Статья:

HR-БРЕНДИНГ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОДБОРА И УДЕРЖАНИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ефремова Е.Д. HR-БРЕНДИНГ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОДБОРА И УДЕРЖАНИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(297). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(297).pdf (дата обращения: 15.05.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

HR-БРЕНДИНГ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОДБОРА И УДЕРЖАНИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

Ефремова Елизавета Дмитриевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московская государственная академия физической культуры, РФ, р.п. Малаховка
Зайцев Александр Олегович
научный руководитель, старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московская государственная академия физической культуры, РФ, р.п. Малаховка

 

В наше время, когда конкуренция на рынке труда за высококвалифицированных специалистов продолжает расти, работодателям необходимо предоставлять потенциальным и действующим сотрудникам компании различные материальные и нематериальные преимущества.

Актуальность темы HR-брендинга как действенного инструмента в системе подбора и удержания персонала в организациях определяется тем, что нынешние специалисты устанавливают всё более высокие требования к условиям труда, им нужна возможность профессионального и карьерного роста, также они обращают внимание на миссию и ценности компании. В связи с этим организации, которые хотят привлечь лучших работников, должны развивать, поддерживать и правильно реализовывать свой HR-бренд, тем самым повышая заинтересованность своего предложения у потенциальных сотрудников. 

Объектом исследования является HR-брендинг.

Предметом исследования является процесс формирования и управления HR-брендом компании.

Цель исследования – дать обоснование результативности HR-брендинга как способа привлечения, подбора и удержания кадров в организации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности сущности HR-брендинга.

2. Определить какие факторы влияют на становление положительного имиджа работодателя.

3. Выявить основные стадии стратегии HR-брендинга в организации.

4. Ознакомиться и проанализировать HR-бренд успешной компании.

На данный момент в бизнесе складывается тенденция, когда те модели управления, которые применялись в начале XXI века, перестают быть действенными и даже могут пагубно влиять на компанию. В большинстве случаев это связанно с возрастающей конкуренцией между компаниями в различных сферах. На такие факторы, как микроклимат внутри компании, на сколько хорошо развит у неё менеджмент, какая структура организации, устойчива ли она к изменяющимся внешним факторам, есть ли в компании возможность для личностного и карьерного роста обращает внимание современный квалифицированный специалист, рассматривая предложение работодателей. Именно поэтому руководитель должен акцентировать внимание не только на финансовую составляющую, но и на имидж компании.

Исходя из этого, HR-брендинг является важным стратегическим инструментом, который создаёт привлекательный образ работодателя, а также выделяет компанию на фоне её конкурентов. Именно это помогает компании поддерживать долгосрочные отношения с сотрудниками и мотивировать их на дальнейший профессиональный рост.

HR-брендинг включает в себя две составляющие формирования имиджа работодателя: внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя составляющая HR-брендинга складывается из мнений уже работающих в компании сотрудников, так как они являются основными носителями информации об организации во внешней среде. Поэтому именно они влияют на решение потенциальных работников компании.

Под внешним HR-брендингом понимается представление о компании во внешней среде. Здесь ключевым фактором являются не только внутренние процессы, происходящие в организации, но и то, насколько хорошо она известна за пределами своего рынка, а также насколько устойчива её позиция в своём сегменте.

Теперь определим, какие факторы влияют на формирование положительного имиджа работодателя для внутреннего и внешнего HR‑брендинга.

К факторам внутреннего HR-брендинга относятся:

  1. Условия труда. Они должны быть комфортными и соответствовать ожиданиям работников. Это и конкурентоспособный уровень заработной платы, и транспортная доступность до места работы, и система бонусов и поощрений, а также современное оборудование, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.
  2. Культура компании. В ней чётко сформулированы её ценности, продуман свод правил и норм поведения, основанных на уважении, открытости, доверии и сотрудничестве. Также руководители должны позволять работникам проявлять инициативу, поощрять их как материально, так и нематериально, поддерживать баланс между личной жизнью и работой сотрудников.
  3. Возможности для развития и обучения.  К ним относятся карьерный рост, участие в различных проектах и повышение квалификации работников.
  4. Налаженная внутренняя коммуникация. Это открытый обмен информацией между сотрудниками и руководством, наличие обратной связи для выдвижения инициатив и своего мнения, использование внутренней рассылки для оповещения сотрудников о событиях, происходящих в организации.

