Статья:

ДОИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВАНИЕ ПАВЛОВСКА И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В ПЕРИОД ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Конференция: CCXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Диденко Д.А. ДОИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВАНИЕ ПАВЛОВСКА И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В ПЕРИОД ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(216). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(216).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВАНИЕ ПАВЛОВСКА И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В ПЕРИОД ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Диденко Денис Андреевич
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Бунеева Елена Николаевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Сегодня по крайней мере в России существует много поселений которое именуется Павловском. Но самое кричащее из них находится под Санкт-Петербургом, и на территории Воронежской области. О втором поселении будет посвящена данная статья.

Город Павловск Воронежской области расположен в 156 км от Воронежа в районе 50°27'00 с.ш. и 40°04'00 з.д [3, с. 109] на пресечении левого берега реки Дон у её впадения в реку Осередь. Климат Павловска Умеренно-континентальный, с умеренными морозами и частыми оттепелями зимой и жарким, влажным летом. Летняя температура в среднем на 1°С выше чем в Воронеже.

Площадь муниципального образования составляет 61,62 км2 с населением, по данным на 2021 год, 22 384 человека.

Каждому павловчанину известно, что город был основан Петром Великим в 1709 году.

Но было ли что-то на территории современного Павловского района в допетровские времена и ранее?

По данным антропологии и археологии первые люди, пришедшие на территорию Павловского района, появились около 130-115 тыс. лет тому назад, в эпоху Микулинского межледниковья. В 1980-81 гг. Шевырев и Христофанова нашли фрагмент правой лопатки ископаемого человека в селе Шкурлат-3 [8, с. 56-57]. Они установили, что лопатка принадлежит ископаемому человеку с признаками верхнепалеолитическими неоантропами и неандертальским типом, впоследствии названный «неандерталоидный» компонент.

В 22 км от Павловска расположено село Бабка, именно здесь нашли первую мезолитическую стоянку Затон I датирующую 8-5 тыс. до н.э. Характеризуя данную эпоху можно сказать, что на территории земного шара начинается резкое потепление, изменяется природно-географический ландшафт, погибают многие животные, являющийся основным источником пропитания человека, например, шерстистый носорог и мамонт. С исчезновением последних, людям приходиться все более новые видов оружия для охоты на более мелких животных, появляются лук и стрелы, осваивается рыболовство [7, с. 72].

В неолитическую и энеолитическую эпоху (6-5 – 3 тыс. до н.э.) человек переходит к производящему характеру хозяйства – от скотоводства к земледелию. К этому моменту люди изготавливали керамические сосуды используя обжиг с целью повысить качество и прочность продукта. Распространяется шлифование и сверление как один из новых видов обработки камня и ткачество. Появляются такие постройки как глинобитные и каменные дома.

Население Восточной Европы также продолжает преимущественно заниматься земледелием и скотоводством, но находки глиняных сосудов указывает на то, что человек начинает переходить к оседлому образу жизни. Уже в эти эпохи начинает зарождаться социальное неравенство.

На территории Павловского района был обнаружен самый известный многослойный памятник «Черкасская стоянка» (18 км от Павловска) исследованный экспедицией Воронежского и Куйбышевского педагогических институтов с 1979 по 1981 год под руководством А.Т. Синюка [6, с. 77]. При раскопках, здесь были обнаружены предметы всех периодов неолита, начиная с самого раннего – это изделия из камня, кости и керамики. Были также найдены жилища и хозяйственные постройки, что свидетельствовало о долгом пребывании человека на данной территории.

В эпоху бронзы (3-2 тыс. до н.э.) человек впервые создает более совершенные орудия труда из нового искусственно сознанного металла – бронзы, сплава с оловом, алюминием и др. Обработка металла требовала профессионального мастерства, появляются литейщики, занимающиеся выплавкой и обработкой бронзы.  В общественной жизни бронзовый век характеризуется развитием социального неравенства, уже в эту эпоху особенно выделяется знать, которых хоронят в курганах – архитектурных сооружениях являющиеся для людей того времени местом отправления религиозных обрядов

На территории Павловского района таких сооружений в эпоху бронзы на данный момент насчитывается 85 памятников и более двух десятков поселений. Самые известные археологические памятники, исследованные экспедицией Воронежского государственного педагогического университета в 1970-е – 1980-е гг. под руководством всё того же А.Т. Синюка, являются Первый и Второй Павловский могильник [5, с. 57-58]. Также можно сказать и о Таганском могильнике, расположенном в селе Лосево, обнаружили и исследовали Ю.П. Матвеев и М.В. Цибин [2, с. 72].

