Статья:

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ 19-НАЧАЛА 20 ВЕКОВ

Конференция: CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Томов Р.О. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ 19-НАЧАЛА 20 ВЕКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(248). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(248).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ 19-НАЧАЛА 20 ВЕКОВ

Томов Руслан Олегович
студент, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск
Линец Сергей Иванович
научный руководитель, д-р ист. наук, профессор, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск

 

Появление железнодорожного транспорта ознаменовало поворотный момент в истории России, изменив экономический ландшафт и социальную структуру страны. Конец 19-го и начало 20-го веков были свидетелями бурного развития железных дорог, сыгравших решающую роль в индустриализации, урбанизации и интеграции обширных территорий Российской империи.

Строительство железных дорог в России было тесно связано с процессом индустриализации. По мере появления и расширения промышленных центров спрос на эффективные транспортные сети рос в геометрической прогрессии [1, с. 103]. Железные дороги стали жизненно важным элементом растущего промышленного сектора, облегчая перемещение сырья, товаров и людей на огромные расстояния. Стратегическое расположение железнодорожных линий соединило богатые природными ресурсами регионы с промышленными центрами, стимулируя экономический рост и способствуя технологическому прогрессу.

Развитие железнодорожного транспорта в России во многом определялось вмешательством государства и стратегическим планированием. Признавая важность железных дорог для национального единства и экономического процветания, российское правительство инициировало амбициозные железнодорожные проекты, направленные на соединение отдаленных регионов и развитие внутренней торговли [3, с. 456]. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, протяженностью в тысячи километров, соединяющей Европейскую часть России с Дальним Востоком, является грандиозным достижением нашей эпохи.

Расширение железнодорожных сетей имело серьезные социальные последствия, способствуя урбанизации и демографическим сдвигам [4, с. 228].  По мере того, как железные дороги проникали в ранее недоступные регионы, вдоль их маршрутов возникали новые поселения, что привело к быстрому росту городов. Приток мигрантов, ищущих работу в отраслях, обслуживаемых железными дорогами, еще больше ускорил урбанизацию, изменив демографический ландшафт России [2, с. 148].

Появление железных дорог в России также имело значительные геополитические последствия, послужив инструментом имперской экспансии и консолидации. Строительство железнодорожных линий в приграничных регионах способствовало военной мобилизации и расширило возможности государства по распространению власти на свои обширные территории [5, с. 188]. Кроме того, железные дороги сыграли решающую роль в интеграции вновь приобретенных территорий, таких как Сибирь и Центральная Азия, в лоно империи, что еще больше укрепило статус России как евразийской державы. Стратегическая важность железных дорог для обеспечения и поддержания территориального контроля подчеркивала их двойную функцию как экономических артерий и инструментов государственного управления [7, с. 200].

Более того, появление железных дорог привело к глубоким культурным и социальным изменениям, способствуя большей взаимосвязанности и обмену между различными регионами и сообществами. Поскольку железные дороги облегчали передвижение людей и товаров, они также способствовали распространению идей, знаний и культурных практик по всей Российской империи. Возросшая мобильность, обеспечиваемая железными дорогами, позволила людям из разных слоев общества взаимодействовать и сотрудничать, что привело к появлению космополитичных городских центров и оживленных культурных центров [6, с. 10]. Железные дороги стали катализаторами социальных перемен, разрушая традиционные барьеры и укрепляя чувство национальной идентичности и единства среди разнообразного населения России.

Становление железнодорожного транспорта в России на рубеже XIX - начала XX веков стало переломным моментом в истории страны. Государственные инициативы, стратегическое планирование и инженерные инновации способствовали расширению железнодорожной сети на обширных территориях, что оставило неизгладимый след в ландшафте и определило траекторию развития российского общества [8, с. 99]. Когда Россия вступила в 20-й век, железные дороги стали символом прогресса и современности, открыв новую эру взаимосвязанности и преобразований.

 

Список литературы:
1. Бовыкин В. И. Россия накануне великих свершений. М., 1988. — 152 с.
2. Верховский В.М. Краткий исторический очерк возникновения и распространения железных дорог в России до 1897 г. включительно. СПб., 1898. — 256 с.
3. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911. М., 1991. — 719 с.
4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. — 352 с.
5. Зензинов Н.A. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986. 215 с. 
6. Кульжинский С. К вопросу о частных железных дорогах в России. СПб., 1909. — 14 с.
7. Ломоносов Ю.В. Научные проблемы эксплуатации железных дорог. Бер-лин, 1922. — 232 с.
8. Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. — 200 с.