КАРШЕРИНГ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Конференция: CCL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КАРШЕРИНГ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
CARSHARING AS A NEW PHENOMENON OF CIVIL LEGISLATION
Olesya Kazarinova
Student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Olesya Negereva
Student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Аннотация. Краткосрочная аренда автомобилей набирает все большую популярность по всему миру. В статье авторы рассматривают правовое положение услуг каршеринга, так как российское законодательство не освещает данную тему сполна. Вследствие этого у простого потребителя могут возникнуть трудности с заключением данного договора и защитой своих прав. Авторы рассматривают наиболее распространенные проблемы пользования услугами каршеринга и правовые аспекты к ним. Данная статья может быть полезна каждому, ведь автомобильный транспорт стал неотъемлемой частью наших жизней.
Abstract. Short-term car rental is gaining increasing popularity in the world. In the article, the authors consider the legal status of car sharing services, since Russian legislation does not fully cover this topic. As a result, an ordinary consumer may have difficulty concluding this agreement and complying with his rights. The authors consider the most common problems in the provision of car sharing services and legal aspects to them. This article can be useful to everyone, because road transport has become a part of our lives.
Ключевые слова: каршеринг, Гражданский кодекс, краткосрочная аренда, транспортные средства, автомобили.
Keywords: carsharing, Civil Code, short-term rental, vehicles, cars.
Потребительская сфера услуг со временем развивается и приобретает новые отрасли. Этому бесспорно содействует деятельность ученых и программистов, появляются новые технологии. Так, в 2010-х годах в России появилась и в дальнейшем начала набирать популярность услуга каршеринга - кратковременная аренда автомобилей. Одной из первых компаний на рынке услуг каршеринга был сервис «Delimobil». В наши дни данной услугой пользуются миллионы граждан. Согласно исследованию [8], проведенным «YandexDrive», с 2018 года по 2024 год в городе Москва было совершено более 72 миллионов поездок. Однако ввиду новизны услуги каршеринга на российском рынке, он по-прежнему вызывает немало вопросов у населения. Изучением проблем каршеринга занимаются ученые, юристы и экономисты, например, И.Д.Котляров [11].
Стоит рассмотреть преимущества данной услуги. Во-первых, специальное приложение сервисов позволяет с легкостью найти автомобили, находящиеся поблизости, что позволяет воспользоваться услугой в нужный момент, сэкономив время. Во-вторых, в отличии от собственного автомобиля, водителю не требуется заботиться о ремонте, техническом обслуживании, документах и иных составляющих.
Иногда на практике возникают споры по поводу пользования автомобилем, а в частности его парковки. Так, в Санкт-Петербургском городском суде рассматривалась жалоба [15] ООО «Каршеринг Руссия» на признание его виновным в административном правонарушении. Истец просил обратить внимание на то, что автомобиль был неверно припаркован клиентом, и утверждал, что в таком случае именно клиент несет ответственность за правонарушение. Однако суд не принял данные доводы, ввиду недостаточности доказательств и оставил жалобу «Каршеринг Руссия» без удовлетворения. Таким образом, достоинство услуг каршеринга в виде парковки в желаемое клиентом время и место, может привести к правонарушениям.
А.В.Мыреев [12] высказывался об удобстве данной услуги, так как она заменяет личный транспорт и позволяет легко передвигаться в любых городах, однако все не так просто. Договор каршеринга до сих пор нормативно не урегулирован на федеральном уровне, поэтому обычному потребителю тяжело защитить свои права и интересы при заключении такого договора. Пользователь услуги не знает к какой нормативной базе ему можно обратиться для решения своих вопросов, а с помощью обычного поиска находит статьи неофициальных источников.
Сервис «You Drive», как и большинство иных компаний, сообщает, что предлагает заключить договор аренды транспортного средства без экипажа. Напротив, кто-то из правоведов относит каршеринг к договору проката, к примеру, Ю.Н.Боярская [4]. Однако, обратившись к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, можно отметить, что договор каршеринга нельзя обозначить ни договором аренды транспортного средства без экипажа, ни договором проката. Так как до сих пор ведутся споры о принадлежности договора каршеринга, можно считать, что он относится к смешанным договорам.
Права и обязанности участников договора проката не совпадают с содержанием по договору каршеринга, к примеру, «арендатор вправе отказаться от договора проката в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней» [5]. Также не менее значимым является, что «при заключении договора проката арендодатель обязан в присутствии арендатора проверить исправность имущества и ознакомиться с правилами эксплуатации» [5]. При заключении договора каршеринга это нельзя осуществить, так как он заключается дистанционно, с помощью приложения.
Согласно статье пункту 3 статьи 626 Гражданского кодекса Российской Федерации, «договор проката является публичным», чего не скажешь о договоре каршеринга. Так, в Лефортовский районный суд города Москвы обратился гражданин с иском [7] о взыскании компенсации морального вреда. Гражданину было отказано компанией, предоставляющей услуги каршеринга, в заключении договора. Свои требования истец обосновывал тем, что данный договор является публичным и ему невозможно отказать при условии малого водительского стажа. Однако суд отказал в требованиях, указав на не публичность договора каршеринга.
Содержание договора аренды также отличается от договора каршеринга. К примеру, «по договору аренды транспортного средства без экипажа арендатор обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт» [5], чего не предусмотрено договором каршеринга. Кроме того, в отличие от договоров аренды автомобилей, в каршеринге всегда имеются существенные ограничения. Например, может быть ограничен район использования автомобиля или может дистанционно выключиться двигатель автомобиля, если на то есть причины.
Таким образом, природа договора каршеринга неоднозначна и требует дополнение законодательства для тщательного урегулирования данных отношений.
Стоит законодательно закрепить не только определение понятие каршеринга, но и внести ряд требований к лицам, заключающим такой договор, так как согласно данным Министерства внутренних дел [6], немало аварий происходит по вине водителей каршеринга.
Проблемой этому служит процесс идентификации личности, осуществляемый путем применения электронных средств, с помощью которых тяжело узнать полную и достоверную информацию о водителе, к примеру.
К примеру, можно ввести единый для всех компаний, предоставляющих услуги каршеринга, возраст, необходимый для заключения договора, так как у разных компаний стоят отличные друг от друга возрастные рамки. Также необходимо проверять историю штрафов для предотвращения предоставления автомобилей водителям, которые систематически нарушают правила дорожного движения, например, тем, кто ранее привлекался к ответственности за езду в нетрезвом состоянии.
Вахитовский районный суд города Казани рассматривал дело [13] о совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Подсудимый по данному делу уже привлекался к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения [10]. Преступление было совершено с использованием услуг каршеринга. Лицо было признано виновным приговором суда. Таким образом, лица ни раз нарушающие требование к запрету вождения в нетрезвом виде, могут вызывать большие опасения при предоставлении услуг каршеринга.
Прежде чем начинать поездку на автомобиле необходимо проверить его на наличие недочетов, а для того, чтобы избежать неблагоприятных ситуаций - сфотографировать все найденные недостатки, для доказательства того, что они имелись до начала поездки, так как далее ответственность за причинённый вред ложиться на водителя.
Исходя из вышесказанного, относительно новое явление как каршеринг требует законодательного регулирования, для того чтобы избежать нарушение прав потребителей, поэтому необходимо дополнить нормативно-правовую базу гражданского законодательства.