Статья:

Проблемы реализации программы «Доступная среда» для маломобильных групп граждан

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Подгорная А.С. Проблемы реализации программы «Доступная среда» для маломобильных групп граждан // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы реализации программы «Доступная среда» для маломобильных групп граждан

Подгорная Анастасия Сергеевна
студент, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ, Южно-Российский институт управления, РФ, г. Ростов-на-Дону
Сулейманова Галия Валиахметовна
научный руководитель, канд. юрид наук, доцент кафедры административного и служебного права, доцент, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ, Южно-Российский институт управления, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Актуальным и приоритетным сегодня, на мой взгляд, является вопрос, касающийся обеспечения доступной среды инвалидам и маломобильным группам населения. Дискуссии по данной теме начались еще с 2012 года, когда была ратифицирована Конвенция ООН [1] о правах инвалидов и возникли вопросы относительно претворения в жизнь международных стандартов. С этой целью была разработана и принята  программа «Доступная среда» [2], которая касается различных сфер жизни: дороги, транспорт, школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие места, информационные, коммуникационные, электронные, экстренные службы и т.д.

Так как основным направлением развития политики государства в отношении маломобильных групп граждан и защиты их прав является обеспечение доступности наиболее значимых сфер жизни, то в этих целях должны создаваться максимально благоприятные для них условия, которые не  дискриминируют этих членов общества и создают возможность более полноценной жизни.

Еще одним важнейшим направлением Конвенции о правах инвалидов является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должны охватывать медицинский, социальный аспект, вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны [3].

На практике можно столкнуться с тем, что без внимания остаются многие вопросы, например, доступность придомовых территорий, отсутствие пандусов, съездов с тротуаров на проезжую часть, парковочных мест для инвалидов и многие другие объекты культурно-досугового характера, невозможность посещения которых усиливает чувство неполноценности маломобильных граждан, существенно препятствует реализации  иных прав и законных интересов этих лиц. Например, 14 декабря 2017 года информационное агентство «Брянский объектив» опубликовало материал о том, что прокуратурой г. Брянска были выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в части несоответствия жилого помещения, в котором проживал инвалид, необходимым стандартам. В целях восстановления прав граждан Администрация города должна была создать муниципальную комиссию и выявить возможные нарушения прав инвалидов на доступную среду. Но Администрацией  не были предприняты меры по восстановлению нарушенных прав в связи с чем в  адрес главы Брянской городской администрации было внесено представление прокурора города об устранении нарушения [4].

Необходимо отметить, что программа «Доступная среда» затрагивает не все категории граждан, относящиеся к маломобильным группам населения. Так, например, в Программе не затронут вопрос о регулировании порядка размещения маломобильных осужденных. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На практике это не всегда соблюдается и наглядным примером является дело Европейского суда по правам человека «Арутюнян против России» [5]. Заявитель по этому делу является лицом, относящимся к маломобильной группе, передвигающийся в инвалидной коляске, при наличии различных сопутствующих заболеваний. Арутюнян  был помещен в камеру на четвертом этаже здания без лифта, что исключало для него доступность административных, рекреационных, медицинских помещений, расположенных на первом этаже, и создавало невозможность беспрепятственно выходить на прогулки, посещать судебные заседания, лечебные процедуры [6]. Представляется целесообразным поставить вопрос о внесении изменений в государственную и региональные программы «Доступная среда» в части включения данной субъектной категории, а именно маломобильных осужденных (инвалидов), в качестве полноценных участников программы.

Полагаю, что следует согласиться с выводами ЕСПЧ о том, что сегодня во всем мире одним из главных направлений должна быть защита инвалидов от дискриминационного обращения. Рассматривая данный случай, можно сделать вывод, что дискриминация в России в отношении инвалидов все еще существует, не смотря на то, что в  законодательстве установлен прямой запрет на дискриминацию по признаку инвалидности [7], под которой понимают любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

В последнее время сфера образования стала более доступной для маломобильных групп населения, но в то же время количество мест в учебных заведениях, предназначенных для инвалидов, крайне мало. Помимо этого, в обычных учебных заведениях сами аудитории не всегда приспособлены под занятия с инвалидами. Узкие проходы между партами, расстояние между столами для инвалида-колясочника может вызвать существенные затруднения и дискомфорт при получении им образования.

