Статья:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Конференция: CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Цибульский А.В. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(248). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(248).pdf (дата обращения: 05.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Цибульский Алексей Владимирович
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

Актуальность данной статьи состоит в том, что происходящие изменения в экономической, политической, общественной жизни нашей страны неизбежно приводят к необходимости совершенствования её правовой системы, в том числе правового регулирования оборота оружия.

Федеральный закон РФ «Об оружии» вступил в силу 1 июля 1997 года. Следует отметить, что некоторые из его статей содержит отсылки к актам органов исполнительной власти. В силу этого многие аспекты регулирования оборота оружия в значительной степени смещены на подзаконный, в том числе ведомственный уровень. В ходе совершенствования регулирования оборота гражданского оружия основные административные функции по осуществлению лицензионно-разрешительной работы, изначально выполнявшиеся Министерством внутренних дел РФ, перешли к Федеральной службе войск национальной гвардии. Это повлекло за собой определённые изменения в правоприменительной практике, как в части исполнения соответствующих государственных услуг, так и в части привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Помимо того, после резонансных случаев противоправного использования гражданского огнестрельного оружия законодатель реагировал соответствующим образом, внося изменения в отраслевые нормативно-правовые акты. Сторонники либерализации оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации исходят из предпосылок, что огнестрельное оружие может понадобиться для самообороны, свободная продажа огнестрельного оружия помогла бы гражданам противостоять преступности, а иметь огнестрельное оружие допустимо для нормальных, адекватных людей.

Тенденция неприятия приобретения гражданского огнестрельного оружия даже при существовании легальной возможности выражена довольно ярким образом. С 2003 по 2023 год число сторонников приобретения снизилось с 27 до 17%, а противников - выросло с 67 до 80%. Столь же очевидна и динамика ответов на вопрос о предполагаемом уровне преступности при разрешении свободной продажи огнестрельного оружия: за период времени с 2003 по 2023 годы объём убеждённых в росте преступности при таком развитии событий вырос с 80 до 85%. С 8% до 6% снизилось число полагающих, что либерализация оборота гражданского огнестрельного оружия не окажет влияния на уровень преступности, и с 8% до 4% снизился объём считающих, что это поспособствует снижению уровня преступности(при этом, состоявшееся в дальнейшем ужесточение административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия очевидным образом не повлекло сокращения вооружённой преступности - напротив, как следует из статистики МВД, в январе–октябре 2023 года, рост числа преступлений с использованием оружия в Москве составил 203,2%, в Санкт-Петербурге - 108,3%.

Таким образом, юридической основой оборота гражданского огнестрельного оружия на территории России является, несомненно, Конституция Российской Федерации. Вся модель административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия по сути своей функционирует в целях реализации конституционных прав граждан России. Так, например, часть 2 статьи 45 Конституции РФ закрепляет, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом» [1].

Система российского административного законодательства корреспондирует этим нормам возможностью спортивного использования гражданского огнестрельного оружия. Т. А. Яшина, в свою очередь, указывает, на норму статьи 9 Конституции РФ, которую уместно усматривать как базис для использования гражданского огнестрельного оружия на охоте.

Основное административно-правовое регулирование оборота гражданского огнестрельного оружия осуществляется Федеральным закон ом «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ, который «регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия» [2].

Во исполнение Федерального закона «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, которые «регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации» [2].

 

Список литературы: 
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 
2. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (с изменениями на 29 мая 2023 года)