Статья:

ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Конференция: CCLXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научные форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Янбекова А.Р. ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(268). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(268).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Янбекова Альфия Рауфовна
ординатор, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа
Мустафина Гульгена Раисовна
научный руководитель, канд. мед. наук, доц., ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа

 

PRINCIPLES OF PHYSICIAN COMMUNICATION CULTURE

 

Alfiya Janbekova

Resident, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

Gulgena Mustafina

Scientific adviser, Cand. Med. Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

 

Аннотация. Традиция формального закрепления норм врачебной этики сформировалась во времена Античности и связана с именем Гиппократа. Его назвали отцом медицины далеко не случайно: Гиппократ известен тем, что был практикующим лекарем, сформировавшим представление о роли, значении и принципах западного искусства врачевания. Он много путешествовал и не просто собирал опыт собратьев по ремеслу, но и активно распространял открытия и умения. В связи с этим цель исследования изучить основы делового общения в сфере здравоохранения.

Abstract. The tradition of formalizing the norms of medical ethics dates back to Antiquity and is associated with the name of Hippocrates. Hippocrates is known as the father of medicine for a reason: he was a practicing physician who shaped the role, meaning and principles of the Western art of healing. He traveled extensively and did not just collect the experience of fellow practitioners, but actively disseminated discoveries and skills. Therefore, the purpose of the study is to explore the basics of business communication in healthcare.

 

Ключевые слова: культура врача, деловое общение, медицинский персонал, сфера здравоохранения.

Keywords: physician culture, business communication, medical staff, health care sector.

 

Введение. Коммуникативная культура врача – это система его личностных качеств, характеризующих уровень его умений, знаний и навыков эффективного взаимодействия с коллегами и студентами/ординаторами в процессе их обучения и воспитания. Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей [1]. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, т.к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям. Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное – это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента [2]. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.

Цель исследования. Изучение основ делового общения в сфере здравоохранения.

Материалы и методы исследования: библиографический, анализ, синтез информации.

Результаты исследования. Деловое общение – сложная многоканальная концепция взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, обмен информацией, выработку общей стратегии общения, утверждение решений, преодоление конфликтов [3].

Общеизвестный специалист в области культуры делового общения В. Кан-Калик, принимая во внимание стадии педагогического процесса, описывает специфику коммуникативной деятельности преподавателя на каждом этапе:

  1. На данном этапе коммуникативная культура выражается в работе с источниками информации, в способности аргументированного отбора и подходящего структурирования врачебной документации;
  2. Организация делового общения (начальный этап коммуникации). На данном этапе коммуникативная культура выражается в способности привлечь внимание, настроить на результативное учебное взаимодействие, в мастерстве преодолеть барьеры, появляющиеся между позицией преподавателя и настроем воспитанников. Ключевая задача преподавателя – завоевать инициативу;
  3. Регулирование хода общения (этап педагогического взаимодействия). Коммуникативная культура выражается в способности вести диалог, ориентироваться на обратную связь, быть мобильным, открытым, доброжелательным;
  4. Рассмотрение состоявшейся коммуникации с коллегами и формулирование заключений на будущее (рефлексивный этап).

Во все времена к врачам относились с почтением. Ведь люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа. Но не только уважение окружает человека в белом халате – непонимание, скепсис, насмешки и даже проклятия сопровождают медиков с древности и до наших дней [4,5].

Настороженное отношение к врачам появилось уже с первых шагов медицины. В древние века смеялись над скромными и даже сомнительными возможностями тогдашней медицины на фоне непомерного самомнения врачей. В Средние века появилась пословица: «У врача три лица – лицо порядочного человека в повседневной жизни, лик ангела у постели больного и облик дьявола, когда он требует гонорар».

Заключение. Одним из главных факторов конкурентоспособности является интеллектуальный потенциал личности. Это означает, что мы должны постоянно совершенствовать содержание образования, его методы и формы, а также повышать мотивацию школьников к обучению. Коммуникативная культура врача является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что врач любой специальности постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: со студентами/ординаторами, пациентами и их родственниками, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Коммуникативная культура формирующейся личности врача от момента окончания университета проявляется в умении строить отношения с любыми людьми и в умении организовывать совместную деятельность. 

 

Список литературы:
1. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Минск, Народная Асвета, 2020; 110 c.
2. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2002.
3. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации. Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012; 170 с.
4. Садовская В.С.  Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Москва: Издательство Юрайт, 2022; 169 с.
5. Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014; 144 с.