Проблемы реализации программы «Доступная среда» для маломобильных групп граждан
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблемы реализации программы «Доступная среда» для маломобильных групп граждан
Актуальным и приоритетным сегодня, на мой взгляд, является вопрос, касающийся обеспечения доступной среды инвалидам и маломобильным группам населения. Дискуссии по данной теме начались еще с 2012 года, когда была ратифицирована Конвенция ООН [1] о правах инвалидов и возникли вопросы относительно претворения в жизнь международных стандартов. С этой целью была разработана и принята программа «Доступная среда» [2], которая касается различных сфер жизни: дороги, транспорт, школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие места, информационные, коммуникационные, электронные, экстренные службы и т.д.
Так как основным направлением развития политики государства в отношении маломобильных групп граждан и защиты их прав является обеспечение доступности наиболее значимых сфер жизни, то в этих целях должны создаваться максимально благоприятные для них условия, которые не дискриминируют этих членов общества и создают возможность более полноценной жизни.
Еще одним важнейшим направлением Конвенции о правах инвалидов является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должны охватывать медицинский, социальный аспект, вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны [3].
На практике можно столкнуться с тем, что без внимания остаются многие вопросы, например, доступность придомовых территорий, отсутствие пандусов, съездов с тротуаров на проезжую часть, парковочных мест для инвалидов и многие другие объекты культурно-досугового характера, невозможность посещения которых усиливает чувство неполноценности маломобильных граждан, существенно препятствует реализации иных прав и законных интересов этих лиц. Например, 14 декабря 2017 года информационное агентство «Брянский объектив» опубликовало материал о том, что прокуратурой г. Брянска были выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в части несоответствия жилого помещения, в котором проживал инвалид, необходимым стандартам. В целях восстановления прав граждан Администрация города должна была создать муниципальную комиссию и выявить возможные нарушения прав инвалидов на доступную среду. Но Администрацией не были предприняты меры по восстановлению нарушенных прав в связи с чем в адрес главы Брянской городской администрации было внесено представление прокурора города об устранении нарушения [4].
Необходимо отметить, что программа «Доступная среда» затрагивает не все категории граждан, относящиеся к маломобильным группам населения. Так, например, в Программе не затронут вопрос о регулировании порядка размещения маломобильных осужденных. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На практике это не всегда соблюдается и наглядным примером является дело Европейского суда по правам человека «Арутюнян против России» [5]. Заявитель по этому делу является лицом, относящимся к маломобильной группе, передвигающийся в инвалидной коляске, при наличии различных сопутствующих заболеваний. Арутюнян был помещен в камеру на четвертом этаже здания без лифта, что исключало для него доступность административных, рекреационных, медицинских помещений, расположенных на первом этаже, и создавало невозможность беспрепятственно выходить на прогулки, посещать судебные заседания, лечебные процедуры [6]. Представляется целесообразным поставить вопрос о внесении изменений в государственную и региональные программы «Доступная среда» в части включения данной субъектной категории, а именно маломобильных осужденных (инвалидов), в качестве полноценных участников программы.
Полагаю, что следует согласиться с выводами ЕСПЧ о том, что сегодня во всем мире одним из главных направлений должна быть защита инвалидов от дискриминационного обращения. Рассматривая данный случай, можно сделать вывод, что дискриминация в России в отношении инвалидов все еще существует, не смотря на то, что в законодательстве установлен прямой запрет на дискриминацию по признаку инвалидности [7], под которой понимают любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В последнее время сфера образования стала более доступной для маломобильных групп населения, но в то же время количество мест в учебных заведениях, предназначенных для инвалидов, крайне мало. Помимо этого, в обычных учебных заведениях сами аудитории не всегда приспособлены под занятия с инвалидами. Узкие проходы между партами, расстояние между столами для инвалида-колясочника может вызвать существенные затруднения и дискомфорт при получении им образования.
Также хотелось бы уделить внимание вопросу о доступности транспорта для маломобильных граждан. Как известно, инвалидам довольно-таки сложно влиться в данную сферу жизни, потому что для этого надо адаптировать социальную и транспортную инфраструктуру для них. Это потребует много затрат на специальное оборудование (автомобильную технику). Кроме того, в России очень мало автошкол, которые могут обучать инвалидов. Как следствие, инвалидам очень сложно получить водительское удостоверение и обзавестись собственным транспортом.
Уполномоченный по правам человека Ростовской области в своем докладе отметил неполную реализацию федеральной и региональных Программ «Доступная среда», что существенно влияет на качество жизни как инвалидов, так и маломобильных групп населения. Об этом сообщает Ростовское агентство новостей «Donnews.ru». Так, например, в Ростовской области в 2016 году из 120 нуждающихся в подъемниках для ванн инвалидов получили помощь только 10 человек [8].
Государству стоит принять меры к организации оказания бесплатной профессиональной юридической помощи, которая могла бы обеспечить защиту прав и интересов инвалидов и малобильных групп населения во всех вышеперечисленных сферах. На сегодняшний день если исходить из количества обращений граждан о понуждении к совершению определенных действия, то можно сделать вывод, что инвалиды просто не могут отстоять свои интересы. В первую очередь это может быть связано с тем, что они не знают о существовании своих прав и возможностях для их защиты.
Еще одной актуальной проблемой, на которую стоит обратить внимание, является сложность в трудоустройстве, которую испытывают инвалиды и маломобильные граждане. Одним из примеров решения данной проблемы, я считаю, может послужить проект «Твоими глазами», в рамках которого студенты РАНХиГС, участники проекта, провели обучение слепых и слабовидящих граждан гончарному искусству, в последующем организовав возможность получения дополнительного заработка в рамках работы в гончарной мастерской [9]. Данный проект может в дальнейшем стимулировать другие группы активистов на проведение подобных мероприятий, затрагивая другие категории инвалидов или маломобильных граждан.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что программа «Доступная среда» реализуется не в полной мере в разных регионах. В частности, считаю необходимым указать категорию маломобильных осужденных (инвалидов) в федеральной и региональных программах «Доступная среда». Также государству стоит больше уделить внимание социальному предпринимательству, где студенты-активисты предлагают свои социальные проекты для инвалидов.
Анализ нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты инвалидов создает лишь иллюзию доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных граждан, фактически же происходит "сегрегация маломобильных граждан, ограничивающая их в потребности вести нормальный образ жизни" [10, с.128]. Однако, сложно говорить о безбарьерной среде для инвалидов, когда отношение большинства граждан к маломобильным группам населения препятствуют и интеграции в социум, и это остается самой главной проблемой.