Статья:

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ОБВИНЯЕМЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИКИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Конференция: CCXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Лошакова А.Ю., Ужахова Л.А. ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ОБВИНЯЕМЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИКИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(229). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(229).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ОБВИНЯЕМЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИКИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Лошакова Анжелика Юрьевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия РФ, г. Саратов
Ужахова Лейла Абубакаровна
студент, Саратовская государственная юридическая академия РФ, г. Саратов
Елистратова Валентина Владимировна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного процесса, Саратовская государственная юридическая академия РФ, г. Саратов

 

PROBLEMS OF PARTICIPATION OF ACCUSED WITH MENTAL DISORDERS IN RUSSIAN CRIMINAL PROCEEDINGS

 

Angelika Loshakova

Student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

Leila Uzhakhova

Student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

Valentina Yelistratova

Scientific supervisor, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure, Saratov State Law Academy,  Russia, Saratov

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос участия обвиняемых с психическими расстройствами в уголовном процессе. Данная проблема является актуальной и широко обсуждаемой в юридическом сообществе. В статье представлен обзор различных правовых аспектов, связанных с участием психически больных обвиняемых в уголовном процессе, права обвиняемых с психическими расстройствами, включая право на процессуальное равенство и право на защиту. Кроме того, статья также рассматривает проблемы, связанные с осуществлением психиатрической экспертизы, чтобы определить психическое состояние обвиняемого. Авторы обсуждают необходимость проведения надлежащего и независимого обследования обвиняемого психиатрами и предлагает способы улучшить этот процесс. В заключении статьи подводятся итоги обсуждения и делается вывод о необходимости учета психического состояния обвиняемого в ходе уголовного процесса и гарантирования его прав.

Abstract. The article deals with the issue of participation of defendants with mental disorders in criminal proceedings. This problem is relevant and widely discussed in the legal community. The article provides an overview of various legal aspects related to the participation of mentally ill defendants in criminal proceedings, the rights of defendants with mental disorders, including the right to procedural equality and the right to defense. In addition, the article also examines the problems associated with the implementation of a psychiatric examination to determine the mental state of the accused. The authors discuss the need for a proper and independent examination of the accused by psychiatrists and suggest ways to improve this process. In conclusion, the article summarizes the discussion and concludes that it is necessary to take into account the mental state of the accused during the criminal process and guarantee his rights.

 

Ключевые слова: обвиняемый, подозреваемый, обвинение, психическое расстройство, психологическая экспертиза, уголовное судопроизводство.

Keywords: accused, suspect, accusation, mental disorder, psychological examination, criminal proceedings.

 

Вопрос о задачах уголовного преследования и позиции обвиняемого в уголовном судопроизводстве является актуальной проблемой как в теории уголовно-процессуального права, так и на практике в деятельности органов прокуратуры, следствия, дознания и суда. Согласно части 1 статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее-УПК РФ) обвиняемым признаётся лицо, в отношении которого:

  1. вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
  2. вынесен обвинительный акт;
  3. составлено обвинительное постановление.[1]

В уголовном судопроизводстве обвиняемый имеет особый статус. В силу части 1 статьи 14 УПК РФ обвиняемый будет считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не докажут в предусмотренном законом порядке и установят вступившим в законную силу приговором суда.[2] Но имеющиеся основания полагать, что именно он совершил преступление, предопределяют применение к нему мер процессуального принуждения и в силу требований статьи 21 УПК РФ органы расследования обязаны осуществлять уголовное преследование.

Участие обвиняемого в уголовном процессе связано с использованием им своих процессуальных прав. Для правильного использования упомянутых прав, а также участия в собирании и проверке доказательств, обвиняемому необходимо достаточное развитие физических и психических свойств и способностей. При единстве этих факторов можно говорить о наличии у данного лица уголовно-процессуальной дееспособности.

На протяжении всего уголовного судопроизводства обвиняемый в соответствии с выполняемой им функцией неизменно выступает в качестве субъекта права на защиту. Он старается проверить законность и убедительность обвинения с помощью анализа и учёта всех доказательств, которые могут смягчить ответственность или оправдать его. Но, к сожалению, не всегда обвиняемый может осуществлять данную деятельность. Причиной может стать наличие у данного лица психических расстройств. Проблема участия в уголовном процессе вышеупомянутых лиц является достаточно сложной. С.Н. Медведева в своей работе «Особенности тактики допроса лиц с психическими недостатками» считает, что психические недостатки – это расстройства психической деятельности, не достигшие болезненного, психотического уровня, но которые ввиду определённых личностных изменений могут приводить к отклоняющимся формам поведения. [3] Безусловно, у обвиняемых всё, же превалируют нормальные психические явления и процессы, они в большинстве случаев дееспособны и вменяемы. Но, такие аномалии ослабляют сознательно-волевую сферу личности, то есть влекут за собой личностные изменения, затрудняющие реализацию обвиняемыми своих процессуальных прав, прежде всего права на защиту, не позволяя защищаться качественно и полноценно самостоятельно. К тому же выявление указанных лиц, на практике вызывает трудности. Встречаются обвиняемые, имеющие психические расстройства непсихотического характера, многие из которых раньше не прибегали к помощи психиатра. [4] Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 (ред. от 30.12.2021) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» предусматривается добровольность в получении психиатрической помощи, что ограничивает возможность контроля со стороны психиатров за психическим состоянием пациентов. [2]