К факторам внешнего HR-брендинга относятся:

  1. Репутация компании. Когда квалифицированные кадры выбирают будущее место работы, она играет одну из важных ролей. Они обращают немалое внимание на отзывы действующих и бывших работников о компании, а также на упоминание об организации в СМИ.
  2. Ведение социальных сетей. Публикация о событиях, которые происходят в жизни компании, привлечение сотрудников в создании контента и обмене опытом работы в компании. Организация и проведение маркетинговых кампаний, с целью привлечение большего количества новых сотрудников.
  3. Проведение мероприятий и участие в них. Организация может выступать в качестве спонсора, тем самым расширяя свою узнаваемость среди перспективных сотрудников, а также проводить дни открытых дверей для студентов и молодых специалистов, ознакомляя их с ней.
  4. Взаимодействие с учебными заведениями. Сотрудничество с различными образовательными учреждениями, проводя в ней практики и стажировки для студентов. Поддержка студентов в научных исследованиях и участиях в проектах.

В связи с вышеперечисленным можно сказать, что множество различных факторов влияют на формирование положительного имиджа работодателя. Если учитывать их, то можно в долгосрочной перспективе постоянно привлекать новых сотрудников, а также удерживать и повышать мотивацию действующих работников, так как это влияет на будущее компании.

Чтобы привлекать, удерживать и мотивировать сотрудников с высоким уровнем квалификации, необходимо эффективное применение HR-брендинга, для этого разрабатывается и реализуется его стратегия. Именно она помогает создавать и поддерживать образ компании как работодателя.

Создание стратегии HR-брендинга включает в себя два этапа:

1. Ведётся полный анализ первоначальной обстановки в компании, чтобы понять, что именно может влиять на выбор работодателя у будущих сотрудников. Во‑первых, организации нужно определить кто будет являться их потенциальными кандидатами. Во-вторых, исследовать HR-бренд других компаний на рынке, для выявления всех преимуществ и недостатков, также анализируются методы привлечения и удержания сотрудников. В-третьих, идёт оценка рынка труда, уровня заработной платы и способов вознаграждения у других компаний.

2. Разрабатывается стратегия HR-брендинга, исходя из результатов анализа, проведённого на первом этапе. Формируются цели и задачи HR-брендинга, определяются ключевые показатели эффективности (KPI), например, насколько часто меняются специалисты, вовлеченность сотрудников в процесс деятельности организации, стоимость найма и сколько откликов было на вакансии. Устанавливаются уникальные ценностные предложения работодателя (EVP), чтобы выделиться на фоне конкурентов. Это и перспективы для развития работников организации, и возможное увеличение заработной платы, а также благоприятная среда в коллективе. Создаётся визуальный стиль HR-бренда, который используется для коммуникации с действующими сотрудниками и потенциальными кандидатами в сотрудники, следовательно, подбирается способ обмена информацией с ними.

Все вышеупомянутые действия по разработке стратегии HR-брендинга помогают в её реализации. Также реализация осуществляется с помощью внутренних и внешних коммуникаций, совмещая работу всех отделов компании, тем самым достигая цели и поставленные задачи.

Таким образом, для поддержания HR-бренда компании, а также, чтобы он оставался уникальным и эффективным, организации необходимо регулярно отслеживать, анализировать результаты работы стратегии HR-брендинга и приспосабливаться к изменяющейся внешней среде. Именно тогда HR-брендинг станет действенным инструментов в подборе и удержании персонала в организации.

Для более наглядного представления, как же всё-таки применяется HR‑брендинг и как реализуется его стратегия, рассмотрим компанию МКПАО «Яндекс» (далее «Яндекс») как работодателя. «Яндекс» является одной из ведущих технологических компаний в странах СНГ и Европы. Организация использует всесторонний подход к формированию своего HR-бренда.

Приведённые ниже аспекты относятся к инструментам внешнего HR‑брендинга «Яндекса».

«Яндекс» выработал репутацию ответственного и справедливого работодателя, который ценит своих сотрудников и предоставляет самым трудолюбивым и инициативным из них возможность реализовывать свой потенциал, тем самым помогая развитию компании.

С помощью социальных сетей «Яндекс» занимается продвижением своего бренда. Используя ВКонтакте, компания активно освещает события, произошедшие в компании, показывая её жизнь изнутри, ведёт канал на Rutube и канал в Telegram, опубликовывая образовательные видео, статьи и подкасты.

«Яндекс» часто участвует в различных IT-конференциях и других мероприятиях, что может способствовать привлечению специалистов из разных регионов страны. Для поиска новых квалифицированных сотрудников «Яндекс» публикует вакансии, используя специальные платформы, например, HeadHunter и SuperJob.

