Проблема войны и мира в творчестве гуманистов Северного Возрождения
Секция: История и археология
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблема войны и мира в творчестве гуманистов Северного Возрождения
Одной из центральных тем общественно-политической мысли человечества на всех этапах его развития была тема войны и мира. Грезами о мире и мирном сосуществовании народов всегда была охвачена интеллектуальная элита, представителями которой в эпоху Возрождения были гуманисты. Ренессансная мысль Европы разнилась в своих оценках силовых или дипломатических путей решения конфликтов, однако известно точно: гуманисты никогда не стояли в стороне от тех внешнеполитических событий, которые имели место на континенте. В свою очередь, характер и суть этих событий во многом определяли индивидуальные и общенациональные критерии бытия идеологизированного мыслителями общества.
Не исключением была и гуманистическая мысль Северного Возрождения. Её особенностью было стремление к «вечному миру», то есть к такому положению в обществе, в котором не выступает за необходимость ведение войн, отсутствуют внутри- и межгосударственные противоречия или конфликты [4, c. 55].
Представители Северного Возрождения, среди которых Эразм Роттердамский, Ганс Сакс и Иоганн Авентин, гневно осуждали войну, призывали человечество объединиться против войны и исключить её из внешнеполитической практики [1, c. 247]. Идеи, изложенные гуманистами в их произведениях, будучи отчасти утопичными, неизменно остаются актуальными в наши дни, особенно, в условиях разрастания театра локальных боевых действий во всем мире. К тому же, в отечественной и зарубежной историографии остаются недостаточно освещенными именно эти аспекты творчества гуманистов, в отличие от их религиозно-философских взглядов, представленных широким спектром научной литературы (М. Смирин, В. Соколов, А. Немилов и другие).
В связи с этим целью представленной статьи мы определили анализ взглядов мыслителей Северного Возрождения (XVI – начало XVII столетия) на проблемы войны и мира, определить их идейные истоки и философское обоснование, связь с гуманистической идеологией и христианской традицией. Главными источниками исследования послужили: «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и везде замученного» [6] и «Похвала глупости» [7] Эразма Роттердамского; шванки Ганса Сакса «Разговор богов о смутах в Священной Римской империи» [2] и «Сатана не пускает ландскнехтов в ад» [3]; вступление к «Баварской хронике» Иоганна Авентина [5].
Интерес к исследуемой проблеме не был у обозначенных мыслителей исключительно академическим: он был обусловлен сложностью международной обстановки в Европе. Всю первую половину XVI столетия продолжались италийские войны между Францией, Испанией и немецкими землями. В свою очередь, среди раздробленных италийских государств (Республика Святого Марка, Флорентийская Республика, Неаполитанское королевство, Республика Святого Георгия) отсутствовало общее видение того, как можно изгнать интервентов, что стало отличным залогом для разгула жестокости, насилия и грабежа богатых апеннинских городов [8, c. 58; 59].
В тоже время, начиная с 1517 года, Священной Римской империей прокатилась волна Реформации, что привело к расколу немецких земель на протестантский север и католический юг. Война между Шмалькальденской и Нюрнбергской лигами 1546–1547 годов не оставляла мыслителей равнодушными к обозначенной проблеме [8, c. 139].
На фоне этого не стоит отбрасывать и тот факт, что ренессансная мысль всегда «спаивала» в себе веру в человеческий ум, обожествление гармонически развитой личности с такими глубоко теологическими парадигмами, как «философия Христа», грезы о «Эдеме на Земле» и так далее. Именно по этой причине мы встречаем множество критики в адрес католической церкви, которые, по мнению гуманистов, предали идеалы раннего евангелического христианства, ставши на путь разжигания всеевропейского костра раздора [1, c. 242; 243].
Среди всех человеческих недостатков чуть ли не главное место отводилось критике войны великим голландским гуманистом, лидером «европейской республики ученых», Эразмом Роттердамским (1467–1536). В произведении «Жалоба мира» Эразм, прежде всего, обращался к природе человека. Автор подчеркивал, что человеческая природа – общественна, миролюбива, лишена естественных орудий убийства. Человек награжден умом и речью – «лучшим посредником для установления мира и согласия» [6, c. 251].
Далее на страницах работы мы наблюдаем анализ причин и источников войн – это религия, лицемерие власти, социальная напряженность в обществе (бедность). Войны желают юноши, убеждает нас Эразм, никогда её не видавшие. «В войне нет ничего святого», она разрушает обычаи, моральность и человеческие жизни: «есть ли что более хрупкое, чем жизнь человеческая?». Гуманист отмечал, что на самом деле война выгодна лишь преступникам, которые «жирнеют за счет бед народа» [6, c. 259; 260; 261].
Эразм приводил примеры, когда война допустима, в частности против иноземцев, хотя и тут он не придавал пацифистских идеалов и просил правителей не забывать о столе переговоров. Франция представлялась ему «настоящим христианским королевством»: единым, защищенным и богатым государством, коей не была в глазах современников Германия – «разрозненная и разграбленная» [6, c. 265].
