РОЛЬ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА В РАЗВИТИИ ИНФЕРТИЛЬНОСТИ У ЖЕНЩИН РАННЕГО РЕПРОДУКТИВНОГО ПЕРИОДА
Конференция: CCCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика

CCCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РОЛЬ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА В РАЗВИТИИ ИНФЕРТИЛЬНОСТИ У ЖЕНЩИН РАННЕГО РЕПРОДУКТИВНОГО ПЕРИОДА
В настоящее время, сложившаяся тенденция к реализации репродуктивных планов в возрасте старше 30 лет и малодетности, неизбежно влечет за собой накопление экстрагенитальных и гинекологических заболеваний [1, с. 29]. Возрастание интенсивности жизни, напряжения и конфликтности в современных условиях увеличивают частоту стрессов у населения [3, с. 408]. Хронический стресс представляет собой продолжительную активацию адаптационных реакций организма под воздействием неблагоприятных факторов, что влечет за собой развитие как соматических заболеваний, так и патологию генитального тракта [2, с. 16]. В связи со снижением стрессоустойчивости, происходит вторичное снижение выработки половых гормонов, что может нарушить реализацию репродуктивных планов в наиболее оптимальный период (18-25 лет).
Целью проведенного исследования явилось изучение особенностей снижения фертильности у женщин раннего репродуктивного возраста с наличием хронического стресса.
Проведено открытое проспективное исследование 284 женщин в возрасте 18-25 лет, обратившихся в женские консультации и частные клиники г. Волгограда для прохождения диспансерного осмотра, которые находились в состоянии хронического стресса. Всем пациенткам проведены общепринятые методы обследования [4]. Оценка стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях проведена с помощью шкалы PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) предназначенной для измерения феноменологической структуры переживаний стресса с вычислением интегрального показателя психической напряженности (ППН) [5]. Оценка овариального резерва проводилась путем определения уровней фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и антимюллерова гормона (АМГ) в периферической крови на 2-3 день менструального цикла и числа антральных фолликулов (ЧАФ) ультразвуковым методом в раннюю фолликулярную фазу цикла.
Средний возраст обследованных составил 20±2,3 года. Все женщины отмечали нормальное менархе (12,0±0,06 лет), наличие регулярного менструального цикла и не заинтересованность в наступлении беременности в течении ближайших 5-ти лет. Значимой соматической и гинекологической патологии выявлено не было. Наличие высокого уровня стресса с ППН 169[156;199] баллов было выявлено у 68(23,9%) женщин, средний уровень стресса с ППН 138[100;155] баллов обнаружен у 153(53,9%) обследованных. Низкий уровень наблюдался у 63(22,2) пациенток. Средний уровень АМГ соответствовал нижней границе нормы (1,4±1,13 нг/мл), а ЧАФ составило 3,8±1,6 по каждой площади сканирования, что характеризовало сниженный овариальный резерв (р=0,043). Сильные положительные корреляционные связи были выявлены у женщин с высоким уровнем стресса пороговыми значениями АМГ (0,67 нг/мл) (р=0,031) и малым ЧАФ -3,1±1,5 (р=0,039). У женщин со средним уровнем стресса отмечалась сильная положительная корреляция с АМГ 1,8±1,4 нг/мл (р=0,032) и слабая отрицательная корреляция с ЧАФ - 4,3±1,6 (р=0,024). У пациенток с низким уровнем стресса показатели АМГ и ЧАФ статистически не отличались от физиологических норм (р>0,05).
Проведенное исследование показало, что хронический стресс высокой и средней активности встречается у 77,7% женщин раннего репродуктивного возраста. Наличие длительной дезадаптации способствует нарушению гормонального фона и фолликулогенеза у женщин, наиболее значимо проявляющиеся в группе с высоким уровнем стресса. Разработка профилактических мероприятий, направленных на различные неспецифические факторы, снижающие фертильность, могут предотвратить формирование бесплодия у женщин, находящихся в периоде репродуктивного выбора.
