Статья:

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Барышев С.И. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 47(279). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/47(279).pdf (дата обращения: 14.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Барышев Сергей Игоревич
магистрант Донбасская Юридическая Академия, Минюста России, РФ, г. Донецк

 

Транспортное обеспечение имеет огромное значение для бизнеса, так как может улучшить коммерческие условия договора купли-продажи, а может ухудшить их, снизив конкурентоспособность товаров и по ценам, и по срокам поставки. Поэтому договор перевозки является одним из важнейших документов в общей системе договорных отношений, регулирующих торговую деятельность.

В российском транспортном законодательстве существует особое правовое регулирование частноправовых отношений, связанных с договором перевозки. В самом общем смысле перевозка является видом предпринимательской деятельности, направленным на перемещение грузов, пассажиров и их багажа на основании заключенного договора между перевозчиками и их клиентами. Как отмечает Гречуха В. Н., перевозка в юридическом смысле - это перемещение на основании договора перевозки пассажиров, багажа и грузов, в пространстве с помощью транспортных средств [1, c. 93].

Перевозка является особым видом человеческой деятельности, который представляет собой услугу и не предполагает создание новой вещи, работы или ее переработку [1, c. 94], что способствует экономическому развитию путем обеспечения текущего создания продукции и введения готовых товаров в оборот. Все перечисленное распространяется и на сферу воздушных перевозок, обособление которой (в том числе и плане формирования специального правового режима) обусловлено особенностями задействованных перевозчиком транспортных средств.

Сегодня авиация является самой быстрой возможностью доставить груз от пункта отправки до пункта назначения. Для выяснения нюансов договора воздушной перевозки грузов нужно дать определение договору перевозки грузов.

В соответствии со ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз или почту до места назначения и выдать их лицу, имеющему право получает груз или почту (получателя), а грузоотправитель обязуется оплатить авиаперевозку товаров или почты [2] Относительно юридической природы договора воздушной перевозки груза в литературе сформировалось определенное мнение: это договор возмездный, реальный, двусторонний. Договор воздушной перевозки грузов наряду с договором об организации перевозок грузов, договором перевозки пассажиров и багажа, договором буксировки и другие подобные договоры принято относить к транспортным договорам. Совершенно очевидно, что в основе транспортного процесса лежит перемещение груза из одной точки в другую. Договор перевозки является действительным, так как считается заключенным в момент, когда перевозчик принимает груз и выдает соответствующий документ (коносамент, коносамент, квитанция и т. д.).

Договор перевозки воздушным транспортом может быть реальным и консенсуальным в зависимости от объекта перевозки. В случае перевозки груза необходимо говорить о реальном договоре, так как перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в оговоренный пункт назначения. Реальность договора в данном случае состоит в том, что обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, в отношении которого заключен договор и он передан для перевозки. Договор перевозки пассажира может носит консенсуальный характер, так как считается заключенным с момента оформления договорных отношений, т. е. с момента покупки билета. Это следует из п. 2 ст. 786 ГК РФ, в соответствии с которым заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом

В литературе есть и другое мнение, что договор воздушной перевозки грузов может быть консенсуальным. В частности, по словам В. А. Егиазарова: «договор перевозки грузов считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства до передачи товаров для перевозки» [3, с. 47]. Договор перевозки грузов воздушным транспортом является срочным по своей природе, поскольку его действие непосредственно связано со временем выполнения обязательства по доставке груза в пункт назначения.

Таким образом, договор воздушной перевозки представляет собой обязательство по перемещению груза в пункт назначения с помощью воздушного транспорта. По своей правовой природе данный договор мог бы быть сопоставлен с договорами о возмездном оказании услуг, но при этом он имеет свою специфику. Он отличается от смежных договоров спецификой перевозочной деятельности, не создающей материального эффекта, но удовлетворяющей интересам и правам граждан. Регламентируя права и обязанности сторон, он обеспечивает правовую защиту и способствует надёжной и быстрой доставке грузов, что особенно важно в условиях современной глобальной экономики, где время часто становится критическим фактором успеха.

 

Список литературы:
1. Гречуха В. Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта: монография. Москва: Юстиция, 2016. 310 с. 
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №-60 - ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, №12, ст. 1383.
3. Егиазаров, В. А.Транспортное право: учебник / В. А. Егиазаров. - Изд. 8-е, доп. и перераб. - Москва : Юстицинформ, 2015. - 732, [2] с.