Ранний железный век (1 тыс. до н.э. – V в.) характеризует постепенным вытеснением бронзы и внедрением железа, тем самым орудия труда становятся более прочными. Также в эту эпоху наступает период «холодных степей» последовавший за ним кризис хозяйства в эпоху бронзы и переход к кочевому хозяйству.

Свидетельств железного века на территории Павловского района не очень много. Известно несколько погребений датируемых VIII-VII вв. о н.э., а также фрагменты керамики на Павловском городище и селе Бабка.

С VIII по IV в. до н.э. на территории района вовсю кочевали такие народы как скифы и сарматы. Затем, вследствие Великого переселение народов здесь обосновались гунны, вытеснившие сарматов, а после тут обитали хазары

После прибытия славян в зону Восточно-европейской равнины, на территории Воронежской области проживали Вятичи. Уже к этому моменту появляются постоянные поселения, развивается хозяйство. Дон был богат рыбой, являясь важным источником пропитания. Также они занимались охотой и пушным делом. В районе Павловска таких поселений и находок, подтверждающие деятельность славян на этой территории не найдено. Павловский район был к моменту XI-XIII вв. незаселенной территорией, только в летнее время в донских степях обитали кочевники, прибывшие с Приазовья и Прикаспия с целью накормить свой скот. После вторжения монголо-татар на Русь, ознаменовывая окончательным формированием «Дикого поля», по причине разорения и покиданием местным населением поселений, современные территории Воронежской области, и Павловской земли в частности, не будут заселены до конца XVI – начала XVII вв. Но в золотоордынскую эпоху на территории района был найден населенный пункт, именуемый как Городище Павловское, находящийся в двух километрах от современного города [4, с. 245].

В период развития объединенного российского государства территория Воронежской области и павловского района с 1596 года понемногу начинают пребывать на земли «Дикого поля» православные украинцы по причине угнетения их по религиозному признаку после подписания Брестской унии между Папой Римским и Речью Посполитой, с целью объединения католической и православной церквей, и управляться Папой.

Вот как писал Богдан Хмельницкий в 1654 году царю Алексею Михайловичу о положении украинцев на территории Речи Посполитой:

«Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Христианскую веру Греческого закона и на святые Божия восточныя церкви возстали и гонение учинили большое, и от истинной православной Християнской веры учали их отлучати и неволити к своей Римской вере, и в иных местех в Коруне и Литве благочистивыя церкви печатали, а в иных учинили Унию, и всякия над ними гонения и поругания и злости нехристиянския чинили. И хотя православную Христианскую веру искоренити и святыя Божии церкви до конца разорити, войска свои на них собрали, и многие городы и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили, православных Християн духовного мирского чина и многих невинно замучили…» [1, с. 11].

Первое постоянное «вольное» поселение на реках Осереди и Дона появляется уже с 1685 года, куда переходят целыми слободами украинские казаки, впоследствии их назовут «черкасами», переселенцами из Черкасского уезда, что за Днепром. На этих землях эти люди несли в основном сторожевую службу, так как с южных степей совершались постоянные нападения на российские территории [3, с. 109].

Глубокая заинтересованность этими землями началась с правления Петра Великого. Хотя и черкасы выполняли свою главную функцию, защиту государственных границ от набегов со стороны крымских татар и прочих кочевых народов, царю, во-первых, не нравилась их так называемая вольница, и, во-вторых, эти слободы не платили налоги государству. Петр Алексеевич решил эту проблему радикальным образом. 23 апреля 1699 года был издан указ о выселении с этих земель черкас и русских, переместили их в другие места проживания, а 1515 дворов построенных к этому моменту были сожжены. Вся процессия длилась весной-летом 1699 года. Но Петр понимал важность этих территорий в указе он писал, что: «В Воронежском уезде реки Битюк и Икорец, с иными реками, которые в реку Битюк впали, и по тем рекам земли и покосы и всякие томашние угодья и Икорецких жителей переписать и ведать в Приказе Большого Дворца, а поселить на той реке Битюк на прежнем селении, где жили черкасы, дворцовых крестьян.», и вскоре на разоренных землях были построены новые поселения, куда естественным образом насильно отправляли дворовых крестьян на их освоение и укрепление [1, с. 14].

