Статья:

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: CCXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Хабибулина А.Ф. РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(241). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(241).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Хабибулина Альбина Фанисовна
студент, Казанский Федеральный (Приволжский) Университет, РФ, г. Казань

 

Развитие межкультурной компетентности младших школьников приобретает особую актуальность в современных условиях интенсификации межкультурных контактов и общения в эпоху глобализации. Формирование способностей к пониманию представителей иных культур, толерантному отношению, эффективному взаимодействию с ними должно начинаться уже на начальной ступени школьного образования.

В российской педагогической науке межкультурная компетентность рассматривается как составная часть коммуникативной компетентности личности, под которой понимается умение осуществлять обмен мыслями с другими людьми в различных ситуациях, правильно использовать вербальные и невербальные средства в контексте конкретной культуры. Межкультурная или мультикультурная компетентность может быть определена как интегративное личностное качество, выраженное в совокупности знаний, установок, навыков, необходимых для эффективного межкультурного взаимодействия и понимания. Развитие межкультурной компетентности младших школьников приобретает особую актуальность в условиях современного глобализирующегося общества, характеризующегося возрастающей мобильностью населения и интенсификацией межкультурных контактов. Формирование способности к пониманию и позитивному взаимодействию с представителями различных культур становится важнейшей задачей образования, решение которой целесообразно начинать уже на начальной ступени школьного обучения.

Применительно к младшему школьнику структуру этой компетентности можно представить следующим образом:

Таблица 2.

Компоненты межкультурной компетентности младшего школьника

Когнитивный компонент

Эмоционально-ценностный компонент

Поведенческий компонент

- Осознание себя как представителя определенной культуры

- Позитивное отношение к своей и другим культурам

- Способность к конструктивному межкультурному диалогу

- Знание культурных особенностей различных этносов

- Эмпатия и толерантность к культурным различиям

- Умение сотрудничать с представителями других культур

- Понимание причин культурных различий между народами

- Ценностные ориентации: гуманизм, уважение, равенство

- Готовность разрешать межкультурные конфликты мирным путем

 

Из таблицы видно, что для формирования межкультурной компетентности нужно комплексно воздействовать на все сферы личности ребенка: интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую. Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента [6, с. 59].

Младшие школьники отличаются особой восприимчивостью к новым знаниям о других культурах благодаря любознательности, открытости, гибкости мышления. При этом важно опираться на их речевой, социальный и культурный опыт, полученный в процессе воспитания и обучения на родном языке.

Для развития межкультурной компетентности могут использоваться разнообразные средства: специально подобранные тексты, знакомящие с иной культурой (сказки, детская художественная литература); творческие работы самих учеников, отражающие впечатления от знакомства с незнакомой культурой (презентации, видеоролики, рисунки, поделки); обсуждения культурной специфики различных стран в сравнительном аспекте.

Большой развивающий потенциал имеет также организация разнообразных внеурочных мероприятий межкультурной направленности: театрализованные праздники в национальных костюмах, викторины и конкурсы на знание традиций народов мира, «круглые столы» по проблемам межкультурной коммуникации и др. Привлечение родителей, социальных партнеров (национально-культурных автономий, диаспор и т.д.) также будет способствовать более успешной реализации задач развития. В когнитивной сфере ребенок должен осознавать, к какой культуре и этнической группе он принадлежит. Также важны элементарные знания о традициях, нормах, ценностях, обычаях разных народов. Необходимо понимание того, чем культуры отличаются друг от друга и почему существуют эти различия.

В эмоционально-ценностной сфере нужно воспитывать позитивное, уважительное отношение учащихся к родной и другим культурам [4]. Также необходимы развитие эмпатии к людям из других культур и формирование базовых гуманистических ценностей.

В поведенческой сфере младший школьник должен обладать начальными навыками межкультурного диалога, способностью конструктивно взаимодействовать с детьми из других культур и предотвращать возможные конфликты [3, с. 121].

Существуют различные педагогические методы и приемы, с помощью которых у младших школьников можно эффективно формировать компоненты межкультурной компетентности. Вот некоторые из них, сгруппированные по соответствующим направлениям работы:

Таблица 3.

Методы развития межкультурной компетентности младших школьников

Когнитивные методы

Аффективные методы

Поведенческие методы

- Знакомство с культурами разных народов на интегрированных уроках (окружающий мир, литературное чтение и др.)

- Просмотр и обсуждение видеофильмов о традициях разных народов

- Проведение тематических праздников и фестивалей

- Проектная деятельность (исследование особенностей традиционной культуры конкретного этноса)

- Чтение и анализ рассказов, сказок, мифов других народов

- Организация сюжетно-ролевых игр межкультурной тематики

- Сравнительный анализ культур, обычаев, традиций

- Дискуссии на тему культурных стереотипов и предрассудков

- Проведение круглых столов для обсуждения проблем межкультурного взаимодействия

 

В когнитивной сфере полезно использовать материал учебных предметов для знакомства с различными культурами, а также организовывать проектные и исследовательские работы по данной тематике [5].