Организация является спонсором таких образовательных программ, как «Я-профессионал» - всероссийская олимпиада студентов, «Урок цифры» - всероссийский образовательный проект, «Код будущего» - бесплатные курсы по программированию для школьников, а также «Яндекс Практикум», «Яндекс Учебник» и другие. Компания даёт возможность студентам, обучающимся по профильным направлениям, стажироваться у них.

К инструментам внутреннего HR-брендинга «Яндекса» относятся:

- Особая корпоративная культура, в которой ценятся свобода, открытость и профессионализм. Создаются оптимальные условия труда (релокационные выплаты для кандидатов, которые приезжают из других регионов, оплата питания, гибкий график работы, предоставление нового IT‑оборудования и другие).

- «Яндекс» помогает адаптироваться новым сотрудникам. Для них готовят отдельное рабочее место, определяют удобный день для начала работы, а также предоставляют наставника. Новички в течение стажировки проходят ознакомительный курс.

- У всех сотрудников «Яндекса» есть доступ к платформе для повышения квалификации. Компания на основе высоких достижений сотрудников предоставляет разнообразные бонусы и льготы, служащие в продвижении по карьерной лестнице.

- Создаётся комфортная атмосфера в офисах для сотрудников. В них обустроены места для проведения своего досуга внерабочее время. Это тренажёрные залы, зал для танцев и йоги, массажный салон, библиотека, бильярд. В офисе есть музыкальные кружки, также есть возможность для изучения иностранных языков, после обучения сотрудники получают сертификат о прохождении курсов. Обустроены места где можно перекусить или выпить кофе.

Вместе с приведёнными факторами, HeadHunter опубликовал ежегодный рейтинг работодателей России, результаты опросов показали, что в категории IT-компаний «Яндекс» занял первое место. [7]

Подводя итоги, опыт компании МКПАО «Яндекс» показывает насколько важно следить за развитием как внутренних, так и внешних факторов формирования положительного имиджа работодателя.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Было изучено основное понятие и определены ключевые аспекты сущности HR-брендинга. Можно сделать вывод, что HR-брендинг является одним из главных инструментов подбора и удержания персонала в организации.

2. Были определены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование положительного имиджа работодателя. Внутренние факторы играют важную роль в формировании мнения уже действующих сотрудников компании о работодателе, в то время как внешние факторы определяют позиционирование компании на рынке труда.

3. Выявлены основные этапы разработки и реализации стратегии HR-брендинга. Для успешного формирования HR-брендинга и применении его в компании необходимо тщательное и поэтапное планирование стратегии HR-брендинга.

4. На примере компании МКПАО «Яндекс» был изучен опыт применения HR-брендинга. Можно сделать вывод, что HR-брендинг стал действенным инструментом компании в сфере привлечения, подбора квалифицированного персонала и удержания уже действующих сотрудников путём реализации разносторонних аспектов подержания имиджа компании.

 

Список литературы:
1. Еремеева Н.А. Лучшие российские HR-бренды и их система коммуникаций. – 2024 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://na-journal.ru/5-2024-ekonomika-menedzhment/12551-luchshie-rossiiskie hr brendy i ih sistema kommunikacii?ysclid=ma2fqzkkkv268317371 (Дата обращения 28.04.2025)
2. Передерий В. HR-бренд: в центре внимания и работодателей, и соискателей – 2025 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://vfokuse.mail.ru/article/hr brend 65745555/?ysclid=m9lgr4ddxg659799102 (Дата обращения 20.04.2025)
3. Программа релокации Яндекса // Условия работы – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://yandex.ru/recruitment-guide/relocation_conditions (Дата обращения: 27.04.2025)
4. Прохоров Н. Что такое HR-бренд и как начать его развивать – 2024 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://skillbox.ru/media/management/chto takoe hr brend ikak nachat ego razvivat/?ysclid=m9lgqejxjr629226965 (Дата обращения 15.04.2025)
5. Что такое HR-бренд и почему важно помнить об имидже работодателя – 2023 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://netology.ru/blog/04 2023 what is hr brand?ysclid=m9li5vyqu42412047 (Дата обращения 26.09.2025)
6. HR-бренд, и как он влияет на привлечение кандидатов / Примеры успешных HR-брендов – 2024 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://adpass.ru/hr brend i kak on vliyaet na privlechenie kandidatov/ (Дата обращения 28.09.2025)
7. «Яндекс», «Авито» и VK возглавили топ ИТ-работодателей России по версии HeadHunter – 2025 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://realnoevremya.ru/news/327598-top-luchshih-i-privlekatelnyhit-rabotodateley-rossii-po-versii-headhunter (Дата обращения 03.05.2025)