Статья:

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПИКЕРОВ ПЛАТФОРМЫ TED TALKS, ПОСВЯЩЕННЫХ ЛИДЕРСТВУ И УСПЕХУ, НА МАТЕРИАЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ “SUCCESS IS CONTINUOUS JOURNEY “ BY RICHARD ST. JOHN”

Конференция: CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Бутикова Е.А. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПИКЕРОВ ПЛАТФОРМЫ TED TALKS, ПОСВЯЩЕННЫХ ЛИДЕРСТВУ И УСПЕХУ, НА МАТЕРИАЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ “SUCCESS IS CONTINUOUS JOURNEY “ BY RICHARD ST. JOHN” // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(304). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(304).pdf (дата обращения: 18.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПИКЕРОВ ПЛАТФОРМЫ TED TALKS, ПОСВЯЩЕННЫХ ЛИДЕРСТВУ И УСПЕХУ, НА МАТЕРИАЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ “SUCCESS IS CONTINUOUS JOURNEY “ BY RICHARD ST. JOHN”

Бутикова Елизавета Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Перелыгина Татьяна Анатольевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

В современном мире невозможно существовать без взаимодействия с другими людьми. Эффективное общение – залог успеха во многих сферах жизни. Для того, чтобы уметь правильно донести информацию до собеседника, необходимо обладать некоторыми ораторскими навыками.

Л.В. Лементуева считает, что «риторика (ораторское искусство) – это наука о том, как, используя законы логики и приёмы речевого воздействия, создавать эффективные публичные речи и выступать с ними, достигая своей коммуникативной цели» (Лементуева, 2018: 78).

Т.И. Койкова полагает, что «публичное выступление – это тип общественного мероприятия, в ходе которого оратор сообщает аудитории определённую информацию. Оно предполагает воздействие на публику с помощью слов, а также невербальных средств общения» (Койкова, 2018: 13).

Д.Ю. Гатин выделяет «языковые особенности публичных выступлений, основанные на уровне языка». К ним относят: лексические особенности, синтаксические особенности, интонационные (Гатин, 2005).

К лексическим особенностям относятся использование научной лексики, разговорной лексики, терминологии, употребление фразеологизмов.

В качестве типичных синтаксических особенностей выделяют: параллельные конструкции, восклицательные предложения, вопросительные предложения, инверсия, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, эмоциональная окраска, риторические вопросы, вопросно-ответная форма организации речи, парцелляция, обращения.

Многие ученые подчеркивают важность использования средств выразительности. К ним относят тропы и фигуры речи. Тропы и фигуры речи играют ключевую роль в ораторском искусстве, позволяя оратору не только донести информацию, но и вызвать эмоциональный отклик у слушателей.

В ораторском искусстве важно не только использовать тропы и фигуры речи, но и делать это уместно. Оратором должны учитываться контекст, аудитория и цель выступления. Умелое применение средств художественной выразительности позволяет не только привлечь внимание слушателей, но и убедить их в своей точке зрения, замотивировать или заставить сопереживать.

Интонационное оформление так же играет важную роль в ораторском искусстве. Интонация включает в себя изменения высоты голоса, его силы и тембра. Это помогает выделить важные моменты, создать нужное настроение и установить контакт со слушателями.

Лидерство и успех в контексте публичных выступлений – это важные аспекты, которые взаимосвязаны и влияют на восприятие личности как лидера. Публичные выступления предоставляют уникальную платформу для демонстрации лидерских качеств, убеждения аудитории и формирования успешного имиджа.

Во-первых, успешные лидеры обладают способностью эффективно излагать свои идеи. Умение четко и убедительно излагать мысли позволяет им вдохновлять других, формировать доверие и привлекать сторонников. Публичные выступления – это не только возможность донести информацию, но и шанс создать эмоциональную связь с аудиторией.

Во-вторых, публичные выступления помогают лидерам продемонстрировать уверенность и авторитет. Аудитория часто оценивает личность по ее манере общения, жестам и интонации. Лидеры, которые уверенно выступают, вызывают уважение и доверие, что способствует их успеху в различных сферах – от бизнеса до политики.

В рамках исследования, было рассмотрено выступление Richard St. John “Success is a continuous journey”

Данное выступление посвящено понятию успеха, и в самом названии выступления содержит метафорический образ – continuous journey, то есть продолжительное путешествие от начала своего пути до достижения успеха.  В своем стиле Richard St. John напоминает, что успех – это не улица с односторонним движением, а постоянное путешествие: “I learned that success isn't a one-way street.  It doesn't look like this; it really looks more like this.  It's a continuous journey”. Он использует историю взлета и падения своего бизнеса, чтобы проиллюстрировать ценный урок: когда мы перестаем пытаться, мы терпим неудачу.

Анализ показал следующие лексические особенности. В первую очередь к ним относят использование тематических слов.

Успех и его достижение – центральная тема автора, а слово “success” – тематическое слово, повторяющееся повсюду. Рассмотрим примеры:

We think success is a one-way street.

