ЦИФРОВЫЕ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПЛАТФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CCXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЦИФРОВЫЕ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПЛАТФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В данной статье мы рассмотрим особенности развития национальных сетевых ресурсов, обеспечивающих функционирование сферы государственного бюджетно-налогового аппарата. Поставленная цель исследования - доказать, что использование государственных цифровых платформ (сокращенно - ГЦП) является необходимой мерой для роста эффективности деятельности госсектора в проведении фискальной политики.
Ключевые слова: цифровизация; современные технологии; цифровые налоговые сервисы; криптовалюта.
Влияние новых технологических инноваций масштабно: вплоть от изменения потребительских предпочтений в сторону более надежных продуктов до изменения того, как компании создают, продают и поставляют товары и услуги - в частности, за счет растущей зависимости от цифровых платформ. В эпоху Четвертой цифровой революции новые технологии меняют бизнес-модель компаний, особенно в банковском и телекоммуникационном секторах, одновременно повышая эффективность и открывая новые возможности для бизнеса. Даже традиционные отрасли промышленности все чаще используют методы анализа больших объемов данных для принятия эффективных управленческих решений. В следующем десятилетии дальнейшее развитие таких инноваций, как блокчейн, робототехника и искусственный интеллект, откроет широкий спектр возможностей для потребителей, бизнеса и правительственных органов.
В Российской Федерации цифровая трансформация экономики становится одним из основных стратегических направлений ее развития. В своем послании Федеральному собранию в декабре 2016 года президент поставил задачей составление программы цифровой экономики. В течение месяца почти все крупнейшие российские бизнес-ассоциации и научные сообщества провели встречи, семинары и конференции по вопросам цифровых технологий. Одобренная Президентским советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам программа "Цифровая экономика" приобрела статус официального правительственного документа уже в июле 2017 года. 28 июля 2017 года Премьер-министр Медведев подписал распоряжение Правительства об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”. Впоследствии были созданы национальные проекты в 12 областях стратегического развития. Одной из них является национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”, утвержденная Советом по стратегическому развитию и национальным проектам при Президенте Российской Федерации 24 декабря 2018 года и созданная на основе программы "Цифровая экономика" (2017) [3].
ГЦП - это сетевые системы, объединяющие различные ведомственные органы. Цифровой формат позволяет организовать пространство для взаимодействия граждан и государственных органов всех уровней на специальных интернет-ресурсах с помощью облачных сервисов, открытых и доступных технологий для различных слоёв населения [4].
В данной статье рассматривается ГЦП в сфере налогового администрирования, поэтому далее речь пойдет только о ней. Основным преимуществом является: прозрачность размещаемой информации, что особенно важно в налогообложении, как для налогоплательщика, так и для налоговых органов; сокращение издержек; избавление от «бумажного» формата; повышение скорости проведения различных налоговых операций. Также, на период пандемии польза интернет-сервисов стала как никогда ясной, поскольку стало активно развиваться дистанционное самообслуживание контрагентов.
На 2020 год в перечень официальных ресурсов ФНС включал в себя около 66 электронных сервисов, 86 наборов данных и 12 реестров. В 2021 году Министерством финансов РФ оглашены основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022-2024 г, в которые входит развитие электронного документооборота в налоговой и сфере и запуск государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИБРО) [2].
На данный момент в сфере цифрового налогообложения существует проблема администрирования операций с виртуальными активами, поскольку они позволяют уклониться от выплат государству. Проблематика имеет место быть в теме цифрового сервиса налоговых органов, поскольку приказом ФНС России от «28» ноября 2019 г. № ММВ-7-19/598@ была поставлена политика «Сервис онлайн», который включал в себя пункт о расширении дистанционного взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности [1]. А.Г. Аскаков отметил: «Число лиц, занимающихся криптовалютой, достаточно большое. К сожалению, многие неискушенные люди попадаются в эти сети, поэтому нам надо отрегулировать все процессы. Во-первых, жестко запретить использование криптовалюты как средства платежа на территории России и привлекать за это к ответственности. Но при этом дать возможность работать в запредельной юрисдикции, если есть такая возможность, в том числе оплачивать поставки товаров в Россию, почему нет. Надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос мы отрегулируем законодательно».
Однако чётко сформулированная информация о налогообложении или запрете сделок с использованием криптовалюты всё ещё не представлена. Создание и внедрение интерактивной системы, способной контролировать подобные операции - затяжной процесс в силу комплексности цифровых активов.
Проблематика активно обсуждается налоговыми органами, на законадательном уровне пока не ясно, как обращаться с криптовалютой - запретить использование или же только обязать к выплате налогов пользователей. Исходя из дальнейшего решения, в цифровые сервисы будут введены соответствующие функции для улучшения контроля налоговыми органами за валютными процессами в Российской Федерации.