К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Аннотация. В статье исследуются особенности правового регулирования внутренней и внешней трудовой миграции в Российской Федерации. Анализируются действующие нормы трудового, миграционного и международного права, а также проблемы, возникающие при реализации прав мигрантов. Особое внимание уделяется вопросу соотношения государственной миграционной политики и соблюдения трудовых прав человека.
Ключевые слова: вопрос о правовом регулировании, внутренняя и внешняя трудовая миграция.
Трудовая миграция как внутренняя, так и внешняя, представляет собой важный социально-экономический процесс, оказывающий значительное влияние на рынок труда, демографическую и социальную политику государства. В условиях глобализации возрастает значение эффективного правового регулирования миграционных процессов, что требует адекватной правовой базы и сбалансированной политики.
Трудовая миграция представляет собой перемещение трудоспособного населения с целью трудоустройства на временной или постоянной основе.
- внутренняя миграция — перемещение граждан внутри одной страны (например, из сельской местности в город).
- внешняя миграция — переезд граждан из одной страны в другую с целью трудоустройства.
Обе формы трудовой миграции требуют правового регулирования, направленного на защиту трудовых прав, обеспечение социальной стабильности и соблюдение правопорядка.
Внутренняя миграция, согласно М.А. Троянской, характеризуется перемещениями внутри страны, в отличие от внешней (международной), предполагающей пересечение государственных границ [1, с. 357]. Ключевыми целями российской миграционной политики являются регулирование миграционных потоков и защита национального рынка труда. Миграционные процессы в России регламентируются рядом нормативно-правовых актов, ключевыми из которых являются Конституция, согласно которой граждане страны свободны в выборе мест пребывания, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы и др.
Одной из проблем является отсутствие единого миграционного учета внутренних трудовых мигрантов, что затрудняет государственное планирование и контроль.
Внешняя миграция регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
- Трудовой кодекс РФ (гл. 50.1);
- Международные договоры и конвенции МОТ.
нормативно-правовое регулирование вопросов внешней трудовой миграции и защиты прав трудящихся-мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях:
- на федеральном уровне (правовыми источниками выступают Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);
- на уровне субъектов Российской Федерации (правовыми источниками выступают законы субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
- на уровне местного самоуправления (правовыми источниками выступают нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления);
- на межгосударственном уровне (правовыми источниками выступают многосторонние и двусторонние соглашения с другими государствами в области миграции, а также общепризнанные принципы и нормы международного права).
Ранее Российская Федерация ратифицировала большинство международно-правовых актов, в числе которых, Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года ), Конвенция о статусе беженцев (от 28 июля 1951 г.), Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (от 1 августа 1975 г.), Конституция Международной Организации по Миграции (от 20 мая 1987 г.), Конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (от 18 декабря 1990 г.).
Важно отметить, что международное право играет ключевую роль в определении общих принципов и стандартов в области трудовой миграции.
Одним из основных международных договоров является Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенное правительствами государств-членов СНГ 9 декабря 1994 г. и подписанное 15.04.1994 г.
На основании всего вышеизложенного можно заключить, что в Российской Федерации нормативно-правовых актов, касающихся регулирования деятельности трудовых мигрантов, довольно много, однако нет единого законодательного акта, который бы упорядочил и систематизировал все нормы. Кроме того, действующее миграционное законодательство пока не позволяет в достаточной степени обеспечить осуществление эффективной миграционной политики. Миграционная обстановка в Российской Федерации в целом, а также в отдельных ее субъектах характеризуется предельной динамичностью. В сложившихся условиях задачами правового регулирования миграционных процессов остаются дальнейшая интеграция в соответствующую международноправовую сферу, совершенствование миграционного законодательства федерального уровня и выработка оптимальных механизмов его взаимодействия с законодательством субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование внутренней и внешней трудовой миграции в России требует системного подхода, сочетающего социальные, экономические и правовые меры. Актуальной задачей является баланс между интересами государства в обеспечении безопасности и потребностями экономики в мобильной рабочей силе. Приоритетом должна оставаться защита прав трудящихся независимо от их гражданства и статуса.