… did all the things that took me back up to success.

I learned that success isn't a one-way street.

… because that is not only how we achieve success,  it's how we sustain it.

 So here is to your continued success.

Ключевые слова и фразы повторяются, чтобы подчеркнуть контраст между успехом и неудачей. Для того чтобы выразить понятие лидерства и успеха, а также завоевать внимание слушателей, используется разговорная лексика. Оратор хотел показать свою близость с публикой путем использования этой лексики. Это сделано с целью расслабить слушателей и помочь им понять, что оратор, несмотря на свои успехи, все тот же простой парень, что и они. Использование фразеологизмов и идиом обусловлено тем, что автор желает быть ближе к публике. Так же говорящий использует слова с определенными коннотациями, чтобы вызвать определенные эмоции и усилить тему.

“comfort zone” (изначально позитивный оттенок, но, в конечном счете, негативный). We figure we've made it, we sit back in our comfort zone, and we actually stop doing everything that made us successful;

“magic” (негативная коннотация, подразумевающая кратчайший путь или нереалистичные ожидания). But then I stopped, because I figured I was this hot-shot guy and I shouldn't have to work at ideas, they should just come like magic;

“fast car” (позитивная коннотация роскоши и волнения, но, в конечном счете, пустой). I bought a fast car;

“serving” (позитивная коннотация применительно к клиентам и негативная применительно к себе). Because they could see I was no longer serving them, I was only serving myself.

Речь в значительной степени опирается на сопоставление и контраст, чтобы подчеркнуть разницу между действиями говорящего до и после достижения успеха: усердная работа или расслабление, совершенствование или мнение, что он “достаточно хорош”, сосредоточенность на клиентах или деньгах, заниматься любимым делом в отличие от управления делами.

Продолжая говорить об языковых особенностях, стоит также упомянут о грамматических особенностях. В выступлении широко используется форма глаголов Past Simple для выражения собственного опыта. Это создает ощущение непосредственности и достоверности.

I worked hard, I pushed myself. But then I stopped, because I figured, "Oh, you know, I made it”;

“I was pretty good at coming up with good ideas”;

“I knew how to fix it.  I bought a fast car.  It didn't help.”;

“I did all these simple things that led to ideas”;

“And I got distracted by it”;

Речь выступления достаточно экспрессивна и содержит живые образы. Это достигается за счет использования стилистических средств.  Например, метафоры. Success is a continuous journey”, “success is a one-way street (метафора ошибочного восприятия успеха). В речи также присутствует сильный элемент иронии, подчеркивающий контраст между внешним успехом и внутренним смятением. “So I went to my doctor. I said, «Doc, I can buy anything I want. But I'm not happy. I'm depressed.  It's true what they say, and I didn't believe it until it happened to me.  But money can't buy happiness.» But I'm a guy; I knew how to fix it.  I bought a fast car.  It didn't help.” Так, например, оратор может купить все, что захочет, но он несчастлив. Лексические повторы были замечены в речи. Reaching success, I worked hard, I pushed myself. But then I stopped,… Достижение успеха никогда не было простым. Однако, многие люди полагают, что это не так трудно, как кажется. Richard St. John своим примером доказал обратное, потому в своем выступлении он прибегает к лексическим повторам и несколько абзацев речи начинает с одних и тех же слов. Благодаря использованию различных стилистических средств, а в частности метафоре в названии, спикер раскрывает образ путешествия как пути достижения успеха. С одной стороны, метафора объясняет, что такое успех, а с другой выражает живой образ, подчеркивает экспрессивность.

Таким образом, языковые особенности выступлений на TED, посвященных лидерству и успеху, тщательно продуманы для создания мощной и убедительной презентации. Они сочетают в себе ряд элементов, которые помогают: вдохновлять и мотивировать, используя эмоционально насыщенный и позитивный язык; улучшать понимание, используя ясный, краткий и доступный язык в сочетании с примерами из реальной жизни; улучшать запоминаемость: с помощью повторения, ритма и запоминающихся риторических приемов; создаёт доверие с помощью четкой коммуникации, уверенной подачи материала и неподдельной страсти к теме.

Понимая эти лингвистические особенности, зрители могут лучше оценить эффективность выступлений на TED, а начинающие ораторы могут научиться ценным приемам создания собственных убедительных и влиятельных презентаций.

 

Список литературы:
1. Гатин Д.Ю. Словарь публичной речи. – Самара: Науч.-техн. центр, 2005. – 307 с.
2. Койкова Т.И.  Публичная речь: учебное пособие по английскому языку / под ред. Т.И. Койковой. – Владимир: ВлГУ, 2018. – 89 с.
3. Лементуева Л.В. Публичное выступление: теория и практика / под ред. Л.В. Лементуевой. – 2–е изд. – Москва: Инфра–Инженерия, 2018. – 127 с.
4. St. John “8 secrets of success” – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/richard_st_john_8_secrets_of_success (дата обращения: 1.04.2025).