ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ: ПОНЯТИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
Конференция: CCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ: ПОНЯТИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
Понятие общественных объединений является одним из важнейших в области институтов гражданского общества. В данном понятии закрепляется конституционное право граждан на объединение.
Основной закон Российской Федерации в совокупности ст. 30 со ст.2, ч.1 ст. 17 представляет собой конституционную ценность, в основе которой лежит принцип демократии [1].
В контексте конституционно-правового регулирования общественно-политических объединений принцип демократии включает право граждан создавать общественно-политические объединения, вступать и участвовать в них на принципе добровольности с целью выражения своих убеждений, реализации общих целей и задач объединения, защиты прав и интересов граждан. Граждане также наделены правом свободно покидать такие объединения. Регулированию общественных объединений также посвящены международно-правовые акты, что лишь подчеркивает значимость данного института.
Так, Международный пакт о гражданских и политических правах [2] гласит о том, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, что подтверждается ещё одним международно-правовым актом – Конвенцией о защите прав человека и основных свобод [3].
Особое внимание было уделено международным актам, так как они, безусловно, являются частью правовой системы Российской Федерации, что подтверждается ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Общим для всех общественных объединений является установленный частью 5 статьи 13 Конституции запрет на создание и деятельность объединений, имеющих целью насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, а также разжигание различных видов розни. Вышеуказанные причины запрета являются обобщенными и по мнению ученых-правоведов нуждаются в конкретизации путем внесения изменений в актуальное законодательство РФ. При этом необходимо отметить, что на данный момент времени в законодательстве не существует точных формулировок таких терминов. Данный аспект позволяет правоприменителю произвольно трактовать эти формулировки. Следствием этого может стать неконституционный запрет на создание и деятельность общественного объединения.
Анализируя общественные отношения как институт, который осуществляет важнейшие функции гражданского общества, на наш взгляд необходимо использовать классификацию, которая основывается не на организационно-правовых формах объединений или направлениях их деятельности, а стоит основывать её на политической правосубъектности. Данное изменение будет способствовать выявлению характера и обоснованности регулирования их конституционно-правового статуса.
Исходя из этого, предлагается разделить общественные объединения на две группы:
- Все существующие негосударственные общественные объединения, независимо от организационно-правовых форм, видов, целей характера и направления их деятельности;
- Политические партии, также являющиеся общественными объединениями, но в отличие от иных объединений, имеющие своей целью борьбу за власть, в этой связи непосредственно связанные с функционированием публичной власти и вовлеченные в процесс властных отношений, что обуславливает особый подход к правовому регулированию их конституционно-правового статуса. Кроме того, как следует из части 1 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» [4], только политические партии имеют право выдвигать кандидатов на выборные должности в органы государственной власти.
Дискуссионным в науке является вопрос об «относительности свободы» общественных объединений, однако с данным аспектом трудно согласиться. На самом деле, деятельность общественных объединений на территории государства может носить антиконституционный характер.
Именно по этой причине государство вынуждено устанавливать пределы законодательного регулирования деятельности общественных объединений.
Нормативно-правовое регулирование деятельности общественных объединений осуществляется на федеральном уровне, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование и защита прав человека относится к ведению РФ.
По данному вопросу необходимо привести позицию Конституционного Суда Российской Федерации: «законодательное регулирование в данной сфере не должно искажать существа регулируемых прав, а предусматриваемые ограничения – создавать неоправданные препятствия для осуществления права граждан на объединение» [5].
На наш взгляд, под данными ограничениями разумеется не только необоснованные запреты и ограничения, но и наложение объективно не справедливых обязанностей на определенное общественное объединение и излишнее затруднение процедур создания и реорганизации общественных объединений.