Россия к концу XVII века представляет собой отсталое государство, с неразвитой административно-политической, социально-экономической и военной машиной, которая не менялась вот уже несколько столетий. В геополитическом плане страна не имела выхода к морю (единственный выход к Балтийскому морю был утерян после подписания со Швецией Столбовского мирного договора 1617 года). Тем самым Петр понимал, что коренные преобразования в укладе всей жизни страны нужны, и нужны незамедлительно. Естественно, перовое, чего коснулись петровские реформы – это армия и флот.

Говоря о флоте, то первые ростки его строительства расцвели в Воронеже и Таврове. Именно здесь были построены первые корабли, которые участвовали в азовских походах 1695-1696 гг., вследствие чего Россия обрела выход к Азовскому морю. Уже во времена азовских походов Петр I обратил внимание на устье реки Осереди впадающего в Дон, узость реки и быстрое течение затрудняли проводить корабли к Дону, и расстояние до Азова было очень значительное. Если от Воронежа до Азова составляет около 600 км, то от места, где царь рассматривал строительство новой верфи уже 440 км. Здесь же от устья реки Осереди сразу же начинался Дон и окрестности были богаты лесом, годным для кораблестроения. И Петр I решил уже было перенести строительство судов из Воронежа и Таврова в устье реки Осереди, в более выгодное и удобное место. Но с бурной реформаторской деятельностью, царь этот проект отложил на неопределенное время [1, с. 15].

Из-за обмеления реки Воронеж и более близкого расстояния к Азовскому морю Петр I все же решается перенести корабельные верфи в устье реки Осередь. В 1708 году царь отправляет письмо Азовскому губернатору Федору Матвеевичу Апраксину с приказом заложить на месте черкасского селения крепость, но по двум причинам это было затруднительно сделать, так как Россия уже восьмой год вела со Швецией войну, она готовилась к Полтавскому сражению, еще вместе с этим восстали казаки под предводительством Кондратия Булавина, следовательно, все ресурсы были направленны на победу над врагом, и подавление бунта, строительство крепости была отложена на второй план [3,  с. 110].

После победы над шведами под Полтавой и подавления восстания, интерес к Осередской крепости вновь возрос.

Если обратиться к работе Болховитинова в апреле 1709 года Петр I решил остановиться в этих местах.

Предположительно это было 13 апреля, но в «Походных журналах» Петра за 1706-1709 гг. этот день указан не был. Царь впервые проинспектировал строительство верфи, провел разведку местности на наличие лесов для строительства кораблей, приняв окончательное решение перенести сюда кораблестроение.

Уже с осени 1709 года началось активное строительство судоверфи. С февраля 1710 возобновилась работа по строительству Осередской крепости руками трех тысяч пленных шведов, взятых после победы под Полтавой. Если описать саму крепость, то И. Ампилов писал: «Эта крепость находилась в западной части поселения на крутом берегу Дона, там, где в него впадает река Осередь.

На самой вершине песчаного холма, с которого просматривалась вся окрестность, была устроена земляная площадка, на которой стояло девять батарей пушек.

Крепость имела очень удобное расположение: со стороны Дона ее защищал обрывистый высокий берег, с северо-запада протекала полноводная река… была окружена рвом и валом, которые тянулись на два с половиной километра, опоясывая крепость с запада, севера и востока. Ров имел глубину до четырех метров.

При выкапывании рвов землю отбрасывали за внутренний край рва, устраивая таким образом вал, или, что-то же самое, насыпь. Минимальная высота насыпи доходила до 8 метров. Вал отделялся от рва бермою, то есть специально устроенной площадкой, чтобы при значительном давлении насыпи на внутреннюю отлогость рва, не происходил обвал. Оборонительный полисад обычно ставился за наружным краем рва или во рву…. Для въезда в крепость были сделаны двое деревянных ворот, окованных снаружи железом. Поселение, расположенное за крепостью, называлось предместьем. Все поселение вместе с самой крепостью было окружено со всех сторон оборонительным полисадом, но уже без рва и вала.» [1, с. 20].

