Ключевые функции виртуального пространства
Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Ключевые функции виртуального пространства
В процессе исторического развития виртуальное пространство приобретало новые функции, менялась его роль в обществе. В настоящее время можно выделить следующие, наиболее популярные функции виртуального пространства:
· информационная,
· культурная,
· коммуникационная,
· образовательная,
· познавательная,
· воспитательная,
· практическая.
По мнению директора образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ Вячеслава Уточкина существует 9 сфер применения виртуального пространства [1]. В своей работе он рассмотрел потенциал развития каждой из 9 сфер: видеоигры, мероприятия в прямом эфире, кино и сериалы, продажи, образование, здравоохранение, военную промышленность, продажи недвижимости и проектирование. Отметим, что все из указанных сфер в настоящее время достаточно актуальные и популярны среди молодежи. По нашему мнению из 9 вышеупомянутых сфер, возможно сформировать 5 групп функции виртуального пространства: развлекательная (включает в себя видеоигры, мероприятия в прямом эфире, кино и сериалы), продажи (продажи, продажи недвижимости), образование (проектирование), здравоохранение и военная промышленность.
Из широкого диапазона функции виртуального пространства наиболее внимательного рассмотрения, на наш взгляд, заслуживают коммуникативная, образовательная и воспитательная. Именно эти функции охватывают все сферы, на которые направлено воздействие виртуального пространства в современном мире.
По справедливому утверждению А.Назарчук, понятно, что виртуальная коммуникация – составная часть социокультурного пространства современного общества, вписанная в реальные социальные процессы.[2, c.157]
Обратим внимание на тот факт, что виртуальная коммуникация является параллельным видом социальной коммуникации, однако реальная коммуникация становится все больше виртуализированной. Сегодня общение теряет индивидуальность, эмоциональность, характер. При этом, можно выделить ряд черт, присущих виртуальной коммуникации в целом:
· «гибридная» форма коммуникации,
· приоритетность быстрого выражения мысли,
· возможность анонимности,
· опосредованность,
· дистантность,
· глобальный межкультурный характер,
· интерактивность,
· уникальные возможности для конструирования личностной и социальной идентичности,
· отсутствие статусной иерархии, неопределенность и неразвитость социальных норм. [3, c.12]
Таким образом, виртуальное пространство предоставляет уникальные возможности для общения. Являясь участником виртуальной коммуникации, любой пользователь имеет равные возможности для высказывания своей точки зрения. Выражения своих мыслей и чувств. Более того, есть возможность «растягивания» времени диалога, т.е. участник виртуальной коммуникации имеет больше времени на ответ. Кроме того, географическое расстояние между участниками беседы не имеет значения. Особенно этот фактор значим для людей с ограниченными возможностями.
В последние годы также активно развивается виртуальная модель образования с использованием виртуальной образовательной среды. Так, В.П.Тихомиров, считает, что такая среда гармонично интегрирует в себе систему дистанционного образования и очную форму обучения [4]. Дистанционные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив доступность удаленных обучающихся. Однако стоит отметить, что существование виртуальной образовательной среды вне коммуникации учителей, учеников, преподавателей и т.д. и образовательных объектов невозможно. Что еще раз подтверждает необходимость создания виртуальной коммуникационной среды в виртуальном образовательном процессе.
Виртуальная среда обучения - это особый коммуникационный механизм, позволяющий повысить эффективность образовательного процесса, решить целый ряд педагогических задач и добавить интерактивный компонент к образовательному процессу.
Таким образом, виртуальная образовательная среда - это информационно - коммуникативное пространство, главной целью которого является продвижение образовательного процесса пользователям сети интернет в независимости от их местонахождения.
Особого внимания требуют вопросы анализа воспитательного потенциала виртуального пространства. Виртуальное воспитание непосредственно связано с виртуальным образованием. Поскольку при педагогическом взаимодействии в виртуальной образовательной среде обучающийся физически изолирован от учебного заведения и находится вне визуального контроля преподавателей, необходимо, чтобы он был максимально мотивирован, обладал самодисциплиной, умением и желанием работать самостоятельно, добиваться поставленных целей и задач. рода Используя воспитательный потенциал виртуального пространства, преподаватель создает среду поддержки и эмоционального комфорта , проектирует особый индивидуальный образовательный маршрут для конкретного обучаемого посредством использования специальных технологий и инструментов. Созданная среда позволяет сделать обучение личностно-ориентированным, эргономичным, студенто-центрированным.
Таким образом, виртуальное пространство может быть рассмотрено не только и не столько как источник информации и развлечения, но и мощный ресурс для качественного общения, приобретения новых знаний, развития личностных качеств и профессиональных умений.