ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИРАКСКИХ СМИ
Конференция: CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИРАКСКИХ СМИ
С 2003 года, когда режим правящей партии БААС был низложен, в Ираке взамен старых СМИ возникли новые: независимые печатные издания, телеканалы, радиостанции; появился доступ в глобальную сеть Интернет; стали доступны спутниковые каналы. Жесткую правительственную цензуру отменили, но все же сохранились ограничения на деятельность журналистов и СМИ, объяснялось это явление возможными угрозами безопасности государства.
В национальное информационное пространство Ирака стали проникать иностранные телерадиокомпании. Сегодня иракские информационные компании и агентства должны конкурировать за внимание аудитории с западными компаниями (например, канал ВВС на арабском языке), так и со спутниковыми арабскими телекомпаниями, такими как «Аль-Джазира» и «Аль-Арабийя». Иракская журналистика не справляется с оперативным получением, обработкой и передачей данных, тем самым сильно уступает иностранным конкурентам в этом плане. Плюс ко всему иракские массмедиа имеют сильную зависимость со стороны американских консультантов, которые контролируют проведение государством информационной политики.
Нужно сказать о другой особенности деятельности иракских массмедиа в современных условиях. После свержения правления Саддама Хуссейна СМИ попали в состояние раздробленности по национальным, религиозным и другим признакам, мешающим вести нормальную журналистскую деятельность. 75-80% населения страны составляют арабы. Курды составляют 15-20% жителей Ирака. Остальное население – ассирийцы, туркмены, армяне и др. 60-65% от иракских мусульман – это шииты. Затем идут мусульмане сунниты, далее христиане и представители других конфессий.
В настоящее время в Ираке существует политический и идеологический расколы: часть страны поддерживает Коалиционное временное правительство, возникшее после правления Саддама Хусейна, другая часть составляет оппозицию, считая созданные государственные структуры проамериканскими.
Третья особенность деятельности иракских массмедиа в настоящее время – граждане, которые перестали верить новостям, они не уделяют должного внимания новостному контенту телевидения. Иракская молодежь, которая составляет большинство населения, в большей мере интересуется развлекательными и спортивными программами. В такой ситуации телевидение часто размещает на экране рекламу, музыкальные и художественные программы, чтобы тем самым завлечь внимание у аудитории.
Основными проблемами, мешающими нормальному функционированию иракской журналистики, стали такие факторы, как контроль территории государства иностранными войсками, находящимися долгое время на территории страны, а также угроза безопасности из-за действий боевиков и сепаратистских движений.
В современных СМИ Ирака отражаются проблемы общества и государства, освещаются интересы политики, религиозных групп, общественных объединений, национальностей и народов. За счет развития информационных технологий многие СМИ перешли в интернет. Тематики для обсуждения в массмедиа становятся более разнообразными – это экономические, религиозные, политические, общественные, развлекательные, познавательные материалы и др.
Можно выделить следующие тенденции развития иракских СМИ сегодня, которые формируют самобытность системы массмедиа Ирака, ее имидж, национальную исключительность публикуемого контента:
1. Ослабление цензуры для публикуемой информации, упрощение процедуры регистрации массмедиа. Возможность создания независимых СМИ.
2. Демократизация СМИ и их уход в интернет-пространство.
3. Возможность преодоления национальных и политических барьеров за счёт глобальной сети интернет.
4. Уменьшение интересов и финансирования СМИ западными государствами, что ведет к увеличению внимания к проблематике тем местного характера.
5. Увеличение внимания к проблемам сохранения культурных ценностей, национального самосознания, патриотизма, культурных и религиозных традиций иракцев.
6. Появилась возможность диалога между журналистами и гражданами, что способствует взаимный интерес издательств и потребителей их массмедиа.
Таким образом, сегодня для более интенсивного развития СМИ Ирака нужно учесть национальную самобытность иракцев; патриотизм; свободу творческой деятельности; необходимость проведения государством конструктивной политики в области журналистики и массмедиа.