МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Конференция: CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к студенту - медику. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Студенты активно используют современные информационные технологии, они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.
Использование современных мультимедиа - технологий в преподавании Теории и практики сестринского дела позволяет с помощью мультимедиа презентаций повысить эффективность и мотивацию обучения.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
Практика создания программ показывает, что на сегодняшний день сложился своего рода порочный круг: специалисты, занятые содержанием своего учебного курса, не имеют возможности, а порой и желания подключаться к процессу создания мультимедиа программ. Программисты же порой делают их как бы «на века», без учета профиля (например, в случае обучающих программ - без учета опыта педагогической работы, специфики содержательного параметра конкретного учебного предмета). Вместе с тем, особенно для начинающих педагогов, необходимы хорошо структурированные и содержательно наполненные программы, готовые к использованию в реальном учебном процессе. Хороший педагог не всегда готов воспринимать и использовать даже хорошо продуманные готовые программы, ибо он, как педагог-профессионал, имеет свою концептуальную линию, свое видение и решение проблемы, поставленной в лекции, в теме, курсе. Поэтому только совместные усилия, с одной стороны, программистов, подготовивших хорошие мультимедиа оболочки, и с другой стороны - профессионалов, прекрасно знающих свою предметную область, могут дать реальный и желаемый эффект в процессе создания обучающих программ.
Еще одна из возможностей мультимедиа - обучения: студенты слышат и видят материал лекции и одновременно активно участвуют в управлении его подачей. Например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам. Вместо того чтобы повторять одну и ту же фразу, пытаясь ее запомнить, достаточно включить компьютер и посмотреть еще раз. При этом можно наслаждаться не только изображением, но и терпением преподавателя-компьютера, способного воспроизводить текст столько раз, сколько это необходимо для запоминания.
В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям.
Особую область применения мультимедиа представляют системы видеоконференций. Технологии видеоконференцсвязи лежат в основе систем теле медицины, дистанционного обучения и компьютерного обеспечения работы распределенных коллективов. Технологии видеоконференций значимы для таких форумов, как семинары, конференции, конгрессы и т. п., которые являются важной формой обмена профессиональной медицинской информацией. Незаменимым помощником преподавателя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.
Основными условиями использования современных информационных технологий в обучении учащихся являются: использование компьютера как современного средства обучения; повышение роли самостоятельности студентов при использовании информационных технологий. Оптимизация учебного процесса в условиях современных информационных технологий может быть основана на использовании программнотворческих проектов. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и воспитательных функций, творческих способностей, инициативы, логического мышления. Формирование информационной культуры студентов направлено на развитие их познавательной деятельности.
Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
• допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
• допускает возможность постоянного обновления;
• имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
• допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
• допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
• допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
• устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;
Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно - чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на обучение.
Включение информационных мультимедиа технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это интерес студентов, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Мультимедиа технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.
Опыт использования мультимедиа технологий показывает:
• резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;
• развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
• преподаватель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.
Эффективность мультимедиа презентаций зависит от качества используемых учебных материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедиа презентаций является приоритетной.
Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе.
Формы и место использования презентации на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
- При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
- При закреплении новой темы.
- Для проверки знаний Компьютерное тестирование - это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для преподавателя - это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
- Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
- При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устный визуальный контроль результатов.
- При решении задач обучающего характера. Помогает составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
- Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами.
Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.
Тотальная технологизация охватила все сферы жизнедеятельности современного общества. Мультимедиа средства обладают большим, постоянно развивающимся потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные, действенные формы и методы самореализации. Прежде всего, это связано с возникновением так называемых «информационных сред обучения» и «виртуальных образовательных пространств», «которые строятся по системе студент-посредник-преподаватель, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологий» [5].
Все эти факты ведут к необходимости научно-педагогического осмысления новых возможностей в обучении в связи с обогащением современного процесса образования мультимедиа обучающими технологиями.