Описание прогностических моделей для определения факторов риска развития патологии молочных желез.
Секция: Медицина и фармацевтика
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
Описание прогностических моделей для определения факторов риска развития патологии молочных желез.
В статье приведены данные об информативности факторов риска развития доброкачественной патологии молочных желез, у женщин различного возраста. Представлен способ разработки персональной программы обследования, который позволит своевременно выявлять предраковые заболевания и ранние формы опухолевых процессов в молочной железе, что в свою очередь будет способствовать снижению процента запущенности при данной патологии, смертности, улучшению прогноза и повышению качества жизни женщин.
Введение. Более 82% выявляемых узловых образований грудных желез являются доброкачественными (M. Ahmed, 2015). Наибольший удельный вес среди доброкачественных узловых образований приходится на узловые формы фиброзно-кистозной болезни. Серьезной проблемой является озлокачествление доброкачественных очаговых образований молочных желез. По некоторым данным при узловых формах мастопатии с явлениями пролиферации, рак встречается в 30–40 раз чаще, чем при диффузных изменениях (Clamp et al. 2007). Повышению выявляемости данной нозологической категории может способствовать не только обнаружение специфических структурных изменений в тканях, но и выявление факторов риска развития доброкачественных заболеваний молочных желез, на значимость которых в различные возрастные периоды единой точки зрения нет. Определение факторов риска позволит сформировать группу лиц для проведения дополнительного обследования в период между инструментальными методами общепринятого скрининга.
Целью исследования явились определение информативности факторов риска у женщин различных возрастных групп при оценке вероятности развития заболеваний молочных желез и разработка прогностических моделей.
Материалы и методы. Для осуществления поставленной цели была составлена анкета, содержащая информацию об анамнезе заболевания и жизни, состоянии репродуктивной системы. Ответы на вопросы анкеты позволяли индивидуально определить вероятность развития заболеваний молочных желез.
Под наблюдением находилось 300 женщин, заполнившие предложенную анкету: 150 вошли в основную группу и 150 – составили группу сравнения.
Критериями включения в основную группу являлись: возраст 18–80 лет; наличие клинических, ультразвуковых и/или маммографических, морфологических признаков заболевания молочных желёз.
Критериями включения в группу сравнения являлись: возраст 18–80 лет; отсутствие клинических, ультразвуковых, рентгенографических симптомов заболевания молочных желез; отсутствие гиперпластических процессов в других органах репродуктивной системы; регулярный менструальный цикл у женщин репродуктивного возраста.
Учитывая возрастную морфофункциональную вариабельность состояния грудных желез пациентки обеих групп были разделены по возрасту на подгруппы: первая подгруппа – от 18 до 30 лет, вторая – от 31 до 40 лет, третья – от 41 до 50 лет, четвертая – от 51 до 65 лет, пятая – от 66 до 80 лет.
В основной группе у 30 (20 %) женщин была диагностирована диффузная форма фиброзно-кистозной болезни и у 120 (80%) пациенток имелись признаки очагового образования в молочной железе, которое было удалено. При патогистологическом исследовании у 65% больных были выявлена фиброаденома, у 22,5% – пролиферативная форма фиброзно-кистозных изменений и у 12,5% – непролиферативная форма.
Дифференцирующую информативность факторов риска у женщин альтернативных групп характеризовали мерой Кульбака. Построение моделей прогнозирования высокой степени опасности развития опухолевых заболеваний молочных желез проводили в соответствии с методикой неоднородной последовательной процедуры распознавания образов.
Последовательное суммирование диагностических коэффициентов (ДК) по каждому из факторов (для вариантов его наличия или отсутствия) предоставляет возможность рассчитать для конкретного пациента сумму, соотнесение которой с величинами диагностических порогов позволяет отнести дифференцируемый случай к тому или иному прогнозу с заданной вероятностью. Иными словами, например, пациенты в возрасте 18–30 лет с суммой ДК от +37 и выше могут быть отнесены к группе высокого риска развития заболеваний молочных желез с вероятностью 95% и соответственно, требуют безотлагательного обследования. Диагностические пороги пациентов с суммой ДК от -44 баллов и менее будут относиться к группе с низким риском возникновения опухолей с вероятностью 95%. Интервал ДК от +36 до +24 соответствует риску формирования новообразований от 94% до 55%, соответственно. ДК в интервале от +20 до -43 – вероятность развития заболевания составляет от 45% до 5%. Пациенты с суммами диагностических коэффициентов от +21 до +23 не попадают в пределы установленных порогов и находятся в зоне «диагностической неопределенности», что предполагает проведение ультразвукового и/или маммографического исследования.
Таким образом, эмпирически обоснованные значения диагностических порогов, позволяющих с вероятностью не менее 95% прогнозировать риск развития гиперпластических процессов в молочных железах, составили по различным возрастным группам от +17 до +37 и более для высокого и от -12 до - 44 и менее для низкого уровня возможности возникновения новообразований. Использование предложенной модели при интерпретации результатов анкетирования позволит выявить круг лиц подлежащих срочному ультразвуковому и/или маммографическому обследованию и определить заболевания молочных желез у женщин на ранних сроках, что будет способствовать улучшению результатов их лечения.