Статья:

СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Самедов М.М. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(277). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(277).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Подводятся итоги голосования
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Самедов Магомед Махмудович
студент Юридического института Северо-Кавказский Федеральный Университет, РФ, г. Ставрополь
Лукинова Светлана Алексеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права юридического института, Северо-Кавказский Федеральный Университет, РФ, г. Ставрополь

 

В Российской Федерации на основании норм Конституции 1993 г. реализуется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Важные положения закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 38 Конституции РФ государством реализуется защита материнства, детства и семьи. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [2].

Семья, как фундаментальный социальный институт, выполняет критическую роль в обеспечении социальной поддержки в обществе. Благодаря реализации своих основных функций (репродуктивной, воспитательной, социально-экономической и др.), семья гарантирует физическое и эмоциональное благополучие своих членов.

Семья является одним из основных субъектов, которые получают социальное обеспечение от государства. Основная задача государства — обеспечить необходимую правовую базу и эффективно функционирующую систему социального обеспечения, которая будет учитывать интересы и потребности семей. Государство также выступает гарантом соблюдения прав семьи, предоставляя механизмы защиты и поддержки.

Это связано с тем, что семья - основная ячейка общества, где воспитывается и формируется человек как личность. Поэтому государство обязано обеспечивать семьи различными мерами социальной поддержки. В контексте данного вопроса возникает необходимость анализа статуса семьи как субъекта правовых отношений в сфере социального обеспечения, а также оценки потенциала её участия в правоотношениях в более широком смысле.

Значение семьи признается и на международном уровне, посредством соответствующих правовых норм и документов.  Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, семья признается фундаментальной и основной единицей общества. В соответствии с данным международным документом, государство обязано оказывать семье, особенно на начальном этапе её формирования и в период выполнения родительских обязанностей, всестороннюю защиту и социальную поддержку, независимо от наличия сложных жизненных обстоятельств.

В общей теории права субъектом признаётся лицо, наделённое способностью обладать правами и обязанностями и реализовывать их. При этом важно отметить, что речь идёт о конкретной физической личности. В связи с этим возникает вопрос: может ли быть субъектом не только отдельный индивид, но и определённая группа людей, объединённых узами кровного родства или зарегистрированного брака, то есть семья?

Важно подчеркнуть, что в ряде юридических дисциплин, таких как семейное, гражданское, жилищное право, а также право социального обеспечения, определение семьи в качестве субъекта права является ключевым вопросом.

Важно отметить, что Семейный кодекс Российской Федерации не признает семью в качестве самостоятельного субъекта права. Более того, в нем отсутствует определение понятия "семья", а лишь перечисляются ее члены: супруги, родители, дети и др. [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что права и обязанности распространяются только на отдельных членов семьи, а не на семью как единое целое.

Однако, многие авторы придерживаются противоположной позиции. Так, по мнению С. А. Муратовой семья в семейном праве выступает в качестве единого коллективного субъекта, члены которого являются самостоятельными субъектами семейных правоотношений.[4]

Автор указывает на возможность признания семьи в качестве единого субъекта права применительно к определённым правовым отношениям, связанным с социальной защитой.

Так, например, в эпоху Советского Союза было установлено, что в пенсионных отношениях, связанных со смертью кормильца, субъектом выступает семья в целом, однако только в отношении её членов, имеющих право на пенсионное обеспечение. К такому выводу пришел Е.И. Астрахан.[1]

Важно отметить, что в ситуации, когда семья теряет кормильца, право на пенсионное обеспечение распространяется на всех членов семьи. При этом назначение и выплата пенсии осуществляются в отношении всей семьи в целом. К примеру, если семья погибшего мужчины состояла из трёх человек: супруги с инвалидностью, дочери-студентки, находящейся на очном обучении в университете и самого кормильца, то смерть последнего предоставит право на пенсию как супруге, так и дочери, поскольку они оба являлись нетрудоспособными членами семьи. В данном случае субъектом права социального обеспечения выступает вся семья. Однако, если бы супруга не имела инвалидности, то право на пенсию получила бы только дочь погибшего. Следовательно, следует помнить, что субъектами данных правоотношений могут быть как вся семья в целом, так и отдельные её члены.

В дополнение к вышесказанному, следует отметить, что семья выступает субъектом правоотношений в сфере государственной социальной помощи. Согласно статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лицами, имеющими право на получение такой помощи, могут быть малоимущие семьи [5]. Для признания семьи малоимущей необходимо представить сведения о доходах каждого ее члена. Однако предоставление государственной социальной помощи возможно лишь при условии, что величина, рассчитанная как сумма доходов всех членов семьи, деленная на их количество, окажется ниже уровня прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В контексте большинства правоотношений, связанных с социальной защитой, семья не выступает в качестве субъекта права. По нашему мнению, круг таких отношений шире и может быть расширен за счет включения в него государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей.

В настоящем исследовании предлагается рассматривать семью как единый коллективный субъект в контексте указанных правоотношений. Обоснование для такого подхода заключается в том, что основанием для назначения пособий является обращение одного из членов семьи, действующего от имени всей семьи. В этой связи каждый член семьи несет ответственность за предоставление необходимых документов для получения выплаты. Кроме того, целевое назначение данных пособий – материальная поддержка материнства, отцовства и детства – непосредственно затрагивает интересы всех членов семьи в целом.

В ходе настоящего исследования проведен анализ различных типов правовых отношений, связанных с семьей как субъектом социального обеспечения. Анализ осуществлялся на основе действующего законодательства Российской Федерации, теоретических положений в области права социального обеспечения и мнений авторитетных специалистов в данной сфере. На основании полученных результатов предлагается признать семью особым субъектом государственного обеспечения в случаях потери кормильца, а также в области государственной социальной помощи и правоотношений, связанных с предоставлением государственных пособий гражданам, имеющим детей. Как субъект права социального обеспечения, она занимает стратегически важное место в системе социальной политики государства. Надлежащая поддержка семей способствует не только благополучию отдельных граждан, но и социально-экономической стабильности общества в целом. Важно, чтобы законодательная и институциональная системы оперативно реагировали на современные вызовы, создавая условия для всестороннего развития и защиты семей.

 

Cписок литературы:
1. Астрахан Е.И. Некоторые вопросы пенсионного правоотношения по советскому трудовому праву: Уч. записки ВИЮН. Вып. 14. М.: ВЮИН, 1962. С. 153;
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. – N 31. –ст. 4398;
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. — Текст: электронный // Сайт ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml;
4. Рашидова, А. И. Семья в российском праве / А. И. Рашидова. — Текст: непосредственный // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2012. — № 3. — С. 58–63;
5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024)// КонсультантПлюс URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной социальной помощи» // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ .