ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Конференция: CCLXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCLXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В современном мире, особенно в развивающихся странах, наблюдаются серьезные нарушения прав человека.
Для их предотвращения на международном и национальном уровнях создаются организации, которые занимаются защитой прав и свобод граждан.
В настоящее время существует множество международных договоров и учреждений, направленных на закрепление, реализацию и защиту основных прав и свобод человека.
Что послужило причиной появления этих организаций и соглашений?
Какие ключевые положения они содержат и каким образом способствуют реализации прав человека в современном мире?
Одним из основополагающих документов в системе защиты прав человека является Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным учредительным собранием Франции.
В основу ее содержания легла концепция свободы и равенства, принадлежащих каждому человеку от рождения.
Согласно естественно-правовой концепции, все люди от рождения имеют права, предоставляемые не законодательным актом государства, а Богом, Природой или Разумом.
Естественными правами человека и гражданина, согласно Декларации 1789 г., объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению [1].
В 1789 г. во Франции сложилась революционная ситуация, вызванная недовольством крестьян феодальными повинностями и налогами.
Король, под давлением общественных настроений, созвал Генеральные штаты, которые не собирались 175 лет, однако представители привилегированных сословий отказались от совместных заседаний с буржуазией.
В ответ буржуазия объявила себя Национальным собранием и поставила задачей принятие Конституции. 9 июля депутат Жан-Жозеф Муниер предложил создать Декларацию прав человека и гражданина, которая была разработана комитетом и представлена 17 августа.
Впоследствии Декларация стала основой для Конституций республиканской Франции и международных актов о правах человека.
Декларация прав человека и гражданина 1789 г. имела огромное значение для Франции по нескольким причинам.
Она провозгласила основные права и свободы человека, и эти принципы стали основой формирования демократического общества.
Также она послужила основой для многих реформ, направленных на защиту прав граждан и установление правового государства.
Декларация вдохновила другие страны и движения за права человека, став важным документом в истории борьбы за демократию и права человека.
Таким образом, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. не только изменила политическую систему Франции, но и оказала влияние на развитие прав человека и демократических институтов по всему миру.
Однако Декларация 1789 г. была не первым документом, закрепляющим права человека. Еще в 539 г. до н.э. армия Кира Великого, персидского царя, основателя Ахеменидской державы, захватила Вавилон.
Огромным достижением для всего человечества стали его дальнейшие действия. Несмотря на то, что в эпоху Древности права были тесно связаны с социальной иерархией и часто рассматривались как предоставленные авторитетом (королем, церковью, Богом), Кир освободил рабов, объявил, что все люди имеют право сами выбирать себе религию, провозгласил расовое равенство. Эти и другие его постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожженной глины.
Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ считается первой в мире хартией о правах человека [2].
Из Вавилона идея прав человека быстро проникла в Индию, Грецию и в конечном итоге, в Рим. Документы, закрепляющие права человека, такие как английские Великая хартия вольностей (1215 г.) и Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), являются предшественниками многих современных документов о правах человека.
Концепция прав человека продолжала развиваться.
В эпоху Нового времени началась ее трансформация: принципы прав человека стали рассматриваться как универсальные и неделимые для всех людей. Права человека начали ассоциироваться с индивидуальными свободами и восприниматься как врожденные и неотъемлемые.
Также сторонники либерализма, популярного в XIX в., стали утверждать, что государство должно защищать и гарантировать права своих граждан, а не просто предоставлять их.
Это открыло путь к формированию правовых и конституционных основ, обеспечивающих индивидуальные права.
В США 25 сентября 1789 г. на обсуждение первого Конгресса Джеймсом Медисоном был вынесен Билль о правах.
Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX в. во многих государствах с давними демократическими традициями не признавалось не только равенство людей, но и возможность защиты человека. Достаточно вспомнить рабство в США вплоть до 1865 г., а также отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России [3, с. 358].
«Когда зверства нацистской Германии стали широко известны, стало ясно, что определение прав человека, содержащееся в Уставе ООН, недостаточно точно. Необходим был универсальный договор, в котором были бы перечислены и описаны права человека» [4, с. 304]. 10 декабря 1948 г. на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека (далее – ВДПЧ). В ВДПЧ изложены основные права человека, которыми обладает каждый без какого бы то ни было различия. Декларация 1948 г. также основывается на французской Декларации 1789 г.
