Статья:

Виды и правовой статус средств индивидуализации

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Черемина Г.Н. Виды и правовой статус средств индивидуализации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Виды и правовой статус средств индивидуализации

Черемина Галина Николаевна
студент Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань
Олейников Алексей Владимирович
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань

 

Средствам индивидуализации в гражданском законодательстве не дается четкого определения, там находится только их классификация. Но изучив литературу по интеллектуальной собственности, мы пришли к выводу, что средствами индивидуализации являются обозначения, использованные для выделения товаров, услуг, предприятий, организации и других объектов хозяйственного оборота.

Поскольку средства индивидуализации все чаще становятся своеобразными знаковыми символами, мы считаем важными, рассмотреть виды и правовой статус каждого средства индивидуализации в отдельности.

Рассматривая классификацию средств индивидуализации с разных сторон, невозможно не заметить, что классификация, с одной стороны, носит объективный, а с другой субъективный характер, что предопределяется ее разнообразными критериями.

Объективный характер процесса классификации средств индивидуализации и обуславливающих ее содержание и критериев направленности, или оснований, в основе которых она ведется, выражается в том, что классификация отображает фактически имеющие особенности и признаки классифицируемых средств индивидуализации, беря за основу объективно присущие им характерные черты.

Средства индивидуализации в гражданском праве относятся к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, к которым относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест прохождения товаров, коммерческие обозначения.

Первое из средств индивидуализации, которое мы рассмотрим, является фирменное наименование.

Под собственным фирменным наименованием, в гражданском обороте, выступает лицо, которое является коммерческой организацией, выделяющее  его в учредительных документах и включающее в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности, оно должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Юридическое лицо имеет право на присвоение сокращенного фирменного наименования на русском языке. Но это не исключает того, что юридическое лицо обязано иметь и полное наименование. Более того, юридическое лицо вправе присвоить себе полное или сокращенное фирменное наименование на иностранных языках или на языках народов Российской Федерации. При этом наименования такого вида могут содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или же в транскрипциях языков народов РФ. При формировании наименования стоит помнить, что использование терминов и аббревиатур, которые отражают организационно-правовую форму юридического лица запрещено.

Юридическое лицо вправе использовать собственное фирменное наименование как средство индивидуализации, в том случае, если это не противоречит закону. В том числе, юридическое лицо имеет право указывать своё наименование на бланках и вывесках, на счетах и в другой официальной документации, в объявлениях, на рекламных плакатах, товарах и упаковках. Сокращенные фирменные названия, фирменные наименования на языках других народов и на иностранных языках защищены исключительным правом на фирменное наименование при условии включения таких наименований в единый государственный реестр юридических лиц.

Предоставление фирменного наименования другому лицу, отчуждение и распоряжение правом на фирменное наименование не допускается. При этом не допускается использование юридическим лицом такого же фирменного наименования, коим обладает другое юридическое лицо. Так же, запрещено использовать сходные наименования до степени смешения. Это всё только в том случае, если не осуществляется аналогичная деятельность, и если фирменное наименование другого юридического лица было включено в реестр лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Следующим аспектом средств индивидуализации является знак обслуживания и товарный знак.

В ГК РФ содержится определение, согласно которому, товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации лиц индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На товарный знак, служащий индивидуализацией, признается исключительное право, которое удостоверяется свидетельством на товарный знак.

Стоит отметить, что правила гражданского законодательства о товарных знака распространяются и на знаки обслуживания. Знаки обслуживания являются теми знаками, которые служат для определения индивидуализации работ или услуг, производимых юридическими или индивидуальными лицами.

Товарные знаки выполняют следующие функции:

- информативную;

- дифференцирующую;

- номинативную

- аттрактивную.

Если говорить о функциях товарного знака, можно отметить, что среди них есть и специальные функции, демонстрирующие специфику гарантийной и охранной функций. Охранная функция товарного знака применяется для того, чтобы защитить выпускаемую продукцию на рынке, и нацелена на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Данная функция вытекает из монопольного права на использование товарного знака. Гарантийная же функция подтверждает качество товара и обещает, что оно будет соответствовать всем стандартам.

У товарных знаков есть общая функция, и она заключается в том, чтобы позволить отличать конкурентную компанию, изделие или услугу от конкурирующих, то есть придать индивидуальные аспекты, сделать их легко узнаваемыми.

Виды товарных знаков:

- словесные;

- объемные;

- изобразительные;

- комбинированные.

Знаки представляют собой уникальные оригинальные слова, названия, композиции рисунки, цифры, сочетающиеся с буквами, иероглифами… со всем, чем угодно. Словесные товарные знаки имеют и другое название – прагматонимы. Такой вид знаков, по сути, является наиболее приближенным к названию товара. Тем не менее, в отличие от названия, в качестве товарного знака все чаще и чаще используют искусственно созданные слова.

Для того чтобы слово можно было считать товарным знаком, оно должно носить фантазийный характер, то есть, подчиняться фантазии создателей, отличаться от звучания привычных слов. [2, c. 5].

Отдельными средствами индивидуализации, которые можно использовать в коммерческих целях, могут быть наименования мест их происхождения.

Гражданское законодательство предполагает, что наименованием места происхождения товара является обозначение, которое представляет собой современное, историческое, официальное, неофициальное, сокращенное или полное название населенного пункта или любого географического объекта, а так же производные обозначения от таких названий.

В таких названиях важно отметить, что они запоминаются применительно к товару, а значит, свойства товара определяются природными условиями и человеческими факторами, характерными для территории, на которой товар был произведен.

На использование наименования места происхождения товара может быть признано исключительное право производителей такого товара.

На территории РФ действует право использования места происхождения продукции, которое зарегистрировано федеральным органом или предусмотрено международным договором РФ.

Государственная регистрация в качестве присвоения наименования товару по месту его происхождения в иностранном государстве допустима, однако только в том случае, если наименование представленного объекта охраняется в стране происхождения товара.

Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, находящегося  в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Владельцем исключительного права на использование наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования защищено в стране происхождения товара[1. с. 214-215].

После принятия четвертой части ГК РФ стало действовать новое индивидуализирующее обозначение – коммерческое обозначение.

В этой части закреплен институт права на коммерческое обозначение.

Юридические лица, в соответствии с гражданским законодательством, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и иных предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Два или более коммерческих наименования не могут использоваться для индивидуализации одного и того же предприятия одновременно

Правообладатель имеет исключительное право использовать коммерческое обозначение, как средство индивидуализации, принадлежащего ему предприятия, любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение).

В том числе, путем указания коммерческого обозначения на бланках и вывесках, на счетах и в другой официальной документации, в объявлениях, на рекламных плакатах, товарах и упаковках, если такое обозначение обладает достаточными отличительными признаками и его использование правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Использовать коммерческое обозначение, вводящее в заблуждение, касательно принадлежности компании определенному лицу, особенно обозначения, схожие до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или же защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право появилось раньше, не допускается.

Лицо, нарушившее эти правила, должно по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и компенсировать правообладателю причиненные убытки[1, с. 217-218].

Подводя результаты работы, мы можем сказать, что средства индивидуализации – это разновидность результатов интеллектуальной деятельности, приравненных к объектам промышленной собственности, которые идентифицирует юридических и физических лиц, производимые ими товары и выполняемые работы с целью  их качества.

 

Список литературы:
1. Ивакин В.Н. Гражданское право. Особенная часть (конспект лекций). 3-еизд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат,2009. – 223 с. 
2. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Экспертиза товарного знака: учебное пособие. – Воронеж: ВГУ, 2013. – 98 с.