Опасность войны как социального и политического явления гуманист рассматривал еще и в том контексте, что они порождают и влекут за собою еще больше конфликтов. Возникает ситуация, при которой из одной войны следует череда других. Военные победы же, писал Эразм, чрезмерно льстят правителям: «пусть великим почетом отплатят тому, кто предупреждает войну, а не начинает её» [6, c. 269].
Междоусобные войны, борьбу феодальных князей Эразм осуждал, аргументируя это тем, что они не соответствуют интересам народа и ложатся тяжелым грузом на него: «если война неизбежна, ведите её так, чтобы тяготы падали на плечи тех, кто не смог её предупредить». «Можно ли насаждать христианство оружием?» − так же задавался вопросом мыслитель, критикуя распространенную практику религиозных войн [6, c. 261].
«Война не кончается до тех пор, пока не устранены все её последствия» − отмечал гуманист, ища способы, как не допустить войны в будущем. Эразм Роттердамский предлагает свою формулу «вечного мира»: отказаться от нужды в грабительском обогащении, от претензий на чужие имения, не допускать появления у правителей тщеславия. Известный голландец допускал «покупку мира», так как был убежден, что при этом будет затрачено меньше средств и сил, чем на самой войне [7, c. 144; 145]. «Добрый и мудрый государь» должен был жить в согласии со всеми, особенно с соседями [6, c. 264].
За много столетий до нашего времени гуманист призвал народы Европы к единству. «Весь этот мир – единая общая страна для всех людей», но в наше время этот лозунг начинает забываться.
К проблеме войны и мира обращался и Иоганн Авентин (1477–1534) – немецкий гуманист, историк и филолог. Ещё на первых страницах «Баварской хроники» можно увидеть отношение автора к событиям в Европе. Обращая читателя к изучению античной историографии, гуманист указывал на причины кровопролитных антитурецких войн: «всякий, которому доверены страна и люди, заботятся только о своей мошне». Автор описывал долгую борьбу европейцев против иноземных захватчиков и обосновывал её неудачи тем, что в христианском мире, в отличие от мусульманского, остаются безнаказанными «корысть, стяжательство, разгульный образ жизни и разврат». Выходом из состояния постоянной перманентной войны мыслитель видел в обращении к гениям Античности, ибо они «учат как непостоянны, некрепки, преходящи слава и блеск богатства и власти, как это быстро исчезает» [5, c. 218; 219].
В оригинальной форме шванков, назидательных сатирических стихов, выражал своё негодование существующим порядком в Европе Ганс Сакс (1494–1576) – поэт, драматург, мейстерзингер и ярый сторонник Реформации в Германии. В них автор очень красочно описал бедственность положения Священной Римской империи: «дела не поправлялись, и смутой вся страна была истощена», после чего ищет пути выхода из сложившегося кризиса. Отдав дань античной традиции, гуманист описал беседу античных богов: Юпитера, Марса, Меркурия и других [2, c. 74; 75].
На протяжении описанного гуманистом разговора каждый из римских богов предлагает свой способ поднятия империи из руин: Марс – тотальной войной, Юнона – заключением династических браков, Плутос – откуп золотом, Меркурий предлагает провести суд над виновниками войны. Сакс во многом вторил тезисам Эразма Роттердамского, и, вполне очевидно, был знаком с его трудами. Однако автор не считал возможным решение конфликта путем «покупки мира», объясняя это тем, что данный способ не усмиряет агрессивности противника [2, c. 75; 76; 77].
Из нового − в произведениях знаменитого мейстерзингера можно встретить яростное осуждение наемных солдат, коими в исследуемый период были ландскнехты. Писатель иронично подчеркнул, что ландскнехтов «сатана не пускает в ад»: «ждем ландскнехтов себе на беду, все дыбом поставят они в аду» [3, c. 171]. Действительно, ландскнехты всегда отличались разбойничеством, грабежами и мародёрством [8, c. 140; 141].
Выходом из продолжительной череды смут и упадка Ганс Сакс обозначил установление на немецких землях республиканского строя, забытого европейцами со времен Рима: «лишь ей одною можно единство возродить и мир восстановить в империи священной» [2, c. 79; 80; 81]. Мыслитель в своих чаяниях так же опередил время, и лишь последние десятилетия Германия проживает в мире благодаря республиканскому государственному устройству.
Из рассмотренного выше следует, что одной из центральных проблем общественно-политической мысли Северного Возрождения была тема войны и мира. Возникшая на почве постоянных военных конфликтов в Европе, идея пангерманского пацифизма отобразилась в творчестве таких гуманистов, как Эразм Роттердамский, Ганс Сакс и Иоганн Авентин. Сегодня перед мировым сообществом как никогда остро должны стоять вопросы сбережения мира на основе предложенных мыслителями XVI–XVII столетий принципов толерантности, гуманности и осознания ценности человеческой жизни.