Статья:

Современная система международной энергобезопасности

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Павлюк Н.И. Современная система международной энергобезопасности // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(40).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современная система международной энергобезопасности

Павлюк Наталья Ивановна
магистрант, Донского государственного технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Яровая Наталья Сергеевна
научный руководитель,

 

В конце XX-начале XXI веков, постепенное развитие глобальной энергетики существенным образом позволил расширить поток международной торговли энергоресурсами, услугами и оборудованиями, что сделало актуальным понятия геоэкономической проблемы развития системы мирового энергетического снабжения.

Для обеспечения энергетической безопасности важнейшим элементом является международное сотрудничество государств в сфере энергетики. Возникающие энергетические взаимосвязи не только оказывают сильное влияние на содержание и характер мировой политики, а также ей и формируются. Однако став участником международного сотрудничества, каждый субъект вынужденно попадает в определенные рамки и сильно зависят от правил, которые действуют на данный момент, которые очень часто противоречат их национальным интересам, но которым они вынужденно подчиняются [5].

Для того, чтобы в данной ситуации принимать эффективные меры для защиты интересов государства в сфере энергетики, необходимо ориентироваться в непрерывно меняющихся современных международных реалиях.

Основными участниками международных энергетических отношений выступают страны, которые решают свои национальные задачи по обеспечению энергобезопасности. Одни государства стараются реализовать энергетические ресурсы, другие же заинтересованы в обеспечении к ним стабильного доступа для своих стран. В современном мире все больше усиливается тенденция национализации добывающей промышленности, тем самым стараясь оградить свою промышленность от иностранного вмешательства. Многие крупные импортеры энергоресурсов рассматривают такую политику как угрозу для своих энергокомпаний, которая связана с сокращением их участия в разработке и добыче в странах экспортера. Таким образом страны импортеры теряют возможность влиять на поставщиков энергоресурсов [8].

Процесс установления контроля над природными ресурсами страны направлен на максимизацию доходов от реализованной продукции в бюджет государства, получил название «ресурсного национализма». Сторонники подобной политики части ссылаются на Резолюцию ООН 1803 (XVII), принятой 14 декабря 1962 года, «О постоянном суверенитете над природными ресурсами». Несмотря на это, подобная политика имеет свои недостатки: отсутствие инвесторов в области добычи и разведки энергоресурсов, что крайне негативно сказывается особенно в труднодоступных регионах мира, где климатические условия крайне сложные; технологическое отставание отрасли, из-за использования большей части прибыли от проданной продукции на государственные нужды и т.д.

Значимыми игроками на мировом рынке энергетики, которые влияют на его состояние, представляющие собой форму международного сотрудничества, являются международные организации.  На сегодняшний день есть ряд таких организаций, которые время от времени способствуют на мировом энергетическом рынке созданию напряженной ситуации, а также дестабилизации. Основу всей мировой энергетической системы составляют именно ОПЕК и МАЭ, для которых характерен биполярный подход для решения проблемы энергобезопасности, направленный на обеспечения коллективных интересов либо экспортеров, либо импортеров.

Однако, формирующиеся тенденции глобализации в политике и мировой экономике формируют новые глобальные угрозы энергобезопасности, что требует совместный усилий для решения поставленных задач и дальнейшего развития международных энергетических институтов, тем самым расширяя задачи, которые будут решать эти организации.

Для поисков компромиссов между различными группами государств, у которых противоположные интересы, были попытки создания единого механизма. Так, в 1991 году был образован Международный энергетический форум (МЭФ), основной задачей которого является обеспечение диалога между экспортерами и импортерами энергоресурсов [4].

Также в 1991 году была создана Европейская энергетическая хартия, основной целью которого было создание единого механизма для всех участников данного соглашения, чтобы взаимовыгодно развивать энергетическое сотрудничество. Чуть позже, в 1994 году, был подписан Договор к Хартии, который стал правовой основой сотрудничества в энергетической сфере, где были прописаны единые правила, которые были обязательно к соблюдению всеми участниками договора Хартию также подписала Российская Федерация, однако Договор не был ратифицирован, так как Россию не устраивали условия транзита газа [6].

В 2009 году было создано Международное партнерство по сотрудничеству в области энергоэффективности, которое занимается разработкой методов обеспечения энергетической безопасности.  Согласно основной концепции организации, «пятым видом топлива» является энергоэффективность, которая позволяет потреблять меньше энергии для обеспечения необходимого уровня энергопотребления. Повышение энергетической эффективности куда менее затратно, а также наиболее экологично для удовлетворения потребностей в энергетике [4].

В 2001 году был основан и в 2008 году юридически учрежден Форум странэкспортеров газа (ФСЭГ). Но данная организация, как и ОПЕК, представляет групповые интересы исключительно поставщиков [2].

В 2009 году было создано Международное агентство по возобновляемым источникам энергии, основной целью которого заключается содействие распространению и устойчивому использованию всех видов возобновляемой энергии, принимая во внимание государственные и внутригосударственные преимущества и блага, полученные в результате комбинированного использования возобновляемой энергии и реализации мер по повышению эффективности использования энергии, а также значение возобновляемой энергии для сохранения окружающей среды [1].

Еще одной особенностью современного политического процесса является тенденция создания региональных систем коллективной энергетической безопасности на основе совместных институтов. Например, такими организациями являются Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Шанхайская организация сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и т.д. [7].

Для обеспечения энергобезопасности, страны экспортеры и импортеры должны сотрудничать в сфере энергетики и разделять между собой возможные риски. Доступ к ресурсно-сырьевой базе, а также надежность транспортных путей напрямую определяют состояние энергетической безопасности конкретных государств, что вызывает необходимость тесной увязки внешнеэкономических и геополитических вопросов.

Подведя итоги, необходимо отметить, что несмотря на многообразие международных организаций, эффективно действующего института, которое регулировало бы интересы всех сторон энергетического рынка, пока нет. Каждое государство стремится максимально обеспечить себя топливно-энергетическими ресурсами на текущий момент, а также на будущее периоды времени.

 

Список литературы:
1. Акшалова, Р.Д, Международное агентство по возобновляемой энергии как специализированная международная организация [Электронный ресурс] / Р.Д. Акшалова // Право и государство. - 2018. - № 1-2 (78-79). https://elibrary.ru/item.asp?id=35665464 (дата обращения: 19.06.2021)
2. Бирюков, Е.С. Форум стран-экспортеров газа – амбициозный проект с нераскрытом потенциалом [Электронный ресурс] / Е.С. Бирюков // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - https://cyberleninka.ru/article/n/forum-stran-eksporterov-gaza-ambitsioznyy-proekt-s-neraskrytym-potentsialom (дата обращения: 21.06.2021) 
3. Договор к Энергетической Хартии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499060547 (дата обращения: 15.06.2021) 
4. Жизнин, С.З. Международное технологическое сотрудничество в энергетике [Электронный ресурс] / С.З. Жизнин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета – 2017. - https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-tehnologicheskoe-sotrudnichestvo-v-energetike (дата обращения: 21.06.2021)
5. Кононов Ю.А. Анализ зарубежного опыта комплексной оценки состояния энергетической безопасности [Электронный ресурс] / Ю.А. Кононов // Энергетическая политика. - 2018. - № 6. – 98-107. https://elibrary.ru/item.asp?id=42201765  (дата обращения: 18.06.2021)
6. Международный энергетический форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mid.ru/procie-universal-nye-organizacii/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/2517322 (дата обращения: 19.06.2021)
7. Региональная интеграция в сфере энергетики. Аналитика и комментарии   [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/regionalnaya-integratsiya- -v-sfere-energetiki/  (дата обращения: 11.06.2021)
8. Шонина, Д. Е. Особенности и проблемы развития мировой электроэнергетики [Электронный ресурс] / Д. Е. Шонина, И. С. Нечаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58133/ (дата обращения: 25.06.2021).