Статья:

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Конференция: CCXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Маркосян С.А. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(228). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(228).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Маркосян Саркис Аркадьевич
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации, дальневосточный институт управления, РФ, г. Хабаровск
Шевырев Дмитрий Николаевич
научный руководитель, старший преподаватель кафедры публичного и частного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации, дальневосточный институт управления, РФ, г. Хабаровск

 

CONCEPTS AND TYPES OF ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT MEASURES

 

Sarkis Markosyan

Student, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Far Eastern Institute of Management, Russia, Khabarovsk

Dmitry Shevyrev

Scientific Supervisor, Senior Lecturer of the Department of Public and Private Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Far Eastern Institute of Management, Russia, Khabarovsk

 

Аннотация. В статье рассмотрено понятие и виды мер административного принуждения. Цель. Представление полного обзора данного вопроса, их роли и влияния на общество. Метод. Для достижения указанной цели был использован аналитический метод, путем изучения и анализа научных источников, законодательства и практики применения мер административного принуждения. Результат: в результате исследования были определены понятия мер административного принуждения, а также виды, приведена классификация. Данное исследование позволяет более полно представить понятие и виды мер административного принуждения, их цель и значение, а также указывает на необходимость соблюдения принципов правового государства при их применении.

Abstract. The article discusses the concept and types of administrative coercion measures. Goal. Presentation of a complete overview of this issue, their role and impact on society. Method. To achieve this goal, an analytical method was used by studying and analyzing scientific sources, legislation and practice of applying administrative coercion measures. Result: As a result of the study, the concepts of administrative coercion measures were defined, as well as types, and a classification was given. This study allows us to more fully present the concept and types of administrative coercion measures, their purpose and meaning, and also indicates the need to comply with the principles of the rule of law in their application.

 

Ключевые слова: административное принуждение; меры административного наказания; административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административной ответственности (взыскания).

Keywords: administrative coercion; measures of administrative punishment; administrative preventive measures; measures of administrative restraint; measures of administrative responsibility (penalties).

 

Несмотря на то, что в науке административного, вопросам, касающихся мер административного принуждения, посвящено внушительное количество научных трудов, многие аспекты все же остаются не в полной мере исследованы и разработаны, а, следовательно, остаются дискуссионными.

Применение административного принуждения предусмотрено действующим законодательством, а именно основывается на нормах, содержащихся в Кодексе об административных правонарушениях [1]. Административное принуждение применяется исключительно на основании норм административного законодательства, лишь к тем лицам, которые нарушили нормы права, способствовали их нарушению, и только специально уполномоченными на то субъектами государственного управления. Целесообразность применения мер административного принуждения является вполне актуальным, так как влечет за собой определенные ограничения для человека и взаимосвязана с привлечением субъектов административного права к ответственности.

В первую очередь необходимо разобраться с понятийным аппаратом, следует соотнести понятия «административное принуждение» и «меры административного принуждения». Административное принуждение выражается в применении конкретных мер, которые являются его формой [2].

Соответственно, меры административного принуждения являются формой выражения административного принуждения. Проблема определения понятия и содержания мер административного принуждения является дискуссионной в научной литературе, поскольку содержит плюрализм мнений. В настоящее время, наука административного права ориентирована не только на плюрализм научных мнений относительно содержания мер административного принуждения, но и на их классификацию [3, с. 121].

Выделяют следующие основания, по которым классифицируют меры административного принуждения:

– в зависимости от характера санкций (меры юридической ответственности, меры защиты и превентивные предупредительные меры);

– в зависимости от цели воздействия (административно-предупредительные, административно-пресекательные меры и меры административной ответственности);

– в зависимости от оснований применения (меры административного пресечения, восстановления и ответственности);

– в зависимости от назначения (меры, применяемые в силу государственных нужд (реквизиция), контрольно-предупредительные меры (регистрация, осмотр объектов, запрещение деятельности и т. д.), меры пресечения административных правонарушений, меры процессуального обеспечения).

Итак, классификация административного принуждения помогает:

– во-первых, глубже уяснить существо административного принуждения как единого собирательного понятия, отграничить его от других видов государственно-правового принуждения;

– во-вторых, определить типы и виды конкретных мер путем их дифференцирования;

– в-третьих, правоприменительным органам правильно классифицировать конкретные отклонения от норм правопорядка;

– в-четвертых, открыть выходы на большую теорию, вести теоретические исследования по самым различным научным проблемам административного права.

Установление любой меры административного принуждения в обязательном порядке обусловливает необходимость формирования адекватного механизма правоприменения. В юридической литературе данное суждение чаще всего постулировалось применительно к мерам административной ответственности.

Однако результаты изучения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяют прийти к выводу о том, что в законотворческой практике подобная аксиома соблюдается далеко не всегда. Причиной этого является отсутствие комплексного подхода к формированию механизма правоприменения по отношению к мерам административного принуждения. Представляется, что при формировании указанного механизма следует руководствоваться определенными целеполагающими требованиями, из которых выделим следующие:

1) грамотное определение субъекта правоприменения;

2) установление четкого порядка осуществления соответствующей юридической деятельности;

3) необходимое организационное обеспечение данной деятельности.

Административное принуждение, как отраслевое, полностью относится к административному праву и соответственно закрепляется кодексом об административных правонарушениях и другим федеральными законами. Несмотря на это, нормы российского законодательства не дают понятия, что представляет собой административное принуждение, что в теории и практике породило множество спорных вопросов относительного рассматриваемого нами правового института [4, с. 46].

С помощью мер административного принуждения есть возможность установить личность правонарушителя, предупредить несоблюдение закона и составить соответствующий акт. Это предусматривает адекватное и заблаговременное рассмотрение дела о правонарушении в суде; исполнение постановления по делу. Исходя из самой сути административного принуждения, можно проследить, что оно символизирует вмешательство в сферу личностных прав и свобод. Это является более значимым приемом управления государством для жителей страны [5, с. 287].

Различные виды мер административного принуждения применяются в зависимости от характера и серьезности нарушений. С их помощью государство стремится поддерживать порядок, соблюдение закона и защиту прав граждан. Однако необходимо учесть, что использование мер административного принуждения должно быть обоснованным, пропорциональным и осуществляться в соответствии с законом.

Рассмотрев все представленные данные, можно прийти к следующим заключениям. Меры административного принуждения являются одним из важных инструментов государственного контроля за соблюдением законодательства и поддержанием общественной безопасности. Они представляют собой различные юридические способы, которые государство может использовать для принудительного выполнения требований правовых актов. Классификация мер административного принуждения способствует процессу дальнейшего совершенствования и систематизации законодательства в данной сфере. Из проведенного исследования видно, что меры административного принуждения представляют собой инструменты, применяемые государством для обеспечения соблюдения законов и правопорядка в обществе. Они имеют важное значение в поддержании публичного порядка и безопасности, а также охраны прав и свобод граждан. Однако, необходимо учитывать, что применение данных мер должно осуществляться в соответствии с принципами правового государства, с соблюдением справедливости и прав человека.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
2. Коркин А. В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: специальность 12.00.14: диссертация … кандидата юридических наук / Коркин Андрей Владимирович. – Челябинск, 2004.
3. Плешков, Н.А. Понятие и виды мер административного принуждения / Н.А. Плешков // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 120-122.
4. Вагайцев, В.М. Административное принуждение как государственно-правовой институт / В.М. Вагайцев // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 90-2. – С. 45-48.
5. Махортова, А.Р. Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации / А.Р. Махортова // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 10(67). – С. 285-289.