Текст данного документа является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди, и является частью Международного билля о правах человека.
Этот документ рекомендован для всех государств-членов ООН.
«Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства» [5]. Моральный авторитет ВДПЧ как нормы неоспорим, и она остается важнейшим международным документом.
В последующие десятилетия были разработаны различные международные договоры, такие как Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Эти документы стали основой для защиты прав человека на международном уровне.
Современные международные организации, такие как Организация Объединённых Наций (ООН), Европейский союз (ЕС) и Совет Европы, играют ключевую роль в защите прав человека.
Они разрабатывают механизмы мониторинга и защиты прав, а также способствуют международному сотрудничеству в этой области.
Например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Европейская социальная хартия 1961 г. (пересмотренная в 1996 г.) выступают неотъемлемыми компонентами всей системы защиты прав человека в рамках Совета Европы.
Эти два важнейших документа призваны обеспечить большинство прав человека, провозглашенных во Всеобщей Декларации [6, с. 118]. Если же нарушены права, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека, то любой желающий может обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который рассматривает дела о нарушении прав и свобод человека, при условии, что он исчерпал внутригосударственные средства правовой защиты и что данное дело подпадает под действие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [7].
После того, как Европейский суд по правам человека вынес решение, государство обязано принять необходимые меры по его исполнению, чтобы предотвратить повторение нарушения.
В качестве примера действия Европейского суда можно рассмотреть дело «Лаутси и другие против Италии». Госпожа Лаутси обратилась в Административный суд Венето, подняв вопрос о том, что в школе ее дочери висели распятия (кресты) как религиозные символы, что является нарушением принципа секуляризма.
Однако суд отклонил данный иск. Тогда госпожа Лаутси, исчерпав все внутренние средства защиты Италии, обратилась в ЕСПЧ, указывая на то, что наличие распятий в школе нарушает ст. 2 Протокола №1 ЕКПЧ, ст. 9 и ст. 14.
В ноябре 2009 г. ЕСПЧ признал нарушение первых двух статей и вынес решение в пользу истицы. Основные аргументы суда сводились к тому, что присутствие религиозных символов в государственных школах нарушает принцип нейтральности в отношении религии [8, c. 207].
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами [9, с. 4].
Беларусь является членом ООН, СНГ и ОБСЕ. С 1990-х гг.
Беларусь сняла большинство оговорок к основным международным договорам в области прав человека, подписала и ратифицировала большинство конвенций в области прав человека, таких как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.) и др.
Несмотря на закрепление основных прав и свобод человека и гражданина во многих национальных и международных документах, мы все равно можем наблюдать их нарушение или конфликты прав.
«Коллизией прав» называются конфликты, которые могут возникнуть между разными правами человека, или в отношении одних и тех же прав, но применительно к разным людям.
В качестве примера можно привести случай, когда двум пациентам, чтобы выжить, нужно новое сердце; но для трансплантации есть всего одно.
В этом случае право на жизнь одного пациента вступает в коллизию с таким же правом другого пациента.
Также бывают случаи, когда в конфликт вступают различные права разных людей.
Одним из примеров этого является случай, который рассматривался в Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации (дело «Еврейская община Осло против Норвегии»): в 2000 г. группировка, называющая себя «Бутбойз», устроила марш в честь нацистского лидера Рудольфа Гесса. Участники были одеты в «полувоенную» униформу, а руководитель марша, г-н Терье Сьоли, произнес антисемитскую речь, после которой участники многократно изобразили нацистское приветствие и прокричали «Зиг хайль!»
В данном случае имел место конфликт между правом г-на Сьоли на свободу самовыражения и правом еврейской общины не подвергаться дискриминации. Комитет ООН постановил, что в заявлениях г-на Сьоли содержались идеи расового превосходства и ненависти, и поэтому его крайне агрессивная речь не подпадает под защиту права на свободу самовыражения [10].
История развития прав человека – это история борьбы за свободу и достоинство личности. От Декларации 1789 г. до современных международных договоров и организаций мы видим прогресс в признании и защите прав каждого человека.
Однако ситуация с правами человека в некоторых странах подчеркивает необходимость дальнейшей работы в этой области. Международное сообщество должно прилагать усилия по защите прав человека и способствовать их соблюдению во всех уголках мира.