В 1711 году после потери Азова и Таганрога все имущество и сами люди переместились в Осеред. В 1713 году из Таврово переместилось адмиралтейство. Помимо крепости здесь располагались военные пехотные полки (Тамбовский, Елецкий, Павловский, Коротоякский, Козловский).

Также были построены первые шесть деревянных церквей, один из них в 1712 г. Собор святого Апостола Петра и Павла, однако в 1724 году, из-за некачественной постройки он разрушился.

На высоком берегу Дона был построен двухэтажный дворец для Петра, так как он продолжал принимать активное участие в строительстве российского флота, то его присутствие на производстве должно быть частым. Здесь же помимо кораблей, прямо на месте развивалось литейное дело. А в трех верстах от Павловска расположился государев зверинец и сад.

Как писал Ампилов: «Петр I хотел сделать Павловск не только сильной крепостью с многочисленной артиллерией и пехотными войсками, но и крупным торговым городом.

Из всех уездных городов Воронежской губернии того времени Павловск по своему расположению, неразбросанности и прямолинейности улиц считался одним из лучших городов Воронежского края, уступая только одному Острогожску.

Помимо переселившихся посадских (торговых) людей из Азова и Таганрога, в Павловск добровольно приехало много купцов и мастеровых людей из Воронежа, Острогожска и других городов Воронежской губернии.

Огромное количество работных людей на строительстве крепости и корабельной верфи; постройка судов, отливка пушек, мортир, ядер и колоколов на литейном дворе; проход войск через Павловск к Азову и Таганрогу сухопутными и речными путями, когда эти города не были еще отданы туркам; прибытие в Павловск иностранных капитанов, лоцманов, шкиперов, матросов; сосредоточение в одном месте большого количества лошадей для перевозки отдельных деталей судов и строительных материалов из лесосек - все это давало возможность купцам и мещанам города Павловска развить обширную торговлю. По первой переписи населения России 1722 года одних только купцов в городе Павловске было 550 человек. Да кроме их, было еще большое количество простых мещан, не имеющих больших капиталов, которые тоже занимались торговлей. В последние годы жизни Петра I Павловск достиг самого высшего своего расцвета и был одним из лучших уездных городов Воронежской губернии.» [1, с. 28]

Таким образом, можно сделать вывод, что у Павловска удачное географическое положение, не только в природно-климатическом плане, но и в геополитическом.

Строительство крепости именно в устье реки Осередь при впадении в Дон создала удобный ландшафт не только для защиты от набегов крымских татар, но и для начала строительства могучего российского флота. Петр I мечтал, чтобы Павловск стал одним из самых развивающихся городов в России не только в плане военном, но и торговом и культурном, наравне с основанным в 1703 году Санкт-Петербургом.

 

Список литературы:
1. Ампилов И.Г. Павловск. Страницы историй. - Воронеж: изд. Им. Е.А. Болховитинова, 2009. - 399 с. 
2. Березуцкий, В.Д. Курганы на юге Воронежской области. – Воронеж : ВГПУ, 2015. – 154 с.
3. Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии.-Воронеж,1800.-228 с.
4. Егоров, В. Л. Историческая география Золотой Орды XIII—XIV вв. – М.: Наука, 1985. – 245 с.
5. Синюк А.Т. Павловский курганный могильник древнеямного времени на Среднем Дону. АО. 1970, М., 1974, С. 57-58.
6. Синюк, А.Т. Население бассейна Дона в эпоху энеолита / А.Т. Синюк. – Воронеж : Издательство Воронежского университета, 1986. – 180 с.
7. Федюнин, И.В. Мезолитические памятники Среднего Дона / И.В. Федюнин. – Воронеж : ВГПУ, 2007. – С. 72
8. Харитонов, В.М. Находки ископаемых гоминид на территории Восточной Европы и сопредельных регионов Азии / В.М. Харитонов // Вестник антропологии.. – 1997. – № 3. – С. 48-73.