РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: CCXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие межкультурной компетентности младших школьников приобретает особую актуальность в современных условиях интенсификации межкультурных контактов и общения в эпоху глобализации. Формирование способностей к пониманию представителей иных культур, толерантному отношению, эффективному взаимодействию с ними должно начинаться уже на начальной ступени школьного образования.
В российской педагогической науке межкультурная компетентность рассматривается как составная часть коммуникативной компетентности личности, под которой понимается умение осуществлять обмен мыслями с другими людьми в различных ситуациях, правильно использовать вербальные и невербальные средства в контексте конкретной культуры. Межкультурная или мультикультурная компетентность может быть определена как интегративное личностное качество, выраженное в совокупности знаний, установок, навыков, необходимых для эффективного межкультурного взаимодействия и понимания. Развитие межкультурной компетентности младших школьников приобретает особую актуальность в условиях современного глобализирующегося общества, характеризующегося возрастающей мобильностью населения и интенсификацией межкультурных контактов. Формирование способности к пониманию и позитивному взаимодействию с представителями различных культур становится важнейшей задачей образования, решение которой целесообразно начинать уже на начальной ступени школьного обучения.
Применительно к младшему школьнику структуру этой компетентности можно представить следующим образом:
Таблица 2.
Компоненты межкультурной компетентности младшего школьника
Когнитивный компонент |
Эмоционально-ценностный компонент |
Поведенческий компонент |
- Осознание себя как представителя определенной культуры |
- Позитивное отношение к своей и другим культурам |
- Способность к конструктивному межкультурному диалогу |
- Знание культурных особенностей различных этносов |
- Эмпатия и толерантность к культурным различиям |
- Умение сотрудничать с представителями других культур |
- Понимание причин культурных различий между народами |
- Ценностные ориентации: гуманизм, уважение, равенство |
- Готовность разрешать межкультурные конфликты мирным путем |
Из таблицы видно, что для формирования межкультурной компетентности нужно комплексно воздействовать на все сферы личности ребенка: интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую. Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента [6, с. 59].
Младшие школьники отличаются особой восприимчивостью к новым знаниям о других культурах благодаря любознательности, открытости, гибкости мышления. При этом важно опираться на их речевой, социальный и культурный опыт, полученный в процессе воспитания и обучения на родном языке.
Для развития межкультурной компетентности могут использоваться разнообразные средства: специально подобранные тексты, знакомящие с иной культурой (сказки, детская художественная литература); творческие работы самих учеников, отражающие впечатления от знакомства с незнакомой культурой (презентации, видеоролики, рисунки, поделки); обсуждения культурной специфики различных стран в сравнительном аспекте.
Большой развивающий потенциал имеет также организация разнообразных внеурочных мероприятий межкультурной направленности: театрализованные праздники в национальных костюмах, викторины и конкурсы на знание традиций народов мира, «круглые столы» по проблемам межкультурной коммуникации и др. Привлечение родителей, социальных партнеров (национально-культурных автономий, диаспор и т.д.) также будет способствовать более успешной реализации задач развития. В когнитивной сфере ребенок должен осознавать, к какой культуре и этнической группе он принадлежит. Также важны элементарные знания о традициях, нормах, ценностях, обычаях разных народов. Необходимо понимание того, чем культуры отличаются друг от друга и почему существуют эти различия.
В эмоционально-ценностной сфере нужно воспитывать позитивное, уважительное отношение учащихся к родной и другим культурам [4]. Также необходимы развитие эмпатии к людям из других культур и формирование базовых гуманистических ценностей.
В поведенческой сфере младший школьник должен обладать начальными навыками межкультурного диалога, способностью конструктивно взаимодействовать с детьми из других культур и предотвращать возможные конфликты [3, с. 121].
Существуют различные педагогические методы и приемы, с помощью которых у младших школьников можно эффективно формировать компоненты межкультурной компетентности. Вот некоторые из них, сгруппированные по соответствующим направлениям работы:
Таблица 3.
