

«Основной концепцией развития российского здравоохранения является создание национальной пациенто-ориентированной системы, …работающей в рамках единых требований к качеству, доступности медицинской помощи и квалификации медицинских работников...»[1].

Для устранения указанных проблем Государственная корпорация «Росатом» предложила создание масштабного проекта «Бережливая поликлиника», совместно с Министерством здравоохранения РФ.

Слово "бережливая" заимствовано из термина "бережливое производство".  Его внедрение в промышленность произошло в корпорации «Toyota»  в 50-х гг. прошлого столетия  и означало максимальную нацеленность приоритетов на потребителя, путем ликвидации всех видов убытков.

Целью данного проекта является повышение удовлетворенности пациентов, доступности и качества медицинской помощи за счет оптимизации рабочих процессов.  Под этим подразумевается  исключение очередей, лишнее хождение по кабинетам специалистов, совершенствование работы регистратуры.

«Бережливая поликлиника» действует сразу в нескольких направлениях, которые взаимосвязаны между собой:

- совершенствование работы регистратуры, что подразумевает создание call-центра, картохранилища;

-  улучшение проведения профилактических осмотров с помощью создания  электронного «маршрута» отдельно для каждой возрастной группы, что обеспечивает снижение затраты времени;

- повышение эффективности рабочего времени врачей и медсестер с использованием стандартизации рабочих мест по системе 5С, ведения электронной медицинской карты, управления потоком пациентов;

- совершенствование работы кабинета иммунопрофилактики путем равномерного планирования визитов на прививки, выравнивания нагрузки работы медсестер, а также внесение информации о прививках в электронную базу и электронную карту пациента;

-  оптимизация проведения врачебных консультаций, выписки рецептов и получения льготных лекарств путем организации клинико-экспертной работы по принципу «единого окна» и выписки электронных рецептов в онлайн-режиме;

- совершенствование внутренней логистики с помощью создания благоприятных условий пребывания посетителя в поликлинике, внедрения навигационной системы в поликлинике;

-  информирование  населения о здоровом образе жизни путем ее размещения на современных сенсорных экранах.

Вышеперечисленные направления создают условия для повышения удовлетворенности пациентов, доступности оказываемых услуг, увеличения эффективности и устранения существующих временных, финансовых и прочих потерь, также для организации рабочих мест, обеспечивающих безопасность и комфортность работы сотрудников.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным перед системой здравоохранения поставлена задача по увеличению продолжительности жизни населения, улучшению демографической ситуации в стране.  Проект «Бережливая поликлиника» активно поддержан в 40 регионах России. Первыми городами по модернизации и внедрению проекта были Ярославль, Калининград, Ставрополь.

С апреля по сентябрь 2017 года в Оренбургской  области был запущен областной пилотный проект «Бережливая поликлиника», которая действует в пяти медицинских организациях области: поликлинике №1 городской клинической больницы №1 Оренбурга, поликлинике №4 детской городской клинической больницы Оренбурга, в городской клинической больнице им. Н.И. Пирогова, а также поликлиниках Саракташской и Октябрьской районных больниц.

В ГАУЗ "ДГКБ" г.Оренбурга, несмотря на короткий промежуток времени с начала реализации программы, изменения в работе поликлиники широко были приняты как непосредственно со стороны медицинского персонала, так и семьями, посещающими ее. Заботу по отношению к своим посетителям можно увидеть на каждом шагу-от самого входа до кабинетов врачей. Вся внутренняя отделка помещений выполнена в теплых, мягких тонах, с изображениями сказочных персонажей и животных, в коридорах уставлены аквариумы, удобные диваны,  что позволяет сделать каждый поход к специалисту для ребенка более комфортным.

Проект помог благотворно повлиять на слаженность работы в учреждении, основные достижения на данный момент следующие:

-разделены потоки здоровых и больных пациентов;

-активно внедрена электронная запись на прием к врачу, с целью уменьшения времени пребывания пациента от момента прихода в поликлинику до непосредственной консультации;

-минимизирован поток пациентов в регистратуру;

-увеличено время работы врача с пациентом путем снижения затрат на оформление документации;

-снижена внеплановая нагрузка на участкового педиатра, с помощью устранения операций, не входящих в обязанности врача (решение организационных вопросов, запись на процедуры и т.д.);

-сокращено время ожидания забора крови;

-оптимизирован процесс диспансеризации;

- сокращены очереди и время ожидания приема врача.

 К тому же, руководство детского медицинского учреждения перешло на семидневный рабочий день.

«…Переход на семидневный режим работы сделан лишь для удобства пациентов. На прием к специалисту можно попасть теперь и в выходные дни. В планах – сделать более комфортные условия для работы участковых врачей, а также организовать работу детской поликлиники…»[2].

Лучшие практики, полученные в ходе пилотного проекта (оптимизация работы лаборатории, элементы бережливой регистратуры), в настоящее время применяются во всех поликлинических учреждениях области.

В октябре 2017года Минздравом России было принято решение включить Оренбургскую область в приоритетный федеральный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Он стартовал в январе 2018 г. и рассчитан на пять лет, до конца 2023 г. В экспериментальной части проекта участвуют 8 взрослых поликлиник, оказывающих первичную медико-санитарную помощь с обслуживаемым населением более 20 тыс. человек и 3 детские поликлиники. В первую очередь в проект войдут поликлинические учреждения моногородов. Кроме того, лучшие практики, полученные в экспериментальной части, будут растиражированы в 2018г. еще на 10 поликлинических учреждений области.

«…Главный  критерий  успеха  всех  проектов  в  сфере  здравоохранения - значимые,  ощутимые  результаты,  которых  ждут  люди:  это  точная  и  быстрая диагностика  и  действенное  лечение,  доброжелательное,  человеческое отношение к пациенту…»[3].

 

Список литературы:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник в 2 ч. Ч. 1 / И.А. Наумов, Е.М. Тищенко, В.А. Лискович, Р.А. Часнойть; под ред. И.А. Наумова. - Минск: Выш. шк., 2013. - 335 с. : ил.
2. Экономика здравоохранения: учебное пособие. / Под ред. А.В. Решетникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2-е изд. - 272 с: ил.
3. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В. А. Медик, В. К.Юрьев. – 3е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 288 с. : ил.
4. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством Владимира Путина в Кремле http://www.kremlin.ru/events/president/news/54079
5. Выступление Министра Вероники Скворцовой на итоговой коллегии Министерства Здравоохранения России 30 марта 2018 года https://www.rosminzdrav.ru/news/2018/03/30/7544-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii

 


[1] Выступление Министра Вероники Скворцовой на итоговой коллегии Министерства Здравоохранения России 30 марта 2018 года.

[2] Главный врач городской детской клинической больницы С.Б. Чолоян.

[3] Президент  РФ  В.В.  Путин в  ходе  заседания  Совета  по  стратегическому  развитию  и  приоритетным проектам,  состоявшегося  21  марта  2017  года .