Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Конференция: CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Губин А.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(255). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(255).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Губин Андрей Андреевич
студент, Волгоградский государственный аграрный университет, РФ, г. Волгоград
Литвинова Татьяна Николаевна
научный руководитель, д-р экон. наук, проф., доц., Волгоградский государственный аграрный университет, РФ, г. Волгоград

 

Если говорить о человеческом капитале как об отрасли экономики, то он приобретается в ходе формирования трудовых ресурсов организаций отрасли. Сейчас все чаще понятия «человеческие ресурсы организации (отрасли)», «персонал», «кадры», «трудовые ресурсы», «рабочая сила» стали заменять понятием «человеческий капитал», но считать их синонимами и употреблять равнозначно, будет не правильным.

Исследования категории «трудовые ресурсы» ведутся уже давно. В современной литературе трудовые ресурсы трактуются как экономическая категория, характеризующая население, обладающее физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности [1 С. 18]. Появляется вопрос, где начинаются и где заканчиваются данные способности и как отделить трудовые ресурсы от остального населения. Решение данного вопроса предложил также Струмилин, указав, что естественные границы трудовых ресурсов определяются нижним и верхним пределами трудоспособности, устанавливаемыми законодательно, а экономические границы находятся в зависимости от уровня развития производительных сил, производственных отношений, условий и качества жизни. Таким образом, трудовые ресурсы − это широкое обобщающее понятие, которое определяет имеющиеся в обществе ресурсы труда и содержит в себе не только экономически активное население, но и неработающую, но трудоспособную часть общества.

Рассмотрим несколько подходов к определению трудовых ресурсов. О.С. Белокрылова и Е.В. Михалкина дают следующее определение: «Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, а также лиц нетрудоспособного возраста (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятых в экономике» [2, с. 24]. Видится, в данном определении есть неточность: невозможно сводить трудовые ресурсы исключительно к тому населению, которое занято в экономике. Из-за разных обстоятельств люди могут быть и безработными либо вообще не нуждаться в работе в данный момент, но это не исключает их принципиальную возможность работать в силу наличия у них способностей к труду, которые в любое время имеют все шансы быть реализованы.

Целесообразнее согласиться с определением В.Я. Горфинкеля, который указывает, что «трудовые ресурсы – главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, она обладает физическими и интеллектуальными возможностями для производства материальных благ и услуг. К трудовым ресурсам можно отнести граждан как занятых в экономике, так и не занятых, но способных трудиться» [3, с. 166].

В своих трудах авторы приходят к выводу, что на практике термины «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» могут употребляться в равной мере, однако их содержательная сторона имеет характерные отличия, о которых будет указанно далее.

Рабочая сила в экономической теории рассматривается как комплекс физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек, и которые применяются им для производства материальных и духовных благ [3 С. 152].

Обобщая вышесказанное, можно прийти к следующему выводу. Рабочая сила – способность к труду, совокупность физических и духовных возможностей, которыми обладает человек и которые начинают действовать в процессе труда. Поэтому под рабочей силой невозможно понимать самих работников, невозможно измерять её количеством занятых в организации, невозможно наделять ее половозрастными характеристиками, уровнем квалификации и т.д., так как данные свойства относятся не к лично рабочей силе, а к её носителю, то есть отдельному работнику или трудоспособному населению, с которым она неразрывно связана и без которого самостоятельно существовать не сможет. Хотя человеческий капитал тоже представляет собой совокупность различных способностей и возможностей (в этой части определение схоже с рабочей силой), но всё же, в отношении человеческого капитала не имеет значения, задействованы эти способности в трудовой деятельности или нет. Это накопленные физические, интеллектуальные и духовные ценности человека, которые он может использовать или не использовать на свое усмотрение. Если человек ставит перед собой задачу получать прибыль от своего индивидуального человеческого капитала, то он обязан сформировать собственную рабочую силу, то есть выбрать те составляющие человеческого капитала, которые готов будет продать работодателю либо использовать в предпринимательской деятельности. Со стороны организации или отрасли, при этом, нужно сделать условия для применения такого капитала и получения от него отдачи.

Таким образом, понятие «рабочая сила» наиболее узкое и представляет собой только часть человеческого капитала, применяемого в трудовой, либо предпринимательской деятельности.

 

Список литературы:
1. Хьюзлид Марк А. Оценка персонала: как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию: [перевод с англ.] / Марк А. Хьюзлид, Брайан Е. Беккер, Ричард У. Битти. – М.: Вильямс, 2007. – 419 с.
2. Белокрылова, О.С. Экономика труда: конспект лекций / О.С. Белокрылова, Е.В. Михалкина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 224 с.
3. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 670 с.