АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Конференция: CCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Административный порядок защиты прав юридических лиц позволяет органам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля оперативно среагировать на допущенное нарушение и в рамках ведомства устранить его неблагоприятные последствия.
При этом следует разделять административный (внесудебный) порядок и судебный порядок административно-правовой защиты нарушенных прав [1], который реализуется в порядке, предусмотренном КоАП РФ или Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации [2].
Специфика административного порядка защиты прав юридических лиц заключается в том, что он может быть использован только в том случае, если предусмотрен законом. Это связано с тем, что деятельность государственных органов и органом местного самоуправления, их полномочия, порядок осуществления, пределы и т.д. во всех без исключения случаях должны быть точно определены.
В соответствии с частью 4 статьи 12 ФЗ «О защите прав юридических лиц» юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Из представленного следует, что административный порядок предусмотрен для обжалования решений всех субъектов, уполномоченных на производство проверок в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.
При этом судебный порядок охватывает все общественные отношения. Суд может рассматривать требование, даже если его предъявление прямо не предусмотрено, однако необходима, чтобы общественные отношения составляли предмет правового регулирования какой-либо отрасли права.
Переходя к вопросам способов защиты, реализуемых в административном порядке, следует отметить, что, как правило, они ограничиваются признанием незаконными решений, действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Административный порядок защиты прав юридических лиц являет одним из проявлений общей процедуры правоприменения, по этой причине считаем необходимым прежде всего рассмотреть ее особенности.
Традиционно принято выделять три основные стадии процесса применения права:
1. Установление фактических обстоятельств дела;
2. Выбор и анализ правовой нормы;
3. Вынесение и оформление решения [3].
В рамках первой стадии устанавливается наличие конкретных юридических фактов, юридических составов, оценка юридического значения иных фактических обстоятельств. Кроме того, определяется общая принадлежность фактических обстоятельств в какой-либо группе общественных отношений. После чего следует проверка фактических обстоятельств дела, места, времени, характера действий, причин, целей. Как правило, проверка фактических обстоятельств проводится в рамках специального этапа производств, к примеру, для уголовного процесса – это предварительное расследование; для административного – административное расследование и т.д.
Следующий этап заключается в выборе норм и оценки их применимости к соответствующим правоотношениям. Исходя из этого, можно сделать вывод о неразрывной связи этапов. Установление юридически значимых фактов невозможно без выбора необходимой нормы и, наоборот, отыскание нужной нормы немыслимо без установления обстоятельств дела.
Центральное значение имеет правовая квалификация, то есть юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенным юридическим нормам. Она включает в себя три компонента: определение отраслевой принадлежности норм, регулирующих возникшие правоотношения; установление института, охватывающего данный случай; определение конкретного нормативного предписания, которое распространяет действие на данный случай. Правоприменительный процесс допускает также переквалификацию фактов. На данном этапе проводится проверка юридической силы нормы и ее действия по времени, пространству или кругу лиц.
Третий этап заключается в вынесении решения по конкретному юридическому делу, включая его документальное оформление. На ней правоприменитель должен принять окончательное решение по делу и оформить акт, который имеет письменную форму.
Многие исследователи дополняют правоприменительный процесс также стадией исполнения принятого решения [4]. Позиция авторов обусловлена тем, что правоприменение осуществляется не ради самого себя, а для разрешения возникшей проблемы.
В целях исследования считаем необходимыми рассмотреть функционирование представленного механизма на примере конкретного способа защиты – обжалования акта поверки или предписания об устранении выявленных нарушений, вынесенных ведомствами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).
Механизм административного порядка защиты состоит из четырех основных последовательных стадий таких как:
1. Возбуждение производства по делу;
2. Рассмотрение дела;
3. Вынесение по нему решения;
4. Исполнение решения.
По итогам каждой из представленных стадий выносится специальный акт, свидетельствующий о начале либо завершении стадии.
Возбуждение производства по правонарушениям. Указанный этап принято считать вспомогательным правоприменением, так как в его рамках осуществляется установление фактических обстоятельств, правовая квалификация, а также принятие решения, однако правовая ситуация не разрешается по существу, а лишь переходит на следующую стадию основного правоприменения. Основанием к этому выступает выявления факта нарушения и составление соответствующего документа.
Производство инициируется поступившими на акт проверки или предписание об устранении выявленных нарушений возражениями. Как уже отмечалось ранее, возражение должно быть направлено в срок, не превышающий пятнадцати дней. Оно может направляться руководителю территориального подразделения органа, руководителю органа местного самоуправления (ими в сам орган), а также в вышестоящие органы в зависимости от ведомственных актов. К примеру, предписание, вынесенное пожарным инспектором, может быть обжаловано руководителю органа государственного пожарного надзора (вынесшего решение о проведении проверки), в вышестоящий орган государственного пожарного надзора [5].
Рассмотрение дела и вынесение по нему решения. Данная стадия выступает в качестве основного правоприменения, что подтверждается действиями, совершаемыми на рассматриваемом этапе. Должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, рассматривает материалы проверки (акт и иные документы, приложенные к нему), возражение и приложенные к нему материалы, то есть устанавливает фактические обстоятельства. Срок рассмотрения составляет пятнадцать дней. Следует отметить, что МЧС России уделяет недостаточно внимания вопросам рассмотрения различного рода обращений.
Принятие решения. По результатам рассмотрения возражения на акт поверки или предписание об устранении выявленных нарушений, должностное лицо органа государственного пожарного надзора, рассматривавшего жалобу:
- признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;
- признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений, восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица.
Помимо этого, возможно удовлетворение возражения в части. При этом отказ от удовлетворения должен быть обоснованным.
Не допускается сокращение обжалуемых в предписании об устранении нарушений или по устранению несоответствия сроков устранения и (или) иное ухудшение положения лица, направившего жалобу, или лица, в отношении которого было принято обжалуемое решение, предпринято обжалуемое действие (бездействие) должностного лица.
Ответ на возражение подписывается начальником (заместителем начальника) органа государственного пожарного надзора или уполномоченным на то должностным лицом органа государственного пожарного надзора и направляется по почтовому адресу, указанному в возражении.
Также можно выделить факультативную стадию – обжалование решения органа. Несоблюдение или ненадлежащее исполнение должностными лицами требований законодательства о пожарной безопасности может послужить основанием для отмены решения руководителя органа. Решение может быть отменено как вышестоящим органом, так и судом.
Исполнения решения. Учитывая то, что в данном случае исполнение может выступать отдельным элементом правоприменительного процесса, так как исполнение возлагается на лиц, производивших проверку или вынесших предписание. Вместе с тем фактически момент исполнения решения и его момент его вынесения могут фактически совпадать, так как признание акта проверки незаконным само по себе лишает его юридической силы. Аналогичным образом можно рассмотреть и исполнение решения, связанного с признанием незаконным предписания пожарного инспектора.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что административный порядок защиты прав юридических лиц может быть реализован в отношении всех органов государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Однако он ограничивается допустимыми способами защиты, как правило, обжалованию могут подлежать лишь решения, действия и бездействие.