Статья:

ЛИТЕРАТУРА КАК ОБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Касумова Р.Р. ЛИТЕРАТУРА КАК ОБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(276). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(276).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИТЕРАТУРА КАК ОБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Касумова Раяна Руслановна
студент, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, г. Грозный

 

LITERATURE AS AN OBJECT OF FORMATION OF SPEECH CULTURE OF PERSONALITY

 

Rayana Kasumova

Student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

 

Аннотация. В статье рассматривается роль литературы в формировании речевой культуры личности. Особое внимание уделяется тому, как литература способствует развитию навыков эффективного общения и умению аргументированно выражать свои мысли. Выделяются факторы, направленные на повышение коммуникативной функции личности. Подчеркивается важность чтения национальной литературы для формирования нравственного и патриотического воспитания у подрастающего поколения. Сделан вывод о необходимости повышения значимости литературы для достижения прогрессивного роста в коммуникации. 

Abstract. The article examines the role of literature in the formation of a person’s speech culture. Particular attention is paid to how literature contributes to the development of effective communication skills and the ability to express one’s thoughts cogently. Factors aimed at increasing the communicative function of the individual are identified. The importance of reading national literature for the formation of moral and patriotic education in the younger generation is emphasized. It is concluded that it is necessary to increase the importance of literature to achieve progressive growth in communication.

 

Ключевые слова: речевая культура, образование, личность.

Keywords: speech culture, education, personality.

 

Речевая культура личности играет огромную роль в нашей повседневной жизни, ведь именно через слова мы выражаем свои мысли, чувства, идеи, устанавливаем контакт с окружающими людьми. Навыки грамотного общения, умение выбирать правильное выражение, уважительное общение — все это является основой успешных взаимоотношений и достижения целей как в личной, так и в профессиональной сфере. Сегодня, в эпоху цифровых коммуникаций, грамотность в общении приобретает особое значение. Социальные сети, мессенджеры и другие онлайн-платформы делают общение более доступным, но при этом возникает риск недопонимания из-за нечеткого или неуместного выражения мыслей. Владение речевой культурой является ключом к успешной коммуникации в современном обществе.

Правильное употребление лексики, грамматическая корректность, умение подбирать тон разговора в зависимости от ситуации — все это составляет основу речевой культуры. Речевой этикет является важным элементом коммуникативной культуры личности. Кроме того, важно учитывать культурные особенности собеседника, проявлять уважение к его мнению и убеждениям, избегая конфликтных ситуаций [1].

Для развития речевой культуры личности необходимо постоянно совершенствовать свои навыки общения. Это можно сделать, участвуя в дискуссиях, общаясь с людьми разных культур и уровней образования, изучая иностранные языки, читая книги классиков и современной литературы. Большое внимание следует уделять развитию навыков публичных выступлений, ведь умение выступать перед аудиторией — это неотъемлемая часть речевой культуры. Не менее важным является такой аспект, как культура вежливости и уважения в общении. Следует проявлять внимание к мнению собеседника, уметь выслушать других, не перебивая и не навязывая свое мнение. Такой подход способствует налаживанию гармоничных отношений и созданию благоприятной атмосферы в общении [4].                 

Речевая культура личности является важным инструментом для достижения успеха в современном мире. Грамотное общение, умение находить общий язык с разными людьми, соблюдение норм этикета и вежливости — все это помогает строить доверительные отношения, расширять кругозор, улучшать профессиональные навыки. Имея развитую речевую культуру, личность становится более уверенной в себе, успешной во взаимодействии с окружающим миром и способной к эффективной деятельности. Поэтому стоит постоянно совершенствовать свои навыки общения, стремиться к ясности и точности выражений, уважать собеседника и внимательно слушать его, ведь именно взаимопонимание и умение выразить свои мысли грамотно и четко делают нас успешными в общении и достижении поставленных целей.            

Литература, как одно из величайших произведений искусства, играет ключевую роль в формировании речевой культуры личности. Ее влияние на человека трудно переоценить, так как книги открывают перед нами удивительный мир языка, богатый лексикой, фразеологией и стилистическими приемами. Рассмотрим подробнее, как литература способствует улучшению навыков общения, расширению кругозора и развитию личности. Чтение литературных произведений позволяет нам не только насладиться красотой языка, но и совершенствовать свою речь. В литературе мы встречаем разнообразные стили и жанры, что помогает обогащать наше речевое выражение. Когда мы читаем произведения с разными типами диалогов, монологов и описаний, мы автоматически улучшаем свою способность грамотно строить предложения, подбирать точные выражения и использовать разнообразные синонимы. Через литературу мы учимся анализировать текст, выделять главные идеи, понимать мотивы действий персонажей. Эти навыки расширяют наше кругозор, делают нас более образованными и культурными. Человек, который регулярно читает художественную литературу, обычно обладает развитым критическим мышлением, способен видеть глубже скрытый смысл произведений, а также критически оценивать информацию, поступающую извне. Чтение литературы также способствует развитию эмпатии и психологической грамотности [2].  