Методы развития межкультурной компетентности младших школьников
Когнитивные методы |
Аффективные методы |
Поведенческие методы |
- Знакомство с культурами разных народов на интегрированных уроках (окружающий мир, литературное чтение и др.) |
- Просмотр и обсуждение видеофильмов о традициях разных народов |
- Проведение тематических праздников и фестивалей |
- Проектная деятельность (исследование особенностей традиционной культуры конкретного этноса) |
- Чтение и анализ рассказов, сказок, мифов других народов |
- Организация сюжетно-ролевых игр межкультурной тематики |
- Сравнительный анализ культур, обычаев, традиций |
- Дискуссии на тему культурных стереотипов и предрассудков |
- Проведение круглых столов для обсуждения проблем межкультурного взаимодействия |
В когнитивной сфере полезно использовать материал учебных предметов для знакомства с различными культурами, а также организовывать проектные и исследовательские работы по данной тематике [5].
Для развития позитивных установок и эмпатии подходят методы художественно-эмоционального воспитания: просмотр фильмов, чтение литературы, обсуждения [1, с. 63].
В поведенческой сфере эффективна организация мероприятий межкультурной направленности, а также обучающих ситуаций межкультурного диалога и взаимодействия.
Комплексный и систематический подход к использованию перечисленных методов позволит обеспечить поступательное развитие межкультурной компетентности младших школьников [2].
Чтобы отслеживать прогресс в развитии рассматриваемой компетентности, необходима объективная система критериев и показателей для ее оценки. Можно выделить следующие параметры:
Таблица 4.
Критерии оценки уровня межкультурной компетентности младшего школьника
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1. Неосознание культурной идентичности |
1. Фрагментарное осознание культурной принадлежности |
1. Осознанное восприятие себя как носителя определенной культуры |
2. Негативные стереотипы в отношении некоторых культур |
2. Нейтральное или амбивалентное отношение к проявлениям иной культуры |
2. Интерес и уважение к культурным особенностям различных народов |
3. Неумение конструктивно взаимодействовать с носителями других культур |
3. Эпизодическое участие в межкультурных мероприятиях школы |
3. Активное и позитивное участие в межкультурном диалоге и проектах |
Данные критерии могут быть положены в основу диагностических методик, анкет, тестов, направленных на оценку изменения параметров межкультурной компетентности в процессе реализации развивающих программ данной направленности. Комплексная оценка по всем трем сферам (знания, отношения, поведение) позволит определить проблемные зоны и скорректировать педагогические подходы.
В педагогической науке межкультурная или мультикультурная компетентность определяется как интегративное личностное качество, выражающееся в совокупности необходимых знаний, установок, навыков для эффективной межкультурной коммуникации и понимания. По отношению к младшему школьнику в структуре данной компетентности выделяются когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент включает осознание учеником себя как представителя конкретной культуры, наличие базовых знаний об особенностях культур различных народов, понимание причин существующих межкультурных различий.
Эмоционально-ценностный компонент предполагает позитивное отношение школьника к собственной и иным культурам, эмпатию и толерантность к культурным различиям между людьми, приверженность таким базовым ценностям как гуманизм, уважение, равенство. Поведенческий компонент включает конкретные навыки конструктивного межкультурного диалога, сотрудничества с носителями других культур, способности предотвращать и разрешать возможные межкультурные конфликты.
Формирование межкультурной компетентности с учетом всех ее структурных компонентов требует реализации комплексной программы целенаправленного педагогического воздействия с использованием различных групп методов.
В когнитивной сфере наиболее продуктивны такие методы, как включение сведений о разнообразии культур народов мира в содержание интегрированных уроков окружающего мира, литературного чтения и других предметов. Также эффективна проектно-исследовательская деятельность обучающихся по изучению традиционной культуры конкретных этносов, проведение сравнительного анализа культурных, религиозных, бытовых особенностей разных народов.
В аффективной (эмоционально-ценностной) сфере результативными являются такие методы, как коллективный просмотр и обсуждение видеофильмов, демонстрирующих традиции и быт представителей незнакомых детям этносов, аналитическое чтение культурно маркированных текстов (народных сказок, мифов, фольклора разных стран), дискуссии на тему распространенных стереотипов в отношении некоторых национальных групп. Использование подобных художественно-эмоциональных методов способствует выработке позитивных установок детей по отношению к незнакомым им культурным сообществам, развитию толерантности и эмпатии.