В уголовно-процессуальном кодексе показания лиц, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости являются допустимыми, но часто на практике особенности психики таких обвиняемых вызывают сложности в получении качественных и достоверных показаний. Это происходит потому, что у этих лиц снижается способность давать правдивые показания, они привержены искажать воспринимаемые обстоятельства, имеющие отношение для дальнейшего судопроизводства.

Так, например обвиняемые, страдающие психопатией истерической формы, дают показания, в которых преобладают чувства на воспринимаемые события. Они предрасположены часто менять показания, в зависимости от того какое у них настроение, излагать рассуждения не имеющие отношения по делу и вымышленные факты. Также психопаты могут негативно относиться к выдвигаемому им обвинению, ссылаясь на его ложность, фальсификацию доказательств и другие факторы.

Обвиняемые, страдающие органическими поражениями мозга, обладают схожей реакцией на ситуацию дачи показаний. Данные заболевания характеризуются снижением памяти, возбудимостью, проявлением признаков истерии, что в результате приводит к поведению, дискредитирующему лиц участвующих в уголовном процессе, путём ложных обвинений, необоснованных жалоб, клевете и т.д.

Лица, страдающие олигофренией чаще всего, дают правдивые показания. Но из-за снижения интеллектуальных способностей их показания по содержанию скудны и примитивны. При даче показаний они медлительны, при изложении фактов отсутствует последовательность и полнота, так как они не способны целиком охватить событие, являющееся предметом опроса. Данные лица, не способны полностью вникнуть в содержание предъявляемого им обвинения. Наличие умственной отсталости сопровождаются неспособностью к абстрактному мышлению. Это затрудняет для обвиняемого оценку собранных доказательств в целом, самостоятельной квалификации своих действий с точки зрения уголовного закона. Кроме того, обвиняемые, страдающие олигофренией или иными психическими расстройствами, обусловливающие их повышенную внушаемость, довольно часто соглашаются со всеми пунктами обвинения, даже если они не совершали всех вменяемых им эпизодов. [5]

Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что обвиняемый, обладающий неполной процессуальной дееспособностью из-за расстройства психики не всегда может правильно оценивать своё положение, принимать важные процессуальные решения, давать указания защитнику. Несмотря на это, ему, как и любому другому участнику уголовного судопроизводства, должны быть гарантированы равные возможности в реализации своих процессуальных прав.

В пункте 3 части 1 статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса говорится, что: «участие защитника обязательно, если подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять своё право на защиту». [1] Но защитник не единственный, кто участвует в процессе в данных обстоятельствах. В случае обнаружения у лица в ходе досудебного производства наличия психических недостатков, необходимо использовать помощь специалистов в области судебной психиатрии, судебной психологии, судебной медицины. Специалист способен оценить, понятно ли обвиняемому выдвигаемое подозрение или предъявленное обвинение, а также самостоятельно ли или под давлением даются им показания, сможет ли он воспользоваться в судебном заседании всеми правами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом. В такой ситуации необходимо проводить комплексную медико-психологическую экспертизу, которая назначается судом на предварительном слушании.

Для успешного расследования дел с участием обвиняемых, страдающих расстройством психики, необходима высокая юридическая квалификация, а также наличие таких знаний, которые позволят распознать наличие психических недостатков, препятствующих обвиняемому полноценно участвовать в уголовном судопроизводстве. Органы следствия и дознания должны уметь найти правильный подход к таким лицам, что может влиять на получение объективных и достоверных доказательств. Можем сделать вывод о том, что данная процессуальная деятельность имеет выраженный психологический аспект.

 

Список литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – Москва: Проспект, 2023.
  2. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 (в ред. от 30.12.2021). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205/ (дата обращения: 24.10.2023).
  3. Медведева С.Н. Особенности тактики допроса лиц с психическими недостатками // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Материалы Международной научно-практической конференции. 2013. Ростов-на-Дону: ДЮИ. – С. 193-195.
  4. Мурышкина Т.А. Некоторые вопросы участия обвиняемых с психическими недостатками в уголовно-процессуальной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2007. – № 300-1. – С. 159-161.
  5. Айвазова О.В., Гнетнев И.Г. Особенности формирования показаний подозреваемых, обвиняемых, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. №2-2. – С. 63-69.

 


[1] См.: Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – Москва: Проспект, 2023. С. 56.

[2] См.: там же С. 19.