Для развития позитивных установок и эмпатии подходят методы художественно-эмоционального воспитания: просмотр фильмов, чтение литературы, обсуждения [1, с.  63].

В поведенческой сфере эффективна организация мероприятий межкультурной направленности, а также обучающих ситуаций межкультурного диалога и взаимодействия.

Комплексный и систематический подход к использованию перечисленных методов позволит обеспечить поступательное развитие межкультурной компетентности младших школьников [2].

Чтобы отслеживать прогресс в развитии рассматриваемой компетентности, необходима объективная система критериев и показателей для ее оценки. Можно выделить следующие параметры:

Таблица 4.

Критерии оценки уровня межкультурной компетентности младшего школьника

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Неосознание культурной идентичности

1. Фрагментарное осознание культурной принадлежности

1. Осознанное восприятие себя как носителя определенной культуры

2. Негативные стереотипы в отношении некоторых культур

2. Нейтральное или амбивалентное отношение к проявлениям иной культуры

2. Интерес и уважение к культурным особенностям различных народов

3. Неумение конструктивно взаимодействовать с носителями других культур

3. Эпизодическое участие в межкультурных мероприятиях школы

3. Активное и позитивное участие в межкультурном диалоге и проектах

 

Данные критерии могут быть положены в основу диагностических методик, анкет, тестов, направленных на оценку изменения параметров межкультурной компетентности в процессе реализации развивающих программ данной направленности. Комплексная оценка по всем трем сферам (знания, отношения, поведение) позволит определить проблемные зоны и скорректировать педагогические подходы.

В педагогической науке межкультурная или мультикультурная компетентность определяется как интегративное личностное качество, выражающееся в совокупности необходимых знаний, установок, навыков для эффективной межкультурной коммуникации и понимания. По отношению к младшему школьнику в структуре данной компетентности выделяются когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент включает осознание учеником себя как представителя конкретной культуры, наличие базовых знаний об особенностях культур различных народов, понимание причин существующих межкультурных различий.

Эмоционально-ценностный компонент предполагает позитивное отношение школьника к собственной и иным культурам, эмпатию и толерантность к культурным различиям между людьми, приверженность таким базовым ценностям как гуманизм, уважение, равенство. Поведенческий компонент включает конкретные навыки конструктивного межкультурного диалога, сотрудничества с носителями других культур, способности предотвращать и разрешать возможные межкультурные конфликты.

Формирование межкультурной компетентности с учетом всех ее структурных компонентов требует реализации комплексной программы целенаправленного педагогического воздействия с использованием различных групп методов.

В когнитивной сфере наиболее продуктивны такие методы, как включение сведений о разнообразии культур народов мира в содержание интегрированных уроков окружающего мира, литературного чтения и других предметов. Также эффективна проектно-исследовательская деятельность обучающихся по изучению традиционной культуры конкретных этносов, проведение сравнительного анализа культурных, религиозных, бытовых особенностей разных народов.

В аффективной (эмоционально-ценностной) сфере результативными являются такие методы, как коллективный просмотр и обсуждение видеофильмов, демонстрирующих традиции и быт представителей незнакомых детям этносов, аналитическое чтение культурно маркированных текстов (народных сказок, мифов, фольклора разных стран), дискуссии на тему распространенных стереотипов в отношении некоторых национальных групп. Использование подобных художественно-эмоциональных методов способствует выработке позитивных установок детей по отношению к незнакомым им культурным сообществам, развитию толерантности и эмпатии.

 

Список литературы:
1. Алимирзаева, Э. А. Проблема тревожности у младших школьников и пути коррекции / Э. А. Алимирзаева // Вестник Социально педагогического института. – 2020. – № 2(34). – С. 61-66. 
2. Блинова Ю.Л. Мультимодальные арт-технологии как средство актуализации познавательной активностимладших школьников // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6https://mir-nauki.com/PDF/103PSMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ  
3. Блинова Ю.Л. Специфика реализации мультимодальной терапии творчеством (на примере проекта «альпинисткий лагерь» для клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации) // Терапия искусствами: Интермодальный подход(Expressive Arts Therapy): Сборник статей VI Международного Фестиваля Интермодальной Терапии искусствами «Мир-О-Творчество», 2-4 июня 2017 /Под. ред. Е. В. Буренковой, В. В. Сидоровой. – Пенза: ИП Соколов А. Ю., 2017. –С. 114-129.  
4. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе / В.Ю. Каминский // Научно-практический журнал «Завуч». ‒ 2005. ‒ №3. 
5. Мурзина Н.П., Корженевская А.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. №1-3 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-formirovaniya-mezhkulturnoy-kommunikatsii-u-mladshih-shkolnikov-v-selskoy-shkole (дата обращения: 22.11.2023).  
6. Полякова, И. В. Психологические особенности коррекции тревожности и агрессивности младших школьников / И. В. Полякова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – Т. 21. – № 2. – С. 58-65