Статья:

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Чайка В.С. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(300). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(300).pdf (дата обращения: 13.06.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Чайка Владислава Сергеевна
магистрант, Донбасский государственный университет юстиции, РФ, г. Донецк

 

Аннотация. В статье исследуются особенности правового регулирования внутренней и внешней трудовой миграции в Российской Федерации. Анализируются действующие нормы трудового, миграционного и международного права, а также проблемы, возникающие при реализации прав мигрантов. Особое внимание уделяется вопросу соотношения государственной миграционной политики и соблюдения трудовых прав человека.

 

Ключевые слова: вопрос о правовом регулировании, внутренняя и внешняя трудовая миграция.

 

Трудовая миграция как внутренняя, так и внешняя, представляет собой важный социально-экономический процесс, оказывающий значительное влияние на рынок труда, демографическую и социальную политику государства. В условиях глобализации возрастает значение эффективного правового регулирования миграционных процессов, что требует адекватной правовой базы и сбалансированной политики.

Трудовая миграция представляет собой перемещение трудоспособного населения с целью трудоустройства на временной или постоянной основе. 

- внутренняя миграция — перемещение граждан внутри одной страны (например, из сельской местности в город). 

- внешняя миграция — переезд граждан из одной страны в другую с целью трудоустройства.

Обе формы трудовой миграции требуют правового регулирования, направленного на защиту трудовых прав, обеспечение социальной стабильности и соблюдение правопорядка.

Внутренняя миграция, согласно М.А. Троянской, характеризуется перемещениями внутри страны, в отличие от внешней (международной), предполагающей пересечение государственных границ [1, с. 357]. Ключевыми целями российской миграционной политики являются регулирование миграционных потоков и защита национального рынка труда. Миграционные процессы в России регламентируются рядом нормативно-правовых актов, ключевыми из которых являются Конституция, согласно которой граждане страны свободны в выборе мест пребывания, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы  и др.

Одной из проблем является отсутствие единого миграционного учета внутренних трудовых мигрантов, что затрудняет государственное планирование и контроль.

Внешняя миграция регулируется следующими нормативными актами: 

- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 

- Трудовой кодекс РФ (гл. 50.1); 

- Международные договоры и конвенции МОТ. 

нормативно-правовое регулирование вопросов внешней трудовой миграции и защиты прав трудящихся-мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях:

  • на федеральном уровне (правовыми источниками выступают Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);
  • на уровне субъектов Российской Федерации (правовыми источниками выступают законы субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
  • на уровне местного самоуправления (правовыми источниками выступают нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления);
  • на межгосударственном уровне (правовыми источниками выступают многосторонние и двусторонние соглашения с другими государствами в области миграции, а также общепризнанные принципы и нормы международного права).

Ранее Российская Федерация ратифицировала большинство международно-правовых актов, в числе которых, Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года ), Конвенция о статусе беженцев (от 28 июля 1951 г.), Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (от 1 августа 1975 г.), Конституция Международной Организации по Миграции (от 20 мая 1987 г.), Конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (от 18 декабря 1990 г.).

Важно отметить, что международное право играет ключевую роль в определении общих принципов и стандартов в области трудовой миграции.

Одним из основных международных договоров является Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенное правительствами государств-членов СНГ 9 декабря 1994 г. и подписанное 15.04.1994 г.

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что в Российской Федерации нормативно-правовых актов, касающихся регулирования деятельности трудовых мигрантов, довольно много, однако нет единого законодательного акта, который бы упорядочил и систематизировал все нормы. Кроме того, действующее миграционное законодательство пока не позволяет в достаточной степени обеспечить осуществление эффективной миграционной политики. Миграционная обстановка в Российской Федерации в целом, а также в отдельных ее субъектах характеризуется предельной динамичностью. В сложившихся условиях задачами правового регулирования миграционных процессов остаются дальнейшая интеграция в соответствующую международноправовую сферу, совершенствование миграционного законодательства федерального уровня и выработка оптимальных механизмов его взаимодействия с законодательством субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование внутренней и внешней трудовой миграции в России требует системного подхода, сочетающего социальные, экономические и правовые меры. Актуальной задачей является баланс между интересами государства в обеспечении безопасности и потребностями экономики в мобильной рабочей силе. Приоритетом должна оставаться защита прав трудящихся независимо от их гражданства и статуса.

 

Список литературы:
1. Троянская М.А. Миграция населения: понятие, виды и значение для территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - №10. - С. 356-360.