Литература играет важную роль в формировании нравственных ценностей у молодежи. Она не только передает богатую историю и культуру, но и служит источником вдохновения для развития чувства патриотизма и уважения к своему наследию. Включение литературы в образовательные программы и внеучебную деятельность может способствовать формированию глубоких нравственных и патриотических ценностей, которые будут сопровождать молодых людей на протяжении всей жизни. Эти и другие произведения могут быть включены в учебные программы и использоваться для внеклассного чтения, чтобы стимулировать дискуссии и размышления о значении нравственности и патриотизма. В школьную программу в основном включены творчества великих писателей и поэтов. Учебные материалы строятся на основе лучших образцов классической и современной литературы. Сегодня русская литература – одна из самых развитых в Российской Федерации. Наши произведения печатаются на многих языках мира, мы переводим многие произведения на русский язык.

Кроме того, организация культурных мероприятий, таких как литературные вечера, может дополнительно способствовать углублению понимания и уважения к национальной литературе. В Чеченском государственном педагогическом университете работает студенческий театр, музей этнической чеченской культуры, которые позволяют студентам знакомиться с красотой культуры и быта. В университете проводится много мероприятий для популяризации: «Нохчи кхача», поэтический вечер «1аьнан туьйра» [3]. А также проводятся разные открытые лекции, мероприятия посвященные развитию чеченской культуры среди подрастающего поколения. На кафедре чеченского языка и литературы преподаватели занимаются популяризацией чеченской литературы, как объекта национальной идентичности.

Важное место в формировании приемов преподавания принадлежит формам и методам, которыми пользуется учитель. В решении задачи совершенствования литературного образования школьников в условиях современной школы возникла необходимость творческого подхода к использованию традиционных форм работы по изучению литературы. Учебные занятия, собеседование, практикум, семинары, дискуссии, деловые игры урок-инсценировка, защита реферата, конференция - формы, которые целесообразно использовать как метод для изучения литературы и творчества писателя [5].

Вопрос формирования речевой культуры личности также рассматривается в образовательных учреждениях. Процесс социализации тесно взаимосвязан с особенностями развития коммуникативных навыков. В образовательных учреждениях проводятся мероприятия посвященные чеченской литературе. Важным элементом речевого развития детей является заучивание различных стихотворений. Ученики интересуются национальной культурой и читают литературные произведения. В рассказах отображаются народные традиции и обычаи, которые являются важным элементом для нравственного воспитания. Одним из примеров является уважение младшего поколения старших, родителей «Воккхниг ларар». Который встречается только у чеченского народа такой обычай, как предлагать воду находящимся рядом прежде чем выпить самому. Это уважение к человеку и даже незнакомому. И таких обычаев у чеченцев очень много. Для того чтобы прививать подрастающему поколению нравственные ценности необходимо родителям, бабушке и дедушке почаще разговаривать с детьми. В основу воспитательных бесед должны входить этноэстетические компоненты. Окружающие ребенка предметы должны быть эстетически красивыми и привлекательными, вызывать у него эмоциональный отклик при созерцании. Поэтому старшим необходимо начиная с детства знакомить детей народными сказочными произведениями, которые отображают основу нравственного воспитания. Акцентировать внимание на издания с интересными иллюстрациями и сюжетом. Чтобы в дальнейшем у ребенка сложилось хорошее впечатление о национальной литературе.

Таким образом, можно утверждать, что литература играет важнейшую роль в формировании речевой культуры личности. Через нее мы развиваем навыки речи, критического мышления, эмпатии и психологического восприятия мира. Поэтому чтение книг должно стать неотъемлемой частью жизни каждого человека, стремящегося к развитию и самосовершенствованию. Литература - это не просто средство развлечения, а целый мир знаний, который помогает нам становиться богаче и глубже во всех аспектах нашей жизни.

 

Список литературы: 
1. Войтик, Н. В. Речевая коммуникация : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Войтик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 104 с. 
2. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 468 с. 
3. Мусханова, И. В. Условия и факторы развития этноэстетической культуры студентов в педагогическом вузе / И. В. Мусханова, Д. С. М. Ибрагимова, Р. Р. Касумова // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Грозный, 27–28 мая 2022 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. – С. 395-400. – EDN MSTEIF.
4. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов / В. Д. Черняк [и др.] ; под редакцией В. Д. Черняк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с. 
5. Эргашева Б.Б.. "Роль литературы как объект формирования и развития речевой культуры в школах" Экономика и социум, no. 2 (105), 2023, pp. 1288-1292.