Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ: ТОЧНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

Конференция: CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Иванова К.Н., Гнеушева А.А. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ: ТОЧНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(298). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(298).pdf (дата обращения: 11.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 19 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ: ТОЧНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

Иванова Кира Николаевна
студент Улан-Удэнского колледжа Железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ
Гнеушева Анастасия Алексеевна
студент Улан-Удэнского колледжа Железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ
Павлова Светлана Валерьевна
научный руководитель, преподаватель электротехники и электроники Улан-Удэнского колледжа Железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. В данной статье рассматривается современные системы управления электроприводом, история создания, компоненты современной системы управления электроприводом, области применения, преимущества, недостатки.

 

Ключевые слова: электропривод, системы управления, электродвигатель, механизм

 

Введение

Что такое электропривод? Электропривод – это совокупность электродвигателя передаточного механизма и системы управления, предназначенное для приведения в движение рабочих органов машин и механизмов.

Роль систем управления: Почему просто подать напряжение на двигатель недостаточно. Необходимость регулирования скорости, момента, положения, оптимизации электропотребления.

Эволюция систем управления: От простых релейно-контактных схем и аналоговых регуляторов к современным цифровым и интеллектуальным системам.

Актуальность заключается в высоких требованиях к производительности, энергоэффективности, точности и надёжности в промышленности, транспорте, робототехнике и другое.

Цель данной работы состоит в рассмотрении современных систем управления электропривода.

 

Рисунок 1. Внешнее строение электропривода

 

 История создания электропривода

1. Начало (первая половина XIX века): Фундаментальные открытия.

  • Алессандро Вольта: Изобретение источника постоянного тока (Вольтов столб, 1800 г.), что позволило проводить эксперименты.
  • Ханс Кристиан Эрстед: Открытие связи между электричеством и магнетизмом (1820 г.).
  • Майкл Фарадей: Демонстрация принципа вращения проводника с током в магнитном поле (1821 г.) – прообраз электродвигателя, и открытие электромагнитной индукции (1831 г.) – основа генераторов.

2. Первые практические электродвигатели (середина XIX века): Эра постоянного тока.

  • Мориц (Борис) Якоби: Создание первого практически применимого электродвигателя постоянного тока (1834 г.) и его демонстрация на лодке (1838 г.).
  • Развитие динамо-машин (генераторов постоянного тока): Вернер фон Сименс, Зеноб Грамм сделали электроэнергию более доступной.
  • Применение: Первые промышленные установки, электрические трамваи.

3. Революция переменного тока (конец XIX - начало XX века):

  • Никола Тесла: Разработка многофазных систем переменного тока и концепция асинхронного двигателя.
  • Михаил Доливо-Добровольский: Создание первого практического трёхфазного асинхронного двигателя (1889 г.) и трёхфазного трансформатора, что сделало передачу электроэнергии на большие расстояния эффективной. Асинхронные двигатели стали основными в промышленности из-за простоты и надёжности.

4. Эволюция систем управления (XX век):

  • Ранний этап: Простые пускатели, реостаты, контакторно-релейные схемы.
  • Середина века: Появление электровакуумных приборов (тиратроны) и магнитных усилителей для более сложного управления.
  • Полупроводниковая революция (с 1950-х): Тиристоры, а затем транзисторы позволили создать компактные и эффективные статические преобразователи частоты и напряжения для плавного регулирования скорости двигателей постоянного и переменного тока.

5. Цифровая эра и современные системы (конец XX века - наши дни):

  • Микропроцессоры (с 1970-х): Переход к цифровому управлению, реализация сложных алгоритмов (векторное управление, прямое управление моментом), что обеспечило высокую точность, динамику и энергоэффективность.
  • Современность: Интеллектуальные системы, адаптация, самодиагностика, интеграция в промышленные сети (бездатчиковое управление, использование новых материалов для повышения КПД).

От первых демонстрационных моделей до современных интеллектуальных систем, электропривод прошёл огромный путь, став ключевым элементом технологий, приводящим в движение наш мир.

 

Рисунок 2. Первый электропривод

 

Компоненты современной системы управления электроприводом

Электродвигатель: Основные типы, используемых в регулируемых приводах (асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором (АДКЗ), синхронные двигатели с постоянными магнитами (СДПМ), вентильно-индукторные двигатели и другое).

Силовой преобразователь (инвертор/конвертер): ключевой элемент – «мускулы» системы. Назначение: преобразование параметров электроэнергии (частоты, напряжения, формы тока) для питания двигателя. Современная элементная база: транзисторы, новейшие компоненты для повышения КПД и частоты коммутации. Различные топологии (например, преобразователи частоты).

