ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конференция: CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
FEATURES OF SOURCES OF FINANCIAL SUPPORT FOR PUBLIC HEALTH INSTITUTIONS OF THE NOVOSIBIRSK REGION
Kirill Mariychenko
Undergraduate, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk
Yulia Anufrieva
Scientific adviser, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В статье выявляются источники финансового обеспечения государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области, анализируются бюджетные расходы на здравоохранение Новосибирской области. Сделан вывод о том, что необходимо пересмотреть организацию системы здравоохранения Новосибирской области и механизм ее финансового обеспечения.
Abstract. The article identifies the sources of financial support for public health institutions of the Novosibirsk region, analyzes budget expenditures on healthcare in the Novosibirsk region. It is concluded that it is necessary to revise the organization of the health care system of the Novosibirsk region and the mechanism of its financial support.
Ключевые слова: финансовое обеспечение здравоохранения Новосибирской области, бюджетные средства, фонд обязательного медицинского страхования, программа государственных гарантий.
Keywords: financial support of healthcare in the Novosibirsk region, budgetary funds, compulsory medical insurance fund, state guarantee program.
На сегодняшний день в России функционирует бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения. Главными недостатками функционирующей модели финансирования здравоохранения являются многочисленность источников финансового обеспечения деятельности государственных учреждений и недостаточность каждого из них как по отдельности, так и в сумме для достаточного финансового обеспечения [1].
В настоящее время средства обязательного медицинского страхования являются первым базовым источником финансирования, где взносы за работающее население 5,1% фонда оплаты труда, которые уплачивают работодатели и взносы регионов на неработающее население, затем средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [2]. Источники финансового обеспечения деятельности государственных учреждений детально представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Источники финансового обеспечения деятельности государственных учреждений подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области
Увеличение расходов на деятельность государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области за счет областного и федерального бюджетов, и в тоже время увеличением роли фонда обязательного медицинского страхования является приоритетным направлением в системе здравоохранения (рисунок 2).
Рисунок 2. Расходы бюджетной системы Новосибирской области и федерального бюджета на здравоохранение за 2020–2022 гг.
За рассматриваемый период наблюдается ежегодное увеличение расходов на деятельность государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области по всем показателям за исключением федеральных средств бюджета, в связи с улучшением эпидемиологической ситуации в Новосибирской области и в России в целом. Расходы областного бюджета Новосибирской области в 2022 году увеличились на 36,6% по сравнению с 2020 годом и составили 37,59 млрд. руб. По расходам федерального бюджета наблюдалась тенденция к увеличению за период 2020 и 2021 годов, но в 2022 году по сравнению с 2020 годом расходы сократились на 45,6% и составили 4,5 млрд. руб. При этом на реализацию государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области» областной и федеральный бюджеты за 2022 год исполнены в размере 41,07 млрд. рублей (на 97,6%). Расходы бюджета ФОМС за 2022 год составили 46,3 млрд. руб. при увеличении по сравнению с 2020 годом на 12,9%.
Арифметика в здравоохранении несложная: сколько денег дает государство, столько бесплатной медицинской помощи можно получить.
В результате хронического недофинансирования здравоохранения образовались тревожные проблемы: недостаточное обеспечение населения бесплатными лекарственными препаратами, кадровый дефицит медицинского образования, низкие тарифы на оплату оказания медицинской помощи. Тарифы обязательного медицинского страхования не всегда позволяют оказать бесплатную медицинскую помощь в соответствии с современными клиническими рекомендациями.
Для более детального анализа финансового обеспечения здравоохранения рассмотрим в таблице 1 объемы финансового обеспечения здравоохранения Новосибирской области по основным статьям расходов за 2020–2022 гг. за счет средств областного и федерального бюджетов.
Таблица 1.
Динамика объемов расходования средств областного и федерального бюджетов на здравоохранение по основным статьям расходов за 2020-2022 годы
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Темп роста, 2022/ 2020 |
Сумма, млрд. руб. |
Сумма, млрд. руб. |
Сумма, млрд. руб. |
||
Здравоохранение, в том числе: |
19,65 |
24,26 |
23,76 |
121% |
Стационарная медицинская помощь |
2,9 |
3,27 |
3,52 |
121% |
Амбулаторная помощь |
1,2 |
1,3 |
1,47 |
123% |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
0,08 |
0,09 |
0,11 |
138% |
Скорая медицинская помощь |
0,24 |
0,26 |
0,46 |
192% |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
0,28 |
0,31 |
0,36 |
129% |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
200% |
Другие вопросы в области здравоохранения |
14,94 |
19,02 |
17,82 |
119% |
Образование, в том числе: |
0,32 |
0,34 |
0,4 |
125% |
Среднее профессиональное образование |
0,3 |
0,34 |
0,4 |
133% |
Другие вопросы в области образования |
0,02 |
- |
- |
- |
Социальная политика, в том числе: |
15,81 |
16,62 |
17,93 |
113% |
Социальное обеспечение населения |
15,78 |
16,59 |
17,9 |
113% |
Охрана семьи и детства |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
100% |
Итого |
35,78 |
41,22 |
42,09 |
118% |
В структуре объемов расходования средств областного и федерального бюджетов на здравоохранение по основным статьям расходов наибольший удельный вес занимает статья другие вопросы в области здравоохранения, ее доля колеблется от 42% до 46% в целом по структуре или от 75% до 78% в структуре здравоохранения. Расходы на другие вопросы в области здравоохранения ежегодно увеличиваются в абсолютном значении, однако их доля в общем объеме расходов в 2022 году снизилась. Также значительную долю занимает статья расходов на стационарную медицинскую помощь, ее доля имеет постоянное значение 8% в общей структуре расходования. Наименьшую долю занимают статьи медицинская помощь в дневных стационарах всех типов и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Рассматривая динамику объемов государственного финансирования здравоохранения по основным статьям расходов, отмечается ежегодная тенденция к увеличению по всем статьям расходов. В структуре здравоохранения расходы увеличились на 20,9%. Основное увеличение по статьям другие вопросы в области здравоохранения и стационарная медицинская помощь. Эти средства, прежде всего, направлены на выполнение Указа Президента Российской Федерации по повышению заработной платы медицинских работников, а также новых видов помощи. До 31 декабря 2024 года реализуется государственная программа Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области», что также находит свое отражение в увеличении объемов финансового обеспечения здравоохранения Новосибирской области. По расчетам экспертов Всемирной организации здравоохранения для высокоэффективной деятельности системы здравоохранения финансовое обеспечение должно составлять не менее 6% от валового внутреннего продукта страны. В России данный показатель на протяжении нескольких десятилетий составляет не более 4%, а в Новосибирской области не более 2,5%. Россия находится на 70-м месте в мире по финансированию здравоохранения и на 55-м месте по его эффективности, что также говорит о недостаточности имеющихся объемов бюджетных средств, направленных на развитие системы здравоохранения.
Здравоохранение является приоритетным направлением социально-экономического развития. В связи с этим становится актуальным вопрос определения источников и размеров финансирования системы здравоохранения.