Статья:

СЛУЖБА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК ВИД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Конференция: CCXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Прокопенко М.А. СЛУЖБА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК ВИД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(225). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(225).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СЛУЖБА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК ВИД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Прокопенко Мария Анатольевна
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

На сегодняшний день служба в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) представляет собой один из видов федеральной государственной службы, служебную деятельность граждан РФ на должностях, являющихся или не являющихся должностями в органах УИС, согласно действующему законодательству. Прохождение службы в УИС РФ регулируется различными нормативно-правовыми актами.

Ключевым регулятором службы в УИС является Конституция РФ. Согласно ст. 15 Конституции РФ, «органы власти всех уровней (федерального, регионального и местного), должностные лица, граждане должны соблюдать Конституцию РФ и законы». Главой 2 Конституции РФ также определены права и свободы человека и гражданина. Данные положения Конституции РФ можно отнести на сотрудников УИС, реализацию их прав и обязанностей. Первого августа 2022 года вступил в действие Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, которым регламентируются правовые, организационные и финансовые аспекты службы в УИС [1].

Помимо различных аспектов прохождения службы в учреждениях и органах УИС, ФЗ № 197 установил также правовой статус сотрудника УИС, права, обязанности сотрудников, ограничения и запреты. Закон определил требования к служебному поведению, этапы разрешения конфликта интересов. Введены законом и положения, которые регулируют дисциплинарную ответственность сотрудников УИС, порядок наложения взысканий. Закон определил, что сотрудник в органах и учреждениях УИС должен, непосредственно, находиться в подчинении только своим прямым руководителям. Исполнять сотрудниками УИС приказы и распоряжения руководства обязательно.

Таким образом, не представляется возможным эффективное построение правового государства без надлежащего соблюдения законности, укрепления служебной дисциплины. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы представляют собой ключевую часть аппарата государства.

Органы УИС имеют свои особенности и функции, которые отличают их от иных государственных органов и учреждений. В этой связи, важна для учреждений УИС законность, соблюдение дисциплины. Следует отметить, что служебная деятельность сотрудников УИС имеет свою сущность и специфические особенности, которые требуют определенных знаний и навыков, уровня образования, мышления, этики, развития правосознания и др.

Вопрос поддержания служебной дисциплины стоит достаточно остро. Согласно данным ФСИН России, за 2022 год в УИС зарегистрировано 58 630 нарушений служебной дисциплины (в сравнении, в 2021 году – 46 556 нарушений). Самое большое количество правонарушений совершается в области исполнительской дисциплины (49 524 нарушения в 2022 году), что по всей УИС составляет 88,4 от всех дисциплинарных правонарушений.

Официальная статистика свидетельствует о ежегодном росте преступлений и правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Значительным остается уровень поступления жалоб на нарушения законности сотрудниками УИС (2021 году – 2342 ед.; 2022 году – 2861 ед.). В 2021-2022 гг. около 68 % преступлений совершено сотрудниками УИС при исполнении своих служебных обязанностей [1].

Помимо всего прочего, необходимо отметить пробел в знаниях, толковании прав и обязанностей сотрудников УИС, пробел в правовом регулировании привлечения к ответственности сотрудников УИС за проступки, соблюдения баланса прав и обязанностей.

Необходимо отметить, что в 2022 году среди самых распространенных нарушений сотрудниками УИС служебной дисциплины были нарушения по дисциплинарным проступкам. В то же время фактически по дисциплинарным проступкам к ответственности за 2022 год были привлечены лишь 2/3 от числа правонарушений, что свидетельствует об имеющихся проблемах в организационно-правовом плане привлечения сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности [2].

К одному из ключевых направлений в органах и учреждениях УИС относится дисциплинарная практика применения положений законов и иных нормативных актов, касающихся соблюдения служебной дисциплины сотрудников, которая обладает особам значением. Так, если сотрудником совершен какой-либо дисциплинарный проступок, то это оказывает негативное воздействие на восприятие всего органа (учреждения) УИС, что прямо влияет на авторитет службы, в целом.

Текущая ситуация поспособствовала тому, что 12 сентября 2019 года Минюст РФ издал приказ № 202 «Об утверждении дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» [3]. Дисциплинарный устав УИС является ведомственным нормативно-правовым актом Министерства юстиции РФ. Данный нормативно-правовой акт определяет обязанности сотрудников УИС, их ответственность за нарушение, виды дисциплинарных взысканий.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы произошли значительные изменения в правовой базе, регламентирующей деятельность учреждений и организаций УИС. Тем временем, современные условия, в которых организуется и реализуется статус сотрудников УИС, призывает, к ранее не известным раскладам к его содержанию и законному регулированию, которые находят решения на теоретическом уровне и практически в процессе регламентации деятельности этой системы. И поэтому, необходима модернизация законодательства в области организационного механизма с целью реализации правового статуса сотрудников УИС, а также разработки организационных элементов данной юридической системы.

 

Список литературы: 
1. Гришин Д. А. Правовое регулирование и практика назначения мер служебно-дисциплинарного принуждения в органах и учреждениях УИС: проблемы и пути решения / Д. А. Гришин // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. − 2022. − №3 - С. 671-677.
2. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: федеральный закон: текст с изменениями и дополнениями на 30 апреля 2021 г. [принят 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ] [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2021 г.
3. Об утверждении Дисциплинарного става уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: приказ Министерства юстиции РФ от 12 сентября 2019 г. № 202 [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2021 г.