Система управления (контроллер): "Мозг" электропривода. Микропроцессоры, цифровые сигнальные процессоры, программируемые логические интегральные схем. Реализация алгоритмов управления, обработка сигналов с датчиков, формирование управляющих сигналов для силового преобразователя.

Датчики обратной связи: "Органы чувств" системы.

Датчики скорости и положения (энкодеры, резольверы).

Датчики тока, напряжения, температуры.

Важность для точного и замкнутого управления.

Тенденция к бездатчиковому управлению. Ключевые стратегии и алгоритмы управления

Скалярное управление:

Принцип: поддержание постоянного отношения напряжения к частоте.

Преимущества: простота реализации, низкая стоимость.

Недостатки: низкая точность регулирования скорости при изменении нагрузки, плохая динамика, ограниченный диапазон регулирования.

Области применения: насосы, вентиляторы, простые конвейеры.

Векторное управление (Полеориентированное управление, ПОВ):

Принцип: независимое управление моментом и магнитным потоком двигателя, подобно управлению двигателем постоянного тока с независимым возбуждением.

Требует математической модели двигателя и точных данных о его параметрах. Преимущества: высокая точность регулирования скорости и момента, отличная динамика, широкий диапазон регулирования, возможность работы на нулевой скорости с полным моментом.

Разновидности: прямое и косвенное векторное управление.

Области применения: станки, роботы, лифты, электромобили, сложные промышленные установки.

Прямое управление моментом (Прямое моментное управление, ПМУ):

Принцип: непосредственное управление вектором потокосцепления статора и электромагнитным моментом путем выбора оптимального вектора напряжения инвертора.

Преимущества: очень быстрая реакция на изменение момента, высокая робастность (устойчивость к изменению параметров двигателя).

Недостатки: более высокие пульсации момента и тока по сравнению с переменной частотой коммутации.

Области применения: мощные приводы, требующие быстрой реакции на изменение нагрузки (прокатные станы, тяговый привод).

Адаптивные и интеллектуальные системы управления:

Самообучающиеся системы, автонастройка параметров регуляторов.

Использование элементов искусственного интеллекта (нейронные сети, нечеткая логика) для оптимизации управления, диагностики и предиктивного обслуживания.

Модельно-прогностическое управление.

Преимущества современных систем управления электроприводом

Высокая точность и динамика:

Возможность точного поддержания скорости, момента, положения.

Энергоэффективность: Снижение потерь энергии за счет оптимального управления двигателем (особенно при частичных нагрузках), рекуперация энергии.

Повышение производительности оборудования: Увеличение скорости и точности выполнения операций.

Снижение механического износа: Плавный пуск и торможение, ограничение динамических нагрузок.

Гибкость и интегрируемость: Легкая настройка под различные задачи, интеграция в системы АСУ ТП, промышленные сети. Расширенные возможности диагностики и предиктивного обслуживания.

Области применения

Промышленность: Станкостроение (ЧПУ), металлургия, горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, пищевая промышленность, конвейерные системы, насосы, компрессоры, вентиляторы.

Транспорт: Электромобили, гибридные автомобили, электропоезда, трамваи, троллейбусы, судовые приводы, лифты, эскалаторы.

Робототехника и автоматизация: Манипуляторы, сервоприводы.

Бытовая техника: Стиральные машины, кондиционеры, холодильники (с инверторным управлением).

Возобновляемая энергетика: Системы ориентации солнечных панелей, управление генераторами ветроустановок.

Тенденции и будущее систем управления электроприводом

Дальнейшее развитие бездатчиковых алгоритмов управления: Снижение стоимости, повышение надежности.

Расширение использования широкозонных полупроводников: Повышение КПД, уменьшение габаритов преобразователей.

Интеграция искусственного интеллекта и машинного обучения:

Для более глубокой оптимизации, самодиагностики, предиктивного анализа отказов.

"Цифровые двойники": Для моделирования, отладки и оптимизации работы электроприводов в виртуальной среде.

Повышение уровня кибербезопасности промышленных систем управления.

Усиление требований к энергоэффективности и Экологичности.

Заключение

Современные системы управления электроприводом - это высокотехнологичные комплексы, играющие ключевую роль в различных отраслях. Постоянное развитие технологий и алгоритмов открывает новые возможности для повышения эффективности, точности и интеллектуальности электроприводов. Будущее за интегрированными, адаптивными и интеллектуальными системами, способными работать автономно и эффективно в сложных условиях.

 

Список литературы:
1. Кузовкин В.А., Филатов В.В. «Электротехника и элекроника» ; 
2. И.И. Иванов «Электротехника и основы электроники»; 
3. Масаюки Моримото «Занимательная электротехника»; 
4. В.М. Жебцов «Сделаю сам. Главная книга электрика».