СЛУЖБА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК ВИД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Конференция: CCXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СЛУЖБА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК ВИД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
На сегодняшний день служба в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) представляет собой один из видов федеральной государственной службы, служебную деятельность граждан РФ на должностях, являющихся или не являющихся должностями в органах УИС, согласно действующему законодательству. Прохождение службы в УИС РФ регулируется различными нормативно-правовыми актами.
Ключевым регулятором службы в УИС является Конституция РФ. Согласно ст. 15 Конституции РФ, «органы власти всех уровней (федерального, регионального и местного), должностные лица, граждане должны соблюдать Конституцию РФ и законы». Главой 2 Конституции РФ также определены права и свободы человека и гражданина. Данные положения Конституции РФ можно отнести на сотрудников УИС, реализацию их прав и обязанностей. Первого августа 2022 года вступил в действие Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, которым регламентируются правовые, организационные и финансовые аспекты службы в УИС [1].
Помимо различных аспектов прохождения службы в учреждениях и органах УИС, ФЗ № 197 установил также правовой статус сотрудника УИС, права, обязанности сотрудников, ограничения и запреты. Закон определил требования к служебному поведению, этапы разрешения конфликта интересов. Введены законом и положения, которые регулируют дисциплинарную ответственность сотрудников УИС, порядок наложения взысканий. Закон определил, что сотрудник в органах и учреждениях УИС должен, непосредственно, находиться в подчинении только своим прямым руководителям. Исполнять сотрудниками УИС приказы и распоряжения руководства обязательно.
Таким образом, не представляется возможным эффективное построение правового государства без надлежащего соблюдения законности, укрепления служебной дисциплины. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы представляют собой ключевую часть аппарата государства.
Органы УИС имеют свои особенности и функции, которые отличают их от иных государственных органов и учреждений. В этой связи, важна для учреждений УИС законность, соблюдение дисциплины. Следует отметить, что служебная деятельность сотрудников УИС имеет свою сущность и специфические особенности, которые требуют определенных знаний и навыков, уровня образования, мышления, этики, развития правосознания и др.
Вопрос поддержания служебной дисциплины стоит достаточно остро. Согласно данным ФСИН России, за 2022 год в УИС зарегистрировано 58 630 нарушений служебной дисциплины (в сравнении, в 2021 году – 46 556 нарушений). Самое большое количество правонарушений совершается в области исполнительской дисциплины (49 524 нарушения в 2022 году), что по всей УИС составляет 88,4 от всех дисциплинарных правонарушений.
Официальная статистика свидетельствует о ежегодном росте преступлений и правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Значительным остается уровень поступления жалоб на нарушения законности сотрудниками УИС (2021 году – 2342 ед.; 2022 году – 2861 ед.). В 2021-2022 гг. около 68 % преступлений совершено сотрудниками УИС при исполнении своих служебных обязанностей [1].
Помимо всего прочего, необходимо отметить пробел в знаниях, толковании прав и обязанностей сотрудников УИС, пробел в правовом регулировании привлечения к ответственности сотрудников УИС за проступки, соблюдения баланса прав и обязанностей.
Необходимо отметить, что в 2022 году среди самых распространенных нарушений сотрудниками УИС служебной дисциплины были нарушения по дисциплинарным проступкам. В то же время фактически по дисциплинарным проступкам к ответственности за 2022 год были привлечены лишь 2/3 от числа правонарушений, что свидетельствует об имеющихся проблемах в организационно-правовом плане привлечения сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности [2].
К одному из ключевых направлений в органах и учреждениях УИС относится дисциплинарная практика применения положений законов и иных нормативных актов, касающихся соблюдения служебной дисциплины сотрудников, которая обладает особам значением. Так, если сотрудником совершен какой-либо дисциплинарный проступок, то это оказывает негативное воздействие на восприятие всего органа (учреждения) УИС, что прямо влияет на авторитет службы, в целом.
Текущая ситуация поспособствовала тому, что 12 сентября 2019 года Минюст РФ издал приказ № 202 «Об утверждении дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» [3]. Дисциплинарный устав УИС является ведомственным нормативно-правовым актом Министерства юстиции РФ. Данный нормативно-правовой акт определяет обязанности сотрудников УИС, их ответственность за нарушение, виды дисциплинарных взысканий.
Таким образом, можно констатировать, что в последние годы произошли значительные изменения в правовой базе, регламентирующей деятельность учреждений и организаций УИС. Тем временем, современные условия, в которых организуется и реализуется статус сотрудников УИС, призывает, к ранее не известным раскладам к его содержанию и законному регулированию, которые находят решения на теоретическом уровне и практически в процессе регламентации деятельности этой системы. И поэтому, необходима модернизация законодательства в области организационного механизма с целью реализации правового статуса сотрудников УИС, а также разработки организационных элементов данной юридической системы.