Также хотелось бы уделить внимание вопросу о доступности транспорта для маломобильных граждан. Как известно, инвалидам довольно-таки сложно влиться в данную сферу жизни, потому что для этого надо адаптировать  социальную и транспортную инфраструктуру для них. Это потребует много затрат на специальное оборудование (автомобильную технику). Кроме того,  в России очень мало автошкол, которые могут обучать инвалидов.  Как следствие, инвалидам очень сложно получить водительское удостоверение и обзавестись собственным транспортом.

Уполномоченный по правам человека Ростовской области в своем докладе отметил неполную реализацию  федеральной и региональных Программ «Доступная среда», что существенно влияет на качество жизни как инвалидов, так и маломобильных групп населения. Об этом сообщает Ростовское агентство новостей «Donnews.ru». Так, например, в Ростовской области в 2016 году из 120 нуждающихся в подъемниках для ванн инвалидов получили помощь только 10 человек  [8].

Государству стоит принять меры к организации оказания бесплатной профессиональной юридической помощи, которая могла бы обеспечить защиту прав и интересов инвалидов и малобильных групп населения во всех вышеперечисленных сферах. На сегодняшний день если исходить из количества обращений граждан о понуждении к совершению определенных действия, то можно сделать вывод, что инвалиды просто  не могут отстоять свои интересы. В первую очередь это может быть связано  с тем, что они  не знают о существовании своих прав и возможностях для их защиты.

Еще одной актуальной проблемой, на которую стоит обратить внимание, является сложность в трудоустройстве, которую испытывают инвалиды и маломобильные граждане. Одним из примеров решения данной проблемы, я считаю, может послужить проект «Твоими глазами», в рамках которого студенты РАНХиГС, участники проекта, провели обучение слепых и слабовидящих граждан гончарному искусству, в последующем организовав возможность получения дополнительного  заработка в рамках работы в гончарной мастерской [9]. Данный проект может в дальнейшем стимулировать другие группы активистов на проведение подобных мероприятий, затрагивая другие категории инвалидов или маломобильных граждан.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что программа «Доступная среда» реализуется не в полной мере в разных регионах. В частности, считаю необходимым указать категорию маломобильных осужденных (инвалидов) в федеральной и региональных программах «Доступная среда». Также государству стоит больше уделить внимание социальному предпринимательству, где студенты-активисты предлагают  свои социальные проекты для инвалидов.

Анализ нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты инвалидов создает лишь иллюзию доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных  граждан, фактически же происходит "сегрегация маломобильных граждан, ограничивающая их в потребности вести нормальный образ жизни" [10, с.128]. Однако, сложно говорить о безбарьерной среде для инвалидов, когда отношение большинства граждан  к маломобильным группам населения препятствуют и интеграции в социум,  и это остается самой главной проблемой.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // "Российская газета" от 5 мая 2012 г. N 100.
2. Постановление Правительства РФ от 1.12.2015 № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы". // СЗ РФ. 2015. N 49 ст. 6987.
3. Тресков В.И. Ветераны, инвалиды, чернобыльцы - ваши льготы и привилегии. //  Библиотечка "Российской газеты". М.: Издательство "Российская газета"  2017 №13. - [Электронный ресурс]  // СПС Консультант плюс
4. Информационное агентство «Брянский объектив – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://bo32.ru/20171214/bryansknews/socialnaya-sfera/v-bryanske-v-narushenie-zakona-otsutstvuet-komissiya-po-obsledovaniyu-zhil-ya-invalidov  (дата обращения 15.01.18).
5. Постановление ЕСПЧ от 10.01.2012 "Дело "Арутюнян (Arutyunyan) против Российской Федерации" (жалоба N 48977/09)// "Бюллетень Европейского Суда по правам человека", 2012, N 9
6. Михалева А.Е. К вопросу о защите прав инвалидов в практике европейского суда по правам человека. // "Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian Yearbook of the European Convention on Human Rights)" (выпуск 3) М. Статут.  2017. - [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс
7. Ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ  "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
8. Ростовское агентство новостей «Donnews.ru» - [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.donnews.ru/V-Rostovskoy-oblasti-invalidy-po-12-let-zhdut-polozhennyh-im-po-zakonu-sredstv-reabilitatsii_29182 (дата обращения 15.01.18).
9. Новости  Южно-Российского института управления - [Электронный ресурс]  – Режим доступа. –URL:  http://uriu.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=8608 (дата обращения 15.01.18).
10. Наберушкина Э.К. Инвалидность и право на независимую жизнь //Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2009